Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.
план-конспект урока (4 класс)

Панащенко Элеонора Александровна

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету

«Основы православной культуры»

Тема: Милосердие и сострадание.

 

Цель урока:

познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам». 

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам

Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_pravoslavnoy_kultury_4_klass.docx214.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету

«Основы православной культуры»

Тема: Милосердие и сострадание.

Цель урока:

познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».  

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам

Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: слайд "Лебеди", аудиозапись песни "Лебединая верность

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа по группам

Ход урока

I.  Проверка домашнего задания.

-С чем познакомились на предыдущем уроке? (с Заповедями Христа)

- Сколько их? (10 или 6)

- Назовите их. (Почитай отца твоего и матерь твою. Не кради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй. Не убивай.)

-От чего предостерегает каждая заповедь?

- Как советует поступить любящее сердце?

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

От несправедливых действий, способствующих прекращению жизни

Не лишать жизни, от ненависти между людьми

«Не кради»

От посягательства на частную собственность, от мошенничества, хитрости

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

«Не лги»

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

Быть честным, в первую очередь перед собой

«Не завидуй»

Оберегает от корыстолюбия, себялюбивых мыслей и желаний

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью, Она учит нас хранить кротость, смирение и чистоту сердца. Она помогает всегда думать о себе скромно, быть довольным своим жребием и действовать исходя из интересов ближних

«Не прелюбодействуй»

Не предавать  своих родным

Уважать и любить своих близких

- Как можно обобщить содержание всех заповедей. (Учат  жить для людей.)

- Отчего душа человека может стать «мертвой»? Связано ли это с соблюдением заповедей?  Каким образом?

- А вам удается  жить, исходя из Заповедей?

-Тяжело. Не зря говорят, что «Десять заповедей пришли к нам с неба, потому их трудно выполнять на земле».

II. Введение в новый материал. Исследовательская работа со словом.

- «Красота спасет мир!» Как часто мы произносим красивые слова, не задумываясь о смысле этих слов. Сегодня хочу познакомить вас с одним из слов, которое, к сожалению, стало редко встречаться в нашем словарном запасе. Слово красивое и по звучанию, а, самое главное, по содержанию.

-В.И. Даль толкует это слово так: «Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

- Как вы думаете, что это за слово?

- Правильно, милосердие.

-Давайте разберём значение этого слова. Что значит милосердие для вас?

- МИЛОСЕРДИЕ – Милое сердце, Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота.

- Как вы думаете, а какое слово здесь самое главное?

- Правильно, любовь.

- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, ответственности и, конечно же, о любви к людям.

III. Анализ стихотворений.

-Как часто видели вы милосердие в реальной жизни?

-Как называют действие, противоположное милосердию?

Для иллюстрации послушайте два стихотворения 2 стихотворения.

Яков Полонский «Нищий»

Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.

М.Ю. Лермонтов «Нищий»

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку

- В каком стихотворении проявляется – милосердие? В чем оно выражается?

- О чем говорится во втором стихотворение? Подберите антоним к слову милосердие? (жестокосердие)

-Ребята, я хотела бы добавить, что милосердный человек относится к каждому человеку как к родному, как к своему ближнему.

- А кто такой ближний человек?

IV. Работа с текстом в учебнике.

- Откройте учебник на с.42. Прочитайте притчу о добром самарянине.

(остановится на «… Неужели он сейчас отомстит?»)

- Остановитесь. Как вы думаете, что было дальше?

(Ответы детей)

- Давайте дочитаем притчу до конца.

- Что значит ближний для Христа? (Тот, кто не оставит тебя в беде, кто нуждается в твоей помощи.)

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

(Даже, если человек виноват перед тобой, но он попал в беду, надо забыть все обиды и протянуть руку помощи. Нельзя жить по закону

– Очень часто можно слышать такие слова «Как ты ко мне, так и я к тебе». Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? К чему это может привести?

V. Работа по группам.

- Сейчас предлагаю поработать по группам. В конверте лежат задания. Прочитайте его, обдумайте все вместе и выберите выступающего.

Задание 1 группе.

- Выберите  те качества, которыми должен обладать милосердный  человек. (Милосердие, зависть, хвастовство, сострадание, долг, человечность, эгоизм, доброжелательность, злоба,  настойчивость, общительность, отзывчивость, бескорыстие, равнодушие, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

Приведите свои примеры.

