Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему

Подольская Дарья Геннадьевна

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Милосердие и сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_i_sostradanie.rar2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Выполнила- учитель основ православной культуры МБОУ СОШ 4,

Подольская Дарья Геннадьевна

                                   

  Милосердие и сострадание

Задачи урока:

1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

2) дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;

3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;

4)  учить структурировать полученные знания, писать конспект;

5) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

 Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

 Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание

Оборудование: интерактивная доска, презентация молитвы, индивидуальные листы, тетради

               Ход урока

  • Организационное начало урока.
  • Фронтальный опрос домашнего задания
  • Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?
  • Какая у христиан есть особая причина для того, что бы не лгать?
  • Зачем нужно преодолевать зависть? Что тебе помагает в борьбе с ней?
  • Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.

В одной из заповедей говорится:

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Матф.5:7).

Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

Подберите однокоренные слова к слову «милостивый».

Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»).

Одно из названных вами слов — это слово «милосердие». Оно сегодня и станет темой нашего урока «Милосердие и сострадание».

И сегодня на уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

  • Основной этап урока.

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной.

Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе — и не смог остаться равнодушным.

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?

Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест.

  • Учитель рассказывает притчу о милосердном самарянине

Учащиеся слушают притчу о и отвечают на вопросы:

  • Чему учит нас притча о милосердном самарянине?
  • Знаешь ли ты случаи в своей жизни, похожие на эту притчу.
  • Что означает выражение «помощь ближнему»?

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

  • Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся (страницы 43 — 44)

Действительно, милосердию можно научиться. Снасала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным. Старец Амвросий Оптинский говорил: ««Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви».

А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?

Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест.

  • Просмотр видеосюжета «Лики милосердия. История Красного Креста» (ТК Радость моя) (ТК СОЮЗ 2008)

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Кем в обычной жизни были первые сестры милосердия?
  • Почему они помогали даже ценой собственной жизни простым солдатам?

Презентация «Лики милосердия»

Многие сестры милосердия XIX — начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами, но которые умели любить и проявлять милосердие к ближнему. А  ближним для них был каждый человек, который нуждался в их помощи. Например Екатерина Михайловна Бакунина в молодости была «кисейной барышней», любила наряды, танцы, балы. А когда началась крымская война решила отправиться на фронт, что было очень нелегко. Для того чтобы испытать себя, она ежедневно посещала самую «гнусную» из московских больниц. Её жизненный девиз звучал так «С именем Бога — все для людей!»

А красавица баронесса Юлия Вревская умерла от тифа, которым заразилась ухаживая за больными солдатами. Она продолжала выполнять свой долг пока у нее были еще силы.

Великая княгиня Елизавета Федоровна после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

  1.  Совместное «открытие» знаний.

- Что понимаем под милосердием?

- Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам?

Б) Милосердие в православии

 (комментированное чтение)

В) Притча «Стакан молока»

– Как выдумаете, как могла закончиться эта история?

Делимся впечатлениями.

Христианство

 (комментированное чтение)

Что такое милосердие в христианстве?

Можно ли научиться милосердию?

А надо ли учиться милосердию? Зачем?

Как стать милосердным?

Профессии милосердия

Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Л) Самостоятельная работа с учебником

«Это интересно»

Обобщение по теме «Милосердие в христианстве»

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

ПАУЗА

  • Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.  
  • Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
  • Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
  • Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
  • Мы никогда не смогли бы летать.

Подумай!

  • Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?
  • Вывод:

Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочт в беде другим. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это стане доброй привычкой твоего сердца.

  • Рефлексия.
  • Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке?
  • Вспомнили ли вы свои милосердные поступки по отношению к другим людям?
  • Появилось ли желание стать милосерднее?
  • Понравилось ли вам работать в вашей группе?
  • Итог

Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и понял его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.

А завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

  • Домашнее задание:

Вопросы и задания на странице 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по основам православной культуры в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе «Милосердие и сострадание» Задачи:- воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие;- расширять кру...

Урок ОПК 4 класс по теме "Милосердие и сострадание"

Урок по теме "Милосердие и сострадание" включен в программу по ОПК. Урок знакомит с понятиями: милосердие, сострадание, любовь, которые являются важнейшими человеческими ценностями. На основе примеров...

Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"

В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одно...

ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.

Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для  осмысления этих поняти...

Урок ОРКСЭ в 4 классе.Тема: "Милосердие"

Предмет:  Основы светской этики.Класс:  4 ВУчитель:Билалова Розалия ТимирзяновнаТип урока: Урок открытия нового знанияТема:         Милосерд...

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры»Тема: Милосердие и сострадание. Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, по...