Урок по ОРКиСЭ №2
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Стародубцева Ирина Михайловна

Материалы к уроку № 2 "Культура и религия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Презентация к уроку2.93 МБ
Файл domashnee_zadanie.docx20.42 КБ
Файл tetrad_02.docx633.94 КБ
Microsoft Office document icon конспект урока59.5 КБ

Подписи к слайдам:

Попробуйте отобрать полезное для культуры нашей Родины.
Уберите то, что вам не нравится, нажимая на слово.
дружба
драка
аккуратность
любовь к Родине
вежливость
милосердие
предательство
бескорыстие
уважение к родителям
грубость
жадность
преступность
Вы выбрали
добро
и выбросили
зло
.
православие
пьянство
это все,
что создано человеком.
Культура передается
от поколения к поколению
через традиции.
Человек в своей жизни имеет 2 опоры:
и
– это
то место и та среда, в которой мы рождаемся и воспитываемся.
«Природа может обойтись и без культуры, но культура без природы быстро выдохнется».
М. М. Пришвин
Приведите свои примеры.
Урок ОПК № 2
Бог сотворил мир и человека.
С латинского языка - «Religio» -
соединение, связь.
Дикая природа –
это естественный мир.
Этот мир существует помимо человека.


Предварительный просмотр:

  1. Домашнее задание:
  •  Перескажи родителям  или другим взрослым материал урока  2 «Культура и религия».
  • Повтори понятия: религия, культура, духовная культура, материальная культура.
  • Индивидуальное задание: подготовить доклад по теме:

1)«Памятники духовной культуры» или

2)«Памятники материальной культуры».

3)Выбери любой день и сколько раз мы сказали слово «Спасибо», а сколько раз нам, на следубющем уроке, сделаем запись в тетради.

  1. Домашнее задание:
  •  Перескажи родителям  или другим взрослым материал урока  2 «Культура и религия».
  • Повтори понятия: религия, культура, духовная культура, материальная культура.
  • Индивидуальное задание: подготовить доклад по теме:

1)«Памятники духовной культуры» или

2)«Памятники материальной культуры».

3)Выбери любой день и сколько раз мы сказали слово «Спасибо», а сколько раз нам, на следубющем уроке, сделаем запись в тетради.

  1. Домашнее задание:
  •  Перескажи родителям  или другим взрослым материал урока  2 «Культура и религия».
  • Повтори понятия: религия, культура, духовная культура, материальная культура.
  • Индивидуальное задание: подготовить доклад по теме:

1)«Памятники духовной культуры» или

2)«Памятники материальной культуры».

3)Выбери любой день и сколько раз мы сказали слово «Спасибо», а сколько раз нам, на следубющем уроке, сделаем запись в тетради.

  1. Домашнее задание:
  •  Перескажи родителям  или другим взрослым материал урока  2 «Культура и религия».
  • Повтори понятия: религия, культура, духовная культура, материальная культура.
  • Индивидуальное задание: подготовить доклад по теме:

1)«Памятники духовной культуры» или

2)«Памятники материальной культуры».

3)Выбери любой день и сколько раз мы сказали слово «Спасибо», а сколько раз нам, на следубющем уроке, сделаем запись в тетради.



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

УРОК 2

_______________________.

Культура – это   ____________

       ___________________________

       Культура помогает человеку

       стать _____________________

       __________________________

       __________________________

(Покажи стрелочками, что относится к естественному,                            а что – к искусственному миру)

Естественный мир                 Искусственный мир

       Дикая природа                  Культура  

                                           МУЗЫКА

              ГРИБЫ

              БАБОЧКИ

              КОМПЬЮТЕР

              КНИГИ

             ГОРЫ

             ВЕТЕР

             СТАДИОН


Родина

Культура

Религия

Попробуйте отобрать полезное для культуры нашей Родины. Выбросьте то, что вам не нравится в мусорный ящикурок 2 (4 кл). Православие и культура.jpg

КАК ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТ ДОБРО И ЗЛО?

Внутри человека есть нравственный закон.

Этот закон сохраняется и передается религией.

РЕЛИГИЯ – это вера в разумный и невидимый мир (Бога, ангелов, духов)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ – _____________

____________________________________________

ПРАВОСЛАВИЕ – __________________________

___________________________________________

Спасибо – «Спаси, Бог!»

Посчитай, сколько раз в день спасибо

сказал ты                                           сказали тебе

_______________                                  ______________

АНГЕЛЫ

Ангелы в небе высоком живут

Богу Всевышнему славу поют

К небу возносят молитвы людей

Сладкие грёзы детей            

ПРИПЕВ                                Господи мой, сердце открой,

                                               Дай мне услышать ангельский хор

                                               Господи мой, сердце открой,

                                               Знаю, Ты Бог живой!

Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения Божьих чудес

Веру и радость приносят они

Вестники Божьей любви.                  

ПРИПЕВ



Предварительный просмотр:

Урок 2. Религия и культура

Цель урока: помочь обучающимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

  • Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
  • Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
  • Развивающая: через игровые моменты, способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;

Оборудование:

  • учебное пособие «Основы религиозной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры», 4-5 кл./ А.В. Кураев;
  • карточки для игры «Собери пазлы»;
  • демонстрационные карточки-термины;
  • тетради огбучающихся.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Звучит музыка, дети садятся по секторам (зеленый и розовый сектор) (по 2 чел).
  2. Актуализация ранее полученных знаний. (сбор докладов)
  • Как вы понимаете слово «Россия»?
  • Какие традиции в вашей семье?
  • Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
  1. Игра «Собери пазлы». Чей сектор быстрее соберет.

