конспект урока" Зачем творить добро?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лещенко Юлия  Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.2 КБ
Файл konspekt.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему « Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции в процессе обретения духовной радости; подвести к пониманию того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

- донести до учащихся понимание важности добрых поступков.

- на примере жизнеописания  библейских героев, разъяснить  понятия добра, добрых поступков и дел

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

- понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

 - обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Оборудование.

Презентация для электронной доски, приложение на электронном носителе к уроку 21.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учителем обучающихся.

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы и задания на странице 67.

3. Постановка темы и цели урока.

- Итак, сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос « Зачем творить добро?» Это и есть тема нашего урока, которая записана на доске.

4. Изучение нового.

- Ребята, а что означают слова «Добро и Зло?»

- Приведите примеры пословиц и поговорок о добре, ведь это качество ценилось всегда, во все времена.

 Доброму Бог помогает.

Добрые дела красят человека.

Добро век не забудется.

Спеши делать добро.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

- А теперь вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики. Давайте прочитаем его еще раз в учебнике.

- Все люди согласны с золотым правилом этики: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая причина – благодарность за подвиг Христа.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Петр пришел в Рим.(Учащиеся  читают и анализируют, как он поступил, встретив Иисуса Христа по пути из Рима.) Страница 68 учебника.

Брат апостола Петра апостол Андрей проповедовал на северных границах Римской империи, но и заходил и в те края, где позднее стали жить славяне.В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление великого христианского города.

Учащиеся читают и анализируют рубрику « Это интересно» стр.69 о судьбе апостола Андрея.

Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» . И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность. Слайд1.

Крест апостола Андрея.

- В чем отличие крестов Христа и апостолов Петра и Андрея? Слайд 2.

После обсуждения, учитель делает вывод: по-разному распяли и форма крестов разная.

- Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Диск к учебнику А. Кураева.

- Имя апостола Андрея особо почиталось на Руси, а косой Андреевский крест стал изображаться на флаге российского флота, который так и называется – Андреевский. Диск к учебнику А. Кураева.

Примером  самоотверженности, бескорыстному служению Богу является непростая судьба Блаженной Матроны. Слайд 3.

Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Прежде всего Матрона молилась за людей. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала. Слайд4.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

У религиозных людей бывают  необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.( Чтение  и анализ текста на странице 69.)

5. Закрепление изученного.

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Почему христиане благодарны Христу? Почему такая благодарность особенно пробуждает их к совершению добра?

Есть слова Христа: «Даром приняли – даром отдавайте». Как вы их понимаете?

- Как вы поняли притчу о дикаре и царе? Объясните.

 – Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

– Совершая добрые дела, христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран, непрошенных обид.

                                                                                   В. Розов.

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

7. Домашнее задание

- Прочитать урок 21( стр.68-69) и ответить на вопросы на стр.68.

                            Используемая литература:

  1. О.Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина. Основы православной культуры.4 класс. Москва. « Русское слово». 2013.
  2. А. В. Кураев. Основы православной культуры. 4-5. Москва. «Просвещение». 2013.
  3. Приложение на электронном носителе к учебнику А. В. Кураева.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему « Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции в процессе обретения духовной радости; подвести к пониманию того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

- донести до учащихся понимание важности добрых поступков.

- на примере жизнеописания  библейских героев, разъяснить  понятия добра, добрых поступков и дел

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

- понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

 - обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Оборудование.

Презентация для электронной доски, приложение на электронном носителе к уроку 21.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учителем обучающихся.

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы и задания на странице 67.

3. Постановка темы и цели урока.

- Итак, сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос « Зачем творить добро?» Это и есть тема нашего урока, которая записана на доске.

4. Изучение нового.

- Ребята, а что означают слова «Добро и Зло?»

- Приведите примеры пословиц и поговорок о добре, ведь это качество ценилось всегда, во все времена.

 Доброму Бог помогает.

Добрые дела красят человека.

Добро век не забудется.

Спеши делать добро.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

- А теперь вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики. Давайте прочитаем его еще раз в учебнике.

- Все люди согласны с золотым правилом этики: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая причина – благодарность за подвиг Христа.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Петр пришел в Рим.(Учащиеся  читают и анализируют, как он поступил, встретив Иисуса Христа по пути из Рима.) Страница 68 учебника.

Брат апостола Петра апостол Андрей проповедовал на северных границах Римской империи, но и заходил и в те края, где позднее стали жить славяне.В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление великого христианского города.

Учащиеся читают и анализируют рубрику « Это интересно» стр.69 о судьбе апостола Андрея.

Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» . И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность. Слайд1.

Крест апостола Андрея.

- В чем отличие крестов Христа и апостолов Петра и Андрея? Слайд 2.

После обсуждения, учитель делает вывод: по-разному распяли и форма крестов разная.

- Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Диск к учебнику А. Кураева.

- Имя апостола Андрея особо почиталось на Руси, а косой Андреевский крест стал изображаться на флаге российского флота, который так и называется – Андреевский. Диск к учебнику А. Кураева.

Примером  самоотверженности, бескорыстному служению Богу является непростая судьба Блаженной Матроны. Слайд 3.

Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Прежде всего Матрона молилась за людей. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала. Слайд4.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

У религиозных людей бывают  необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.( Чтение  и анализ текста на странице 69.)

5. Закрепление изученного.

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Почему христиане благодарны Христу? Почему такая благодарность особенно пробуждает их к совершению добра?

Есть слова Христа: «Даром приняли – даром отдавайте». Как вы их понимаете?

- Как вы поняли притчу о дикаре и царе? Объясните.

 – Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

– Совершая добрые дела, христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран, непрошенных обид.

                                                                                   В. Розов.

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

7. Домашнее задание

- Прочитать урок 21( стр.68-69) и ответить на вопросы на стр.68.

                            Используемая литература:

  1. О.Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина. Основы православной культуры.4 класс. Москва. « Русское слово». 2013.
  2. А. В. Кураев. Основы православной культуры. 4-5. Москва. «Просвещение». 2013.
  3. Приложение на электронном носителе к учебнику А. В. Кураева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Твори добро!».(1класс)

Конспект занятия по внеурочной деятельности...

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Конспект классного часа "Спеши творить добро" для 1-2 классов

В конспекте классного часа подобран материал по теме  воспитание толерантности в детях....

Конспект урока для 1 класса. Тема: Спеши творить добро!

Тема: «Спеши творить добро!» Тип урока: комбинированный.Цель: воспитывать доброжелательность к окружающим людям, развить чувства понимания и сочувствия, чувство ответственности за совершенные пос...

Конспект урока для 1 класса. Тема: Спеши творить добро!

Тема: «Спеши творить добро!» Тип урока: комбинированный.Цель: воспитывать доброжелательность к окружающим людям, развить чувства понимания и сочувствия, чувство ответственности за совер...

Конспект урока по грамматике нравственности «Что такое «благо» и стоит ли его творить?»

Конспект урока опубликован в сборник материалов из опыта экспериментальных школ, выпуск №5, изд. Информационно-издательский центр ООО "Союз-М", 2012г стр. 37...