Методический семинар "Дидактические игры"
методическая разработка (4 класс) по теме

Ондар Элина Артуровна

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью  педагогов, психологов, родителей, которые заинтересованы в положительном воздействии на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_metodicheskomu_seminaru.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра  -  одно из средств развития

познавательных способностей детей

младшего школьного возраста

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

 вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

 Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

Определяя важные направления в своей деятельности, принципы, я изучала разные подходы в обучении детей. Обратила внимание, что игры на уроках повышают интерес к изучаемой или уже изученной теме, а, значит, дети осознанно запоминают правила, учатся применять их в практической деятельности, то есть игры – это деятельностный подход в обучении, а это то, что требует от нас  ФГОС.

В новых условиях есть необходимость работы по достижению новых целей и задач, поставленных ФГОС перед школой: от привычной фиксации объёма и содержания знаний, которые необходимо дать ученику, школа перешла к реализации требований, предъявленных Стандартом, в том числе к достижению не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Я думаю, что тема, с которой я работаю, позволит мне решить эти задачи.

Конечно, у меня нет опыта и богатых наработок, поэтому я обратилась к опыту своих коллег, к материалам, которые предлагает интернет-ресурс. То, что я опробовала на своих уроках и с чем я собираюсь работать дальше - в моей презентации «Методический семинар».

Дидактическая игра  - это гуманная и естественная для ребенка форма обучения. Она содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и руководителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его принять. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность.

Использование дидактических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин:

- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно - образного типа мышления;

- освоение учебной деятельности, включение в неё детей идет медленно;

- недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Поэтому основными функции дидактических игр являются:

-функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

-функция формирования психических новообразований;

-функция формирования собственно учебной деятельности;

-функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

-функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Дидактические игры являются одним из средств развития интеллектуальных способностей учащихся. Они способствуют развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности; учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца; предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности.

Сущность развивающей дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Так развивается способность к суждению, умозаключению, а также умение применять свои знания в разных условиях. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят учащимся удовлетворение.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

- правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала  доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально;
- игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей;

- каждый ученик должен быть активным участником игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными упражнениями.

Большой интерес для младших школьников представляют дидактические игры с использованием ИКТ.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. (слайд8)

  • Игры-путешествия.
  • Игры-поручения.
  • Игры-предположения.
  • Игры-загадки.
  • Игры-беседы (игры-диалоги).

(Слайд 9)Б.П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа

  • На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть.
  • На втором этапе учитель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
  • На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

(слайд 9)Игры на уроке

  • Значительная часть игр дает возможность учащимся сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более глубокому усвоению изученного материала.
  •          Например, на уроках математики при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток часто используют игры

(слайд11-13)

“Поймай рыбку”.

«Самый быстрый почтальон»

(слайд14)Главное значение  игр в следующем:

  • Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;
  • Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
  • Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
  • Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

(слайд19) Требования к игре

  • Правила игры должны быть простыми и понятными для детей, точно сформулированными.
  •    Материал дидактической игры должен быть посилен для всех детей.
  •    Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.
  •    Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ученик.
  •    Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Вывод

(слайд 20)   При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-презентации "Выбери слово"

Игру-презентацию   "Выбери-слово"   характеризуют  следующие достоинства:   предъявление  информации на  экране    компьютера...

Методическая разработка игры по станциям по английскому языку для учащихся 4-х классов

В нашем образовательном учреждении регулярно проводятся предметные недели, в число которых входит и неделя английского языка. В рамках проведения данного мероприятия проходят различные конкурсы, викто...

Методическая разработка.Игры во время внеурочной деятельности.

В материале представлена викторина "В мире живой природы"....

Методическая разработка игры "Звёздный час". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная методическая разработка составлена по мотивам телеигры. Участие в игре родителей, соренование в группах, расширение кругозора учащихся, интересный дополнительный материал к урокам Окружающего м...

«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)

Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...

Путешествие во времени. Методическая разработка игры по станциям для учеников четвертых классов.

Игра предназначена для активизации учений и навыков учеников и мотивирования из интереса к изучению английского языка. Задания позволяют проверить навыки чтения, говорения, аудирования и письма. Этапы...

Путешествие во времени. Методическая разработка игры по станциям для учеников четвертых классов.

Игра предназначена для активизации учений и навыков учеников и мотивирования из интереса к изучению английского языка. Задания позволяют проверить навыки чтения, говорения, аудирования и письма. Этапы...