Как называется наша страна?  (слайд1)

А как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

На каком языке мы разговариваем?

На каких языках разговаривают Россияне?

Кто знает, что такое культура? (ответы детей) (слайд 2)

Каждая из религий внесла свой вклад в развитие культуры. В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках.         

В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

В жизни мы часто слышим слово культура: высокий уровень культуры, низкий культурный уровень; культурный человек, некультурный человек; культурность, безкультурье.

(Министерство культуры, культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура…)

Объясните, как вы понимаете, что такое  культура?

Подведем итог вышесказанному: Культура – это все, что создано человеком. (Мир человека – это мир культуры.) (Слайд 3)

Работа в тетрадях. (Культура –… Культура помогает человеку стать собственно человеком)

Культура бывает материальная и духовная. К памятникам материальной культуры мы можем отнести все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда  мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.         

Дикая природа – это естественный мир. Этот мир существует помимо человека (слайд 4).  Его сотворил Бог. Человек создает  отображение Божьего мира - культуру. (слайд 5)

«Природа может обойтись и без культуры, но культура без природы быстро выдохнется». М. М. Пришвин (слайд  6). Приведите свои примеры.

Работа в тетрадях. Надо поставить стрелочки к естественному и искусственному миру.  (Дикая природа – грибы, бабочки, горы, ветер. Культура – музыка, компьютер книги, стадион)

Задание детям: рассмотрите фотографии учебника на страницах 6, 7 и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, - они относятся?

  • Чтение рубрики «Это интересно» (с.7)
  1. Игра.

Обучающиеся по секторам получают получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка. 

1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.

Заполним таблицу в рабочей тетради.

Должно получиться примерно так:

родина

культура

религия

Мама

Дом

Гимн

Любовь

Береза

Сад или др.

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

Культура передается от поколения к поколению через традиции.

Беседа с обучающимися:

  • Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
  • Что входит в понятие «культура поведения»?

Выполнение творческого задания в рабочей тетради. Нужно отобрать полезное для культуры нашей Родины. (слайд 8) 

Какая команда правильнее и быстрее отберет слова.

Выступление учителя «Влияние религии на культуру».

Культура формируется под определяющим влиянием религии. Важной частью большинства духовных традиций является религия:

Различные верования людей (в бога, многих богов, духов, ангелов …).

Поведение людей в повседневной жизни (чем человек наполняет свою душу и как строит отношения с другими).Участие людей в религиозных действиях – ритуалах.

Физкультминутка.

Вот под елочкой зеленой (Встали.) 
Скачут весело вороны: (Прыгаем.) 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) 
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.) 
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) 
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) 
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) 
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

У вас на столах лежат карточки (у каждой команды своя) очень быстро сформулируйте правила культурного поведения за столом и культурного поведения в гостях. А затем все вместе, с помощью учителя сформулируем правила культурного поведения в храме.

Как люди различают добро и зло? (слайд 9)

Внутри человека есть нравственный закон. Этот закон сохраняется и передается религией.

Как вы думаете, что такое религия? (РЕЛИГИЯ – это вера в разумный и невидимый мир (Бога, ангелов, духов). (слайд 10).

Цель религии – встреча с Богом. Религия – это не культура. Веру закладывает нас в сердце сам Бог. (слайд 11)

Давайте в тетради запишем определения: (РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ – это часть культуры. ПРАВОСЛАВИЕ – это часть истории и культуры России).

  1. Игра (без команд). В рабочей тетради. Надо записать сколько раз мы сказали слово «Спасибо», а сколько раз нам.
  2. Рефлексия. Давайте с вами вспомним о чем мы говорили на уроке?

Закрепление материала, вспоминаем определения.

Давайте сформулируем тему урока (слайд 12).

Религия создает мост между Богом и человеком (слайд 13). Человек в своей жизни имеет две опоры: религия и культура; знание и вера (слайд 14). Человек создает культуру, а культура, в свою очередь, формирует человека.

В заключении прозвучит или исполнит Гладких Людмила исполнит песню «Ангелы».

  1.  Домашнее задание:
  •  Перескажи родителям  или другим взрослым материал урока  2 «Культура и религия».
  • Повтори понятия: религия, культура, духовная культура, материальная культура.
  • Индивидуальное задание: подготовить доклад по теме:

1)«Памятники духовной культуры» или

2)«Памятники материальной культуры».

3)Выбери любой день и сколько раз мы сказали слово «Спасибо», а сколько раз нам, на следубющем уроке, сделаем запись в тетради.

Оцените урок. (дети поднимают смайлики)


Правила культурного поведения за столом:

Правила культурного поведения в гостях:

Правила поведения в храме:


Церковь

Лезги                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            нка                                                                                                                                                                                                                                

Карета

Мечеть

Знания

Буддизм

Кукла

Ислам

Народная песня

Монета

Копье

Законы

Платье

Сказка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"

Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?"  для 4 класса....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Урок по ОРКиСЭ православная культура ХРАМ

Урок по религии в 4 классе по теме : Храм...

Урок по ОРКиСЭ "Таинство причастия"

Разработка урока и презентация по предмету " Основы православной культуры и светской этики"...

Конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед"

Предлагаю конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед" с презентацией....

Урок по ОРКиСЭ "Священные сооружения"

Урок по ОРКиСЭ "Священные сооружения"...

конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"

Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...