урок ОПК по теме "Православное учение о человеке"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Пяткова Надежда Ивановна

 Конспект урока ОПК, проведенного в 4 классе. В начале урока  идет установка учащихся на работу по теме урока. Текст предлагается с целью найти ответы на проблемные вопросы «Что такое душа?» и «Почему без души нет самого человека?». На следующем  этапе учащиеся  учатся формулировать цели и определять задачи урока исходя из актуализации знания текста с помощью учителя. Работа проводится с целью развития логического мышления, умению делать выводы, сравнения. Дети учатся в группах по эталону, правильно формулировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей, выдвигать и доказывать свою гипотезу. Работа с учебником способствует совершенствованию навыка чтения, умению отделить неизвестное знание от известного. Работа в парах предполагает развитие умения слушать и слышать друг друга. Индивидуальная работа показывает уровень понимания и усвоения нового материала. На этапе рефлексии идет понимание учителем,  как каждый  ребенок понял изучаемую тему,  какие трудности ему встречались при изучении нового материала и как он их преодолевал.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

душа человек

Слайд 2

Тема урока: Православное у чение о человеке

Слайд 3

Душа Тело р астет б олеет п итается ч увствует л юбит х одит думает

Слайд 4

На уроке я узнал, что … Оказывается, что … Я понял, что …. Родителям я хотел бы рассказать, что…

Слайд 5

свет любовь доброта ДУША



Предварительный просмотр:

Чудный домик

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо.

(К.Д. Ушинский)



Предварительный просмотр:

« Людские души»

Вероника Тушнова

Людские души – души разные,

Не перечислить их, не счесть.

Есть злые, добрые и праздные

И грозовые тучи есть.

Иная в силе не нуждается,

Её дыханием коснись –

И в ней чистейший звук рождается,

Распространяясь вдаль и ввысь.

Другая хмуро-неотзывчива,

Другая – каменно-глуха

Для света звёзд,

Для пенья птичьего,

Для музыки

И для стиха.

Она почти недосягаема,

Пока не вторгнуться в неё

Любви тревога и отчаянье,

Сердечной боли остриё.

Смятенная и беззащитная,

Она очнётся,

И тогда

Сама по-птичьи закричит она

И засияет как звез



Предварительный просмотр:

1 задание: «Подбери правильное толкование к слову» (дети находят пару и соединяют стрелочками)

Малодушие так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.

Равнодушие если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало

места для добра.

Бездушие чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует

боль других людей.

Мёртвая душа человек со злой душой творит зло и его уже не мучает

совесть.

2 задание: «Чем вылечить болезни души» (дети подбирают антонимы и записывают)

Ненависть - ________________________

Ложь - ________________________

Жадность - _________________________

Жестокость - ________________________

Раздражительность - _________________________

Зависть ___________________________

Слова для справок: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие.



Предварительный просмотр:

Души наши вырастают

И как звездочки сияют,

Чтобы излучать тепло

Всем препятствиям назло.

Души наши вырастают,

Если с детства их питают.

Состоит питанье это

Из любви, добра и света.



Предварительный просмотр:

Учителя: Пяткова Надежда Ивановна

Модуль: Основы православной культуры

Тема урока: Православное учение о человеке

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: раскрытие понятий "образ Божий в человеке", «душа», «болезни души».

Задачи:

Обучающая: познакомить с христианскими понятиями «образ Божий в человеке», «душа», «болезни души», о значении души и тела в жизни человека.

Развивающая: учить различать телесные и душевные свойства человека, понимать, какие качества души составляют внутренний мир человека.

Воспитывающая: осознать, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям

Оборудование: компьютер, проектор

Планируемые УУД:

Личностные: формирование идентичности личности, осознания того, что делает душу богаче;

Предметные: получить возможность узнать о внутреннем мире человека;

Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию;

                             познавательные – уметь добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями;

                           коммуникативные – уметь слушать и слышать собеседника, вступать с ними в сотрудничество, уметь контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

2.

Этап мотивации

Этап актуализации

-Ребята, давайте дадим себе установку на наш урок.

Детям предлагается прочитать рассказ-загадку «Чудный домик» К.Ушинского и попробовать понять, о чем идет речь

(слайд №1, Приложение №1)

- Как вы считаете, о ком же была вся загадка?

-А как вы понимаете значение слова "человек"?

- Давайте попробуем разгадать значение данных слов-загадок?

Хозяйка – д _ _ а

Домик – т _ _ о

Эконом – с _ _ _ _е

Зала – л _ _ _ _ е

Ставенки – г _ _ _ а

- Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике?

«Я настоящий ученик, я все смогу и у меня все получиться»

Чтение текста.

Ответы детей

Рассуждения, сравнение с толкованием в словаре.

Разгадывание загадок

Делают вывод (главная в домике– это душа, без которой тело было бы мертво)

3.

Формулирование

темы и цели  урока

Предложить детям сформулировать тему и цель урока

(слайд №2)

Предположения детей

4.

5.

6.

7.

Открытие нового знания

Применение знаний.

Самостоятельная работа с включением нового знания

Включение в систему знаний и повторения

-Разрешите вас познакомить. У каждого человека есть видимое тело (домик) и невидимая душа (Хозяйка). Они должны научиться жить вместе.

Беседа.

- А как вы думаете, может тело человека существовать без души? А душа без тела?

Работа в группах.

- Какие качества души вы взяли бы для себя.

Слушание стихотворения «Людские души» (Приложение №2)

- Ребята, попробуйте найти в учебнике информацию об одном удивительном свойстве нашей души.

Детям предлагается найти черты сходства и различия души и тела.

- Значит, тело и душа имеют сходные свойства – чувствовать боль и расти.

- Люди с большой душой не только могут жить полной жизнью сами, но и дарят богатства своей души окружающим, несмотря на физические недостатки тела.

(слайд №3) – для проверки

Предположения детей

1-я группа - подбор прилагательных к слову «душа»

2-я группа – подбор глаголов к слову «душа»

3-я группа – подбор фразеологизмов по теме урока

Выступление групп.

Ответы детей.

Работа с учебником стр. 34 (Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям

Работа в парах.

Вывод детей.

Дети приводят примеры из личного опыта

Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. Возможно обсуждение. (Приложение №3)

8.

9.

Рефлексия учебной деятельности

обучающихся

Домашнее задание

-Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? ( Это душа).

- Закончи предложение (слайд №4)

На уроке я узнал, что…

Оказывается, что…

Я понял, что….

Родителям я хотел бы рассказать, что…

Можно предложить детям написать синквейн.

Подготовленный ученик читает стихотворение (Приложение №4) слайд №5

Выполнить  рисунок "Цветок души моих родителей" (по желанию)

Высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"

Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Презентация урока по ОПК "Православное учение о человеке"

Осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности....

Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство  учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...

Конспект урока ОРКСЭ Тема Православное учение о человеке. 4 класс

Предмет: Основы православной культуры. А.В.Кураев. Урок в 4 классе. Материал содержит конспект урока, презентацию.Тема урока: Православное учение о человеке....

ОРКСЭ Методическая разработка урока по теме «Православное учение о человеке»

Урок «Православное учение о человеке» разработан в рамках предмета основы православной культуры и направлен на расширение представлений учащихся о ценностях внутреннего мира человека в све...