Конспект урока по грамматике нравственности «Что такое «благо» и стоит ли его творить?»
план-конспект по теме

Мирошникова Лариса Витальевна

 

Конспект урока опубликован в сборник материалов из опыта экспериментальных школ, выпуск №5, изд. Информационно-издательский центр ООО "Союз-М", 2012г стр. 37

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_8_klass.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое «благо» и стоит ли его творить?»

(Урок по курсу: «Грамматика нравственности» в 8 классе)

        Данная тема курса «Грамматика нравственности» изучается в разделе «Главные понятия морали» и является важным звеном в усвоении таких понятий как «добро» и «зло», с которыми учащиеся начали знакомиться  в начальной школе. Знания о добре и зле  даются на новом, более сложном витке морального познания и  являются одним из главных направлений функционирования общества и входят составной частью в общий стандарт обществоведческих знаний. Этой теме уже предшествовали уроки «Добро и зло в истории человечества», «Добро и зло в разные эпохи», данные уроки  готовят детей к усвоению моральных понятий. Урок способствует формированию нравственных качеств, которые влияют на совершение человеком благих дел.

Цель: раскрыть значение понятий «благо» и «благотворительность» и других  однокоренных слов.

Задачи:

  1. Объяснить, с какими сторонами общественных взаимоотношений согласовываются эти понятия.
  2. Показать, что только нравственные качества влияют на совершение человеком благих дел.
  3. Способствовать развитию таких умений, как выслушивать аргументы, уметь возражать оппоненту, высказывать свою точку зрения.

Ход урока:

  1. Мотивация

  1. Актуализация опорных знаний

III.  Целеполагание

IV. Восприятие учебного материала

V. Обобщение.

VI.Рефлексия

VII.Домашнее задание

На  доске:

«Моё утверждение о том, что то, что я делаю, не есть нечто бесполезное и не есть зло, а есть благо для других, является, поэтому главным условием моего счастья.»

Л.Н. Толстой

- Как  вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

- Что  для писателя являлось главным условием счастья?         

                     

- Как  вы понимаете слово «благо»?

- Какие благие дела вы совершили на этой неделе?

- Так  ли необходимы  они в вашей жизни?

- Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «благо» и стоит ли его творить?»

1)Лексическое значение слова

-Прежде, чем рассуждать о благе, давайте узнаем о значении этого слова.

«Отойди от зла и сотвори благо»

Выражение возникло из Библии: «Уклонился от зла и сотвори благо" (Псал., 36, 27).

БЛАГО,-а, мн. Блага, благ, благам, ср. 1. только ед. Добро, благополучие (высок.).

2) Образование родственных слов

- В древности, когда благодарили, произносили пожелание: спаси (тебя) бог!

Реши:

1) какое современное русское слово для выражения благодарности образовалось из этого пожелания

2) из каких двух слов образовалось одно слово, которое значит "дарю добро"

+

Работа в группах.

- Много однокоренных слов связаны со словом «благо».

- Подберите однокоренные слова к слову «благо»

- Что обозначают эти слова?

На доске появляются слова, составленные детьми:

 благодеяние,                    благоразумие,  

благосостояние,              благовоспитанный,

благонадежность, благотворительность,                 благородство.

Толкование слов:

Благодеяние  – доброе дело, услуга, помощь, покровительство.

Благоразумие – качество характера, ориентирующего человека на достижение максимального собственного блага (счастья).

Благосостояние – степень удовлетворения определенных потребностей человека: обеспеченность материальную и духовную.

Благовоспитанный – умеющий вести себя в обществе, обладающий хорошими манерами.

Благонадежность – ответственный, уверенный.

Благотворительность оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается.

Благородство – возвышенность мотивов поведения человека, добрые проявления сущности человека.

3) Объясни высказывания:

«Выражаю свою благодарность»;

«Благие намерения»;

«Благородный человек»

- Откуда произошли это высказывания?

  В Средние века понятию «благородный человек» соответствовал синоним «знатный человек», но уже тогда люди понимали, что благородство выражает не показатель знатности или богатства, а проявление человеком высоких нравственных качеств, из которых вытекает благородство духа. В идеале рыцарем раннее Средневековье мог стать любой, даже не знатный человек, проявивший себя во имя блага своего народа.

- Какими нравственными качествами должен обладать благородный человек?

 (Совесть, честь, смелость, доброта, достоинство, справедливость...).

- Приведите примеры благородного поступка.

-Объясните высказывание:

«Трудиться на благо человечества или на благо семьи».

- Приведите примеры.

(Открытие новых лекарств, изобретение техники, помощь бедным странам, помощь в чрезвычайных ситуациях: землетрясениях, наводнениях, катастрофах; помощь родителям, близким людям).

