Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Радостева Наталья Алексеевна

На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОМРК. 4 класс. Религиозные ритуалы425.6 КБ

Предварительный просмотр:

Радостева Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ Курагинская СОШ № 7

Педагогический стаж – 14 лет

Высшая квалификационная категория

4 класс

Основы мировых религиозных культур и светской этики

(«Модуль основы мировых религиозных культур»)

Тема. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия

Планируемый  результат предметных умений:   обучающиеся получат возможность  формировать гражданскую идентичность, мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами.

Ход урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

(метапредметный результат)

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Эмоциональный настрой

(анализ «рецептов добра»)

Я тоже хочу предложить свой рецепт добра

1 объятие, 2 рукопожатия, 3 хорошие мысли, и очаровательная улыбка для всех.

П – осуществляют анализ и синтез как нахождение лишнего

К – формулируют собственное мнение и позицию

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Просмотр отрывка (военный парад на Красной площади)

Что вы сейчас увидели?

Учитель фиксирует на доске «нужные» слова: «Обычаи», «ритуалы». Добавляю сама

У военных существует множество обрядов и ритуалов, пришли они из древности. Боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращавшихся после вооруженных столкновений соплеменников, стали прообразами современных воинских ритуалов.

А что же это за слова такие: ритуал, обычай, обряд?

Герменевтическая работа в 4 группах

Поиск слов-ассоциаций к словам ритуал, обычай, обряд + 4 команда работает со словом праздник

Выступление групп + 4 группы со словом праздник.

Что объединяет эти понятия? (они являются синонимами)