Конспект урока по предмету ОРКСЭ , модуль ОПК по теме "Заповеди"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
На уроке используется групповая форма работы, детям предлагается маршрутный лист для организации самостоятельной работы на уроке. Новизна урока в сочетании разнообразных приёмов и методов, позволяющих добиться цели урока, некоторые фрагменты материала, используемого на уроке могут перекликаться с уроками других авторов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.79 КБ |
![]() | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема_________________________________
- Что такое заповеди?
Заповедь - это________________________________________
- Как Бог дал людям заповеди?
Вопрос:______________________________________________
- Какие заповеди дал Бог людям?
Ответь на вопросы таблицы.
5-ая заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою» Что значит слово «почитать»? | |
6-ая заповедь «Не убивай» О чем нужно помнить, чтоб не нарушить эту заповедь? | |
7-ая заповедь «Не прелюбодействуй». Запишите о чем она? | |
8-ая заповедь «Не кради» Запиши, что общего у убийства и воровства. | |
9 заповедь «Не лги, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Какая особая причина есть у христиан, чтобы не лгать? | |
10 заповедь «Не завидуй» Почему зависть гасит радость? |
- Дополни предложения, пользуясь текстом учебника.
Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать ____ и ______.
Заповеди записаны в ________, которая говорит о том, что они даны людям от _________.
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Пономарева Елена Александровна |
Модуль | Основы православной культуры |
Тема урока | Заповеди |
Тип урока | ОНЗ |
Цель, задачи | Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей . Задачи:
Воспитывающая: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения. |
Необходимое оборудование | Учебник, интерактивное оборудование, доска, мультимедийный диск, презентация " "Заповеди Божьи". |
Дидактическое обеспечение | Толковый словарь Ожегова |
Планируемые результаты | |
| Воспитание человечности и чувства любви и уважения к людям. |
| Знание, понимание слов «заповеди», заветы, священные слова. |
| Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы. Умение осушествлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёра. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | ||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД(с указанием конкретных действий) | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | 1. Анализ выставки рисунков на тему «Счастливый человек». 2. Организует работу в группах «блиц-опрос» Задание: «Как жить в радости?» | 1.Авторы рисунков, поясняют свои работы на тему «Счастливый человек» 2. Работа в группах «блиц-опрос» Задание: «Как жить в радости?» (презентация) Высказывают своё мнение, отвечая на поставленный вопрос. 1.Не помнить зло, а хранить в памяти добро. Не отвечать на зло злом. 2. Не оставаться равнодушным к несправедливости, поступать по совести. Быть в ладу со своей совестью. 3. «Собирайте себе сокровища на небе…» - добро, сделанное бескорыстно. | Познавательные УУД: Умение отвечать на поставленные вопросы. Анализ лексики и её сопоставление формулировать определение. Регулятивные УУД: Определение границ своего знания. Коммуникативные УУД: Умение точно и полно выражать свои мысли. | |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Кто учил людей не отвечать на зло злом, не ставить целью жизни обогащение и когда это было? Вывод учителя: Но истинны эти остаются важными, актуальными и по сей день. А какие ориентиры были у людей до рождения Иисуса Христа? Что помогало им отличать добро от зла? |
Иисус Христа, Нагорная проповедь, более 2000 лет назад. (презентация). Ответы детей: -голос совести -заповеди | Познавательные УУД: Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Умение отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: Поиск ответа на поставленный вопрос | |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. Построение проекта выхода из затруднения | Больше 1000 лет до рождения Иисуса Христа Бог дал людям заповеди, исполнение которых означало сохранение верности Творцу и завету с ним. Откройте учебник на стр.40 Найдите, о чём ещё вы узнаем на уроке? Вот и наметился план нашего урока. | Какие вопросы возникают у вас? Что такое заповеди? Как Бог дал людям заповеди? Какие заповеди дал Бог людям? Что общего у убийства и воровства? Как зависть гасит радость? (презентация) вопросы | Познавательные УУД: Умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи. Регулятивные УУД: Анализ и соотнесение по смыслу суждений. | |
4 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания | Учитель организует работу по группам. Дети ищут в толковом словаре и в учебнике ответы на вопрос №1,2? Осмысление и запоминание прочитанного. Учитель организует проверку работы в группах. Дети задают по одному вопросу друг другу или учителю. Какие заповеди Бог дал людям? Третий вопрос нашего урока. Всего 10 заповедей. 4 из них об отношении человека и Бога, а остальные об отношении людей между собой. Как ещё можно получить информацию? ( спросить у знающего человека, профессионала) Как вы думаете к кому можно обратиться за разъяснениями? (к священнослужителю). Он расскажет о 5-ой заповеди «Почитай отца твоего и матерь твою», прослушайте внимательно, позже в тексте учебника вам надо будет найти о чем не сказал священнослу-житель. Дополнение учителя: Пятой заповедью Бог велит почитать и тех людей, которые заботятся о нас: учителя, старшие, священники, разные начальники. Если мы будем делать всё хорошо, то и начальники у нас будут хорошие. | Откуда мы можем получить ответ на наши вопросы? (Из словарей, учебника) 1 группа работает с толковыми словарями и отвечает на первый вопрос « Что такое заповеди?» Остальные группы ищут ответ на второй вопрос «Как Бог дал людям заповеди?» и готовят вопросы по содержанию текста (один вопрос записать в маршрутный лист). Капитан выбирает самый интересный вопрос и задаёт детям или учителю? "Заповедь - это религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества". «Заповеди – заветы, предписания Божии людям, закон жизни человека» Есть связь между словами заповедь, заповедник? Дети слушают фрагмент телепередачи «Купелька». Прочитайте абзац, посвящённый этой заповеди. Что ещё вы бы дополнили. Заботиться о престарелых и немощных родителях на закате их жизни. | Познавательные УУД: Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи. Личностные УУД: Формирование нравственно- этической модели поведения детей. | |
. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Учитель организует самостоятельную работу с учебником и маршрутным листом урока. Дети получают задание прочитать текст о заповедях и заполнить таблицу. | Самостоятельная работа с учебником и таблицей. Обсуждение ответов таблицы в группах. | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Анализ поступков героев, умение формулировать свою точку зрения. Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: Умение точно выражать свои мысли. Умение слушать мнение других людей | |
6-ая заповедь «Не убивай» На слайде проиллюстрирована эта заповедь. Как бы вы прокомментировали её. Учитель организует фронтальный опрос. | Фронтальная работа (примерные ответы)
| Познавательные УУД: Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение классифицировать поступки и качества характера. Открытие нового знания. Развитие творческого мышления. Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника, оценивать полноту и правильность высказывания товарища. Личностные УУД: Определение собственной нравственной позиции | ||
7-ая заповедь. «Не прелюбодействуй». Прочитайте о чем она? Прочитайте седьмую заповедь Дополнение учителя. Эта заповедь запрещает любить, дружить корыстно. Корысть влечёт за собой предательство. Надо быть верным дружбе, любви. Дружат двое, но вот появляется третий и вдруг друг становится не интересен, а более приятен новый. нарушается закон верности дружбе, любви. | Ответ детей. Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. | |||
8 заповедь. «Не кради» На какой вопрос мы должны были ответить, связанный с этой заповедью? Попробуйте ответить, прочитав текст учебника. Дополнение учителя: Кража бывает разная: воруют люди тихонько, отнимают силой, выманивают обманом. Начинают с мелочей, а потом доходят и до большого. Лучше никогда не брать чужого ни крошки. Красть можно не только вещи, деньги, но и время, идеи, настроение. Лентяй тот же вор. | Ответ детей. Убийца, и вор расценивают другого как помеху. Оба бесчеловечны. | |||
9 заповедь. «Не лги, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Какая особенная причина есть у христиан, что бы не лгать?
Дополнение: Ложное свидетельство на ближнего - это клевета. Например, человека начнут называть вором, а он ничего не брал – это клевета. Клевета обижает, ранит. Не нужно говорить про людей плохое, мы можем ошибаться. И никто нас не назначил судить других людей. | Ответ детей. Бога не обманешь. Бог видит любой обман. | |||
10 заповедь. Почему зависть гасит радость? Что произошло со старухой?
Дополнение учителя. Так и человек, пустивший в свою душу зависть желает себе всё больше и не может остановиться. Жадность руководит им. Завистник любит одного себя, а других ненавидит. Он не умеет радоваться чужому счастью. Его душа не имеет покоя. | Ответ детей. Зависть не знает границ. Осталась у разбитого корыта. | |||
7. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Организует работу в группах.
| Каждая группа получила набор пословиц. Нужно подобрать пословицы соответствующие определённой заповеди. У каждой группы своя заповедь. Для проверки работы в группе пословицы вывешиваются на доску. | Познавательные УУД: Анализ и синтез. Регулятивные УУД: Формирование способности к соморегуляции. Самооценка. | |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | А теперь давайте проверим, как вы в конкретных жизненных ситуация сможете определить, какая заповедь нарушается. Задаёт детям вопросы о важности соблюдения заповедей: Нужны ли заповеди современному человеку? Как изменился бы наш мир, если бы все люди на Земле жили по заповедям- Законам Бога? Расскажите о случаях преодоления себя. | Дети работают вместе с учителем со слайдами презентации. Дети вместе с учителем делают выводы: Православному человеку по дороге жизни помогает идти вера. Это мост между Богом и человеком. Мост устремлен вверх, он как - бы символизирует духовный рост православного человека. Вверх идти труднее, скатиться вниз можно легко и быстро. Совесть и заповеди помогают человеку на жизненном пути. | Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждений. Личностные УУД: Формирование нравственной модели поведения детей. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… мне надо… Даёт оценку работы групп. Домашнее задание: Каждая группа готовит проект к следующему уроку. | Учащиеся дают оценку работы в группах, записывают домашнее задание: Группы готовят толковые словарики в виде книжки-малышки "Заповеди" и рисунки по теме: "Как жить в радости?" или выбрать свою тему по желанию. | Регулятивные УУД: Формирование самооценки, умение оценивать работу товарищей. Планирование. |
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30464.jpg)
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153091-1354027815.jpg)
Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"
Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-232339-1600875093.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-209536-1366028455.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс
Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281776-1376814720.jpg)
конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"
Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-162570-1355247964.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"
Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-530467-1416416465.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....