Хочется добавить, что это безвозмездная помощь.

4) Работа с текстом

Ярким примером трудиться на благо семьи является рассказ Е.Цымбургской «Руки». 

(Чтение и обсуждение рассказа о взаимопомощи братьев).

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

- В чем проявилось благо?

- Как повлиял поступок брата на жизнь семьи?

- Каждый человек способен совершить такой поступок?

- Какими качествами должен обладать человек способный совершать благие поступки?

Нередко можно услышать слово «благо» в качестве пожелания:

«Всех вам благ!», «Благодарю вас».

(Их желают знакомым, родным, да и просто хорошим людям).

5) Работа в группах (Чтение, обсуждение рассказа).

-Прочитайте рассказ «Поддержка» Е.Цымбургской

   Есть люди, которые вершат благие поступки для незнакомых людей, чтобы их поддержать. Примером такого поступка является рассказ «Поддержка».

- Как вы оцениваете поступок слепого человека?

- С какой целью он его совершил? (во имя жизни другого человека)

6) Благотворительность

    Многие находят смысл своей жизни в удовлетворение своих материальных потребностей. Они ни о ком не беспокоятся, самое главное, что  бы им было хорошо, а что будет с остальными людьми им наплевать. Такие  говорят: "Мне хорошо, а после меня хоть потоп…"

“История благотворительности”                               История не оставила нам имени первого спонсора или благотворителя, но мы смело можем утверждать, что начинание это давнее. Цари, богатые землевладельцы и купцы издавна проявляли свою щедрость и покровительство, одаривали бедных, строили храмы и устраивали празднества. Среди первых, чье имя в истории прочно связано с благотворительностью и даже стало нарицательным – Гай Цильний Меценат, приближённый императора Августина, поверенный в его политических и дипломатических делах. Этот римлянин в те ещё стародавние времена очень хорошо осознавал возможности искусства в формировании общественного мнения и помогал бедным музыкантам, поэтам. А как обстоит дело в нашей России? Корни российской благотворительности лежат в самом основании и развитии российского государства. Начало положил царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций в 1775 году. К 1860 году таких организаций было около 100, за тридцать последующих лет их число перевалило за 2000, а к 1902 году их было ужеболее 11 тысяч. 25 % этих организаций финансировалось из государственной казны, остальные – из средств частной благотворительности и добровольных пожертвований. 

     Благотворительность по-русски имела свой, ни с чем не сравнимый характер: основная масса российских благотворителей на рубеже XX века были купцами. Наставляя младших братьев, известный богач, купец и меценат П. Рябушинский говорил, перефразируя французскую поговорку “знатность обязывает” в “богатство обязывает”. У всех на слуху до сих пор фамилии Третьякова, Мамонтова, Морозова.

-Приведите примеры известным фактам благотворительности.

(Сбор денег для мальчика, у которого рак крови; сбор вещей, продуктов для жертв разрушений, пожаров и т.д.).

    Но иногда в заботе нуждаются памятники культуры.

Экологическая защита необходима природе.

Люди, выезжающие в районы бедствий, эпидемий, катастроф жертвуют не деньги, а тратят на это свои силы, время, здоровье, - всегда пользуются неизменным уважением и признательностью со стороны общества.

- Приведите примеры известных вам фактов благотворительности.

(Передача частных коллекций государственным музеям; реставрация, возведение храмов, церквей; реставрация памятников участникам Вов, благотворительные концерты, в качестве сбора денег для больных людей; помощь в строительстве; покупка подарков, продуктов питания, организация отдыха детским домам и т.д.).

6) Волонтерство

     Есть еще вид благотворительности – это волонтерство.

- Объясните это понятие.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим

- Где помогают волонтеры?

(старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

- Мы рассмотрели самые различные стороны деятельности человека, связанные с понятием «благо».

- Что включает в себя это понятие?

(Выстраивается схема на доске):

Работа в группах.

- Обсудите, какие проблемы могут встретиться на пути благотворителя?

(зависть, осуждение недругов (больше всех надо), насмешки малообразованных людей, черствость сердец, злоба, ненависть)

- О каком нравственном понятии мы сегодня говорили на уроке?

- Стоит ли творить добро, благо?

- Какие понятия ближе вам, связанные с понятием «благо»?

Во все времена были люди, которые не жалели жизни во имя блага других людей. Мы с вами тоже живем благодаря людям, которые защитили мир от фашизма.

- Как люди выражают свою благодарность?

- Есть особое счастливое состояние, которое может испытывать человек – благодать.

Я желаю вам испытать это состояние и желаю вам всех благ!

Напишите  письмо-поддержку больному ребенку или сочинение на тему: «Во благо всего человечества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС

сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"

Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...