Разработка урока "Православный храм" (к участию в конкурсе "Благое дело")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Бугрова Татьяна Владимировна

Разработка урока "Православный храм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_hram.docx918.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Чулковская средняя школа», филиал «Полянская ООШ»

  

Конспект урока «Православный храм»

по пособию протодиакона Андрея Кураева

«Основы православной культуры»

(4 класс)

  

Бугрова Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов.

 

 

с.Поляны

Скопинского района Рязанской области.

2014г.

Модуль: основы православной культуры.

Урок № 14.

Тема: Православный храм.

Цели урока.

  1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  4. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные термины и понятия:  Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.  

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование:

  • графические изображения;
  • презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора;
  • иллюстративный материал;
  • аудиозапись колокольного звона;
  • аудиозапись «Богородица Дево, радуйся…»;
  • видеоматериалы православного канала «Союз»;
  • карточки с заданиями.

Ход урока.

 Организационный момент.

Просмотр видеофрагмента «Самые красивые храмы России»

2. Актуализация.

- Как вы думаете почему мы начали наш урок с просмотра этого  фильма? (Предполагаем, что сегодня на уроке мы поговорим о храме)

-Действительно, тема нашего урока «Православный храм».

Встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним.  Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

-  Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

  1. Объяснение нового материала

Ученики получают карточки (приложение 1)

- Перед вами схема православного храма. Вы видите числа, которые обозначают определённые места храма. Кто из вас сейчас готов назвать места храма, соответствующие числам на плане? (Никто)

-Ну вот мы с вами и определили для себя первую задачу: «Узнать, как называются главные места в храме. Какие и для чего существуют в храме правила».

Помните, на прошлом уроке мы с вами сравнивали жизнь человека с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей.

(На экране изображение храма в честь апостола Петра в городе Санкт-Петербурге.)

 Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. Послушайте стихотворение про этот храм.

Божий Корабль Петра

Григорий Петрович Васильев

В городе каменном, в парке Строителей

Белый вздымается Храм.

Вдаль разливается звон упоительный,

Плавно летит по ветрам.

Светят, как звёзды, кресты золочёные-

Мачты больших куполов,

Парусом нежным вокруг облачённые

В лёгкий туманный покров.

Будто причалил на время у острова,

Смотрит вперёд на восток,

Сильный корабль Святого Апостола,

Ждёт в паруса ветерок.

Вера, как ветер попутный, решительный,

Небо, как Божий компáс,

Колоколами вещает спасительный

Людям отшествия час.

В Санкт-Петербурге, на самой окраине

Ждёт от утра до утра

Всех в путешествие вечное, тайное

Божий корабль Петра.

Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.

- Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?

(Корабль спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни)

  

 Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

(Учащиеся получают каждый по нескольку карточек с изображением храмов. После рассматривания ребята отвечают, какой формы тот или иной храм.)

На Руси всегда было много храмов.  Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22 главая  Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия.

Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.

 Издавна храмы строили в самых красивых местах.

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест)

                                                   

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.                            

 Позже купол стал походить на пламя свечи.

 А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.

                                                 

Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

  1. Виртуальная экскурсия в храм.

Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православный храм. А поможет нам в этом православный телеканал «Союз».  

На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении храма. И, по мере нашего узнавания, вы будете заполнять полученную в начале урока схему храма. А так же итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».

(После просмотра учитель совместно с учениками подводит итог увиденному, акцентируя внимание на названиях основных мест в храме)

 

  Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

 В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной  истории.

(Работа с учебником стр. 50.)

-Прочитайте внимательно текст и давайте разберёмся, что имеют в виду когда говорят «Владимирская Божья Матерь», «Казанская»…

- Как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна. Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.

Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.

Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:

( песнопение «Богородице Дево, радуйся»)

«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево – звательный падеж слова Дева; в женах - среди женщин; плод чрева твоего - младенец Иисус; Спас - Спаситель).

У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.  Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Целая стена из икон называется иконостас. Во время просмотря видеоэкскурсии вы узнали, что каждый ряд иконостаса имеет своё название и назначение. Узнали, где находится главная икона этого храма.

   В центре иконостаса -  двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

    За иконостасом находится  алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

 

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

  (ФИЗМИНУТКА)

  1. Работа с аудиоматериалом:

 Звучат  фрагменты звукозаписи разных видов колокольного звона (благовест, перезвон, трезвон, набат).

Задание:

-Прослушайте звукозапись колокольного звона. Попробуйте определить, какие виды колокольного звона прозвучали).

 

-Какие чувства вызывает  у вас колокольный звон?

 

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

 Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  • Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  • Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
  • Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

    Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

5. Исследовательская работа с текстом (стр. 48-51).

  -Ребята, прочитайте внимательно текст, выделяя те места, которые могут быть для вас пока ещё непонятны)

6. Послетекстовая работа.

Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).

- А сейчас я вам раздам листочки с иллюстрациями. Выполните  задание.

Проверим, правильно ли вы подписали слова к иллюстрациям.(Приложение 2)

7. Творческая работа учащихся.

- Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила  «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила должен знать каждый из вас. (Стихи читают наизусть подготовленные ученики)

Прежде чем зайти в собор,

 Головной сними убор,

 Злые мысли отгони:

 Не нужны тебе они...

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

- В начале нашего виртуального путешествия мы с вами договорились познакомиться с правилами поведения в храме. Так вот, сегодня вы узнали , что есть общие правила, а есть некие разделения для мальчиков и девочек

Памятка мальчику:

Памятка девочке:

       Прежде чем зайти в собор,
       Головной сними убор,
       Злые мысли отгони:
       Не нужны тебе они...

  Скромную надень одежду,

  В брюках в храм идёт невежда,

  Голову платком покрой

  И тихонько в храме стой.

 

9. Итог занятия.

-Как вы думаете, зачем нужно знать устройство храма? (ответы детей)

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

(Ответы детей.)

 Вывод:

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

10. Домашнее задание:  

 Подготовьте рассказ (устный или письменный) о  своём посещении храма или о знакомом храме.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

http://pokrova.kanevskaya.ru/images/osn_vopros/hram.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ 2иконостас.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЛАХ КОЛЛЕКТИВА (модифицированный вариант методики О. В. Лишина)

Методика помогает определить мотивы участия подростков в совместной деятельности....

Методическая разработка классного часа по профориентации/ Тема: «Поварское дело не ремесло, а искусство»

Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности....

Разработка классного часа на тему: "Как правильно делать уроки"

Данный материал можно использовать в ходе проведения классного материала, беседы с детьми....

Методическая разработка урока по музыке для первого класса " Дела давно минувших дней"

Разработка урока для первого класса - это важный материал в подготовке учителя к уроку музыки....

Разработка внеурочного занятия "Жизнь дана на добрые дела"

Данный материал может быть испльзован во 2 классе....

Методическая разработка кл.часа по профориентации «За всякое дело берись умело»

         Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодост...

Методическая разработка "Игровая программа «В игру играй и дело знай!»

laquo;Старые добрые» подвижные игры, проверенные десятилетиями, а то и веками,  могут развивать не только физические способности, но и память, логику, внимание и при этом способствуют межл...