ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Основы мировых религиозных культур Тема: Паломничества и святыни
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Терехина Виктория Викторовна

Создание условий для усвоения знаний по теме «Паломничества и святыни»

  • Познакомить учащихся с главными святынями мировых религий.

Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:  Основы мировых религиозных культур    

Предмет

ОРКСЭ

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Учитель

Терехина Виктория Викторовна

Класс

4А класс

Тип урока

Закрепление изученных знаний

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы  (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока

Тема

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме «Паломничества и святыни»

Основные термины, понятия

Паломничества, паломники, святыни, Гроб Господень, Святая Земля, святые, мощи, реликвии,  хадж, «Лучезарная Медина», «Купол Скалы», Стена Плача,  накхор

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Познакомить учащихся с главными святынями мировых религий.
  • Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

 Личностные УУД:

  • Формировать внутреннюю позицию к образу мира  как единого целого при разнообразии религиозных культур.
  • Воспитывать чувство уважения к  величайшему культурному наследию разных народов.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

 Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  (работа с иллюстративным материалом), индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации),

Проектор, ПК, слайдовая презентация «Паломничества и святыни», изображения главных святынь, тетрадь для записей, учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы мировых религиозных культур», А.Л.Беглова, 4-5 кл., Москва, «Просвещение». 2012 г.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/фор-мы контроля

Планируемые результаты

I. Организационное начало урока  

Цель: проверка готовности класса и оборудования

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Личностно-смысловая: я пришел на урок, чтобы..

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

Не  оценивается

Волевое саморегулирование;

действие смыслообразования;

планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация опорных знаний

Цель: организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Через беседу учитель создает условия  для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- На прошлом уроке мы начали изучать тему «Паломничество и святыни». Сегодня мы продолжим с вами изучение этой темы.

Задает вопросы по изучаемой теме.

-Что такое паломничество?

-От какого слова произошло слово «паломничество»?

-Что такое Хадж?

-Что такое Накхор?

Выполнение задания «Найдите лишнее».  Учащиеся находят ошибки в представленных изображениях: Будда, Ступа, менора (семисвечник).  Христианский храм, икона Христа, указка для чтения Торы.   Мечеть, свиток с каллиграфией, крест.

 

Учащиеся под руководством учителя отвечают на вопросы, опираясь на материал прошлого  урока.

 

Демонстрируют знания, умения по пройденной теме

Выполняют задания, совещаются в группах

Учебно-познавательная: установление соответствия, анализ.    Продуктивная, коммуникация

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; контроль, коррекция, прогнозирование достигнутых результатов; аргументирование своего мнения;

фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

III. Формулирование темы и цели

Цель:   создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение цели через проблемную задачу

Создает проблемную ситуацию, мотивирует учащихся  представляет карты «Святые места Христианства», «Святые места Ислама», «Святые места Буддизма», «Святые места Иудаизма»  на которых указаны только места паломничества).

Перед учащимися проблема: на карте нет фотографий и другой информации.

1) Направляет на правильный выбор  цели и задач урока (по возможности откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока).

2) Организует деятельность по достижению цели и задач, консультирует по ходу  работы.    

Учитель обобщает высказывания детей и обращает внимание на слайд.

Предлагают варианты выполнения заданий.

Предлагают свои варианты цели и задач урока

Учебно-познавательная: анализ, принятие задач урока, коммуникативная:  участие в обсуждении

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности

Активизация мыслительных процессов (анализ);  

умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции;

 управление своей познавательной деятельностью; оценивание мнения одноклассников

Активизация мыслительных процессов (умозаключение); умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции; управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели; оценивание мнения одноклассников

IV. «Открытие» новых  знаний    

Цель:  обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Мотивирует к деятельности.

1) Наблюдает и корректирует работу:

чтение текста, ответы на вопросы, выполнение практического задания.

2) Выступление с итогами практической работы

Нарисуйте на полях кружок, отвечающий вашим умениям работать с текстом.

               - могу помочь

                 -   получилось

       

                - нужна помощь

Работают с предложенными источниками информации, затем после обсуждения отвечают на вопросы, выполняют практическое задание.  Представляют итоги работы

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Участие в диалоге, интерактивной беседе

Осуществляют самооценку

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его;

осуществление взаимного контроля;

оценивание правильности выполнения заданий

V. Физминутка «ШАР»  

Цель: снятие утомления

В процессе работы для снятия утомления учитель предлагает  выполнить упражнения.

От зелёного причала

(встать из-за парт)

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два.

Он  назад поплыл сначала.

(шаги назад)

Раз, два.

А потом поплыл вперёд.

(шаги вперёд)

Раз, два.

И поплыл, поплыл по речке,

(волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Учащиеся выполняют движения

Коммуникативная, личностно-смысловая: развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости

Не оценивается

Умение применять правила охраны своего здоровья

VI. Применение нового знания  

Цель:  обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

 

 Учитель предлагает еще раз совершить путешествие по главным местам религиозного  паломничества (просмотр слайдов презентации, на которых представлены религиозные памятники)

Выступают учащиеся  со своими проектами:

1.Гапиенко Дмитрий

 « Священные сооружения. Христианские храмы»

2.Ким Ксения «Священные сооружения Санкт- Петербурга»

3. Ким Станислав  «Часовня Ксении Блаженной»

4. Костылев Даниил «Святыни Петербургских храмов»

5 Григорян Лидия « Святыни Югры»

3. Задает вопросы:

-Что такое паломничество?

-Какие места паломничества иудеев, христиан, мусульман, буддистов запомнили?

Учитель  обобщает ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя

Соотносят слайды с названием мест паломничества  иудеев, христиан, мусульман, буддистов

Отвечают на вопросы учителя

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Самооценивание  по заданным критериям..

Участие в диалоге

Анализ, обсуждение, фиксация результатов;

участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его;

осуществление взаимного контроля

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:  анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями

Урок подходит к концу. Какими новыми понятиями вы теперь владеете? Какие святыни в разных религиях вы запомнили? Что было для вас особенно интересно?

Линеечки Цукермана: интересно, трудно, моё настроение

 - Спасибо за работу! Успехов вам, ребята!

Учащиеся анализируют свою работу и оценивают деятельность друг друга.

Коммуникативная:  монологическая речь  учащихся. Учебно-познавательная: соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы Личностно-смысловая: развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение

Не оценивается

Умение осознанно строить выводы; умение аргументировать свою позицию; оценивание правильности выполнения заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур". Тема урока "Семья".

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. Тема урока "Семья". По программе "Школа России"....

Конспект по предмету "Основы мировых религиозных культур", тема: "Человек в религиозных традициях мира"

Данный конспект является зачётной работой курса повышения квалификации "Научно-методические основы преподавания модуля "Основы мировых религиозных культур" комплексного курса ОРКСЭ"...

Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"

На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира....

Открытый урок по Основам мировых религиозных культур Тема: Священные сооружения.

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.Задачи:-сформировать представление об основных священных сооружениях мировых ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Библия" (Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4 класс, 1 часть О. Ю. Васильева)

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о Священной книге христиан - Библии. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить учащ...