- Какое слово наиболее значимое? (Бескорыстие)

-В Библии есть притчи о милосердии, но и в мировой художественной литературе много замечательных произведений, посвящённой теме милосердия. Это стихи Есенина, Пушкина, Бальмонта, проза Паустовского и др.

А у Юлии  Друниной есть стихотворение «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

 

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

 

- Что хотел автор сказать последними строками?

 Ю. Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и состраданию человек может научиться только делая добрые дела.

Задание 2 группе.

- Приведите примеры милосердных дел. Аргументируйте свой ответ.

Картинка 27 из 14070

http://im0-tub.yandex.net/i?id=133249035-02

http://im7-tub.yandex.net/i?id=101549608-05

http://im8-tub.yandex.net/i?id=183665079-03

Руку помощи протягивали в разные исторические времена многие люди.

- На с.44 учебника рассмотрите фотографию и прочитайте комментарии.

Ответ на вопрос в учебнике: «Как вы думаете, она ухаживала за ранеными по обязанности или по своему выбору?»

Задание 3 группе. Физкультминутка.

- Милосердное сердце. Оно какое?

Прощающее, сострадающее, доброе, жалеющее, ласковое.

- Что может подарить солнышко милосердия? Об этом размышляла 3 группа.

Оно может подарить солнечные подарки: солнечного зайчика, солнечный лучик, теплый день, солнечную улыбку, солнечный бант… Представьте себя в качестве одного из подарков. Чем вы можете помочь людям в трудную минуту?

Я солнечный луч.       Могу вывести путников из темной пещеры.

Я теплый день.        Могу согреть озябших людей…

Я солнечная улыбка.   Я могу подарить вам улыбку, а вы мне. И мир станет радостнее.

А мы солнечные зайчики. Мы приглашаем вас отдохнуть.

Зайка солнечный клубочком

Прыгает через листочки

Глазки строит всем подряд,

Улыбаться всегда рад.

Попытаешься погладить —

На ладошке подержать

Он согреет тебе руку

И ищи его, хитрюгу.

Посмотри, какой он быстрый

Золотистый и искристый

Подарил бы всем тепло —

Зарядил бы всех добром.

 Ручки на макушке,

прыгают на месте.

Палец к носу, вращение глазами

С улыбкой повороты в стороны

Поглаживание по рукам

Хлопанье в ладоши

Потирание руками

Дунуть в ладошки

Бег на месте

VI. Работа с текстом учебника.

- Прочитайте историю на с.45 учебника. (про святую Ульяну)

-Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости  нему. Христос говорил: «Всякому просящему - дай». А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим поступком. Остальное добро ты принес самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

- Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость?

Ответы детей.

- Христос сказал, что когда подаёте милостыню, пусть правая ваша рука не знает, что делает левая. Почему?

Ответы детей.

- Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то?

Ответы детей.

-  А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело?

Ответы детей.

-  Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным  и незаметным для него самого, как и его собственное дыхание?

Ответы детей.

VII. Творческое задание.

- «Доброе сердце о чужой беде болит»- эта пословица помогла выполнить задание 4 группе.

Задание  «Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия.

1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить подарок.

 2. В течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.

3. Бездомных животных приносить в гостиницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь»

VIII.Подведение итогов.

- Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания.

Итак: 3 составляющие слова МИЛОСЕРДИЯ:

Ответы детей.

  • Любовь
  • Бескорыстие
  • Реальная помощь

Вывод: Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии. Какими бы мы не были разными, понятие милосердие одинаково для всех.

- Я хочу, чтоб жили лебеди,

И от белых стай

Мир добрее стал…      

Слайд «Лебеди»

Звучит отрывок из песни Е.Мартынова «Лебединая верность»

-Домашнее задание – помогите миру стать добрее. Будьте милосердны!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"

Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....

Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"

В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одно...

ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.

Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для  осмысления этих поняти...

Конспект по предмету "Основы мировых религиозных культур", тема: "Человек в религиозных традициях мира"

Данный конспект является зачётной работой курса повышения квалификации "Научно-методические основы преподавания модуля "Основы мировых религиозных культур" комплексного курса ОРКСЭ"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Основы мировых религиозных культур Тема: Паломничества и святыни

Создание условий для усвоения знаний по теме «Паломничества и святыни»Познакомить учащихся с главными святынями мировых религий.Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; срав...

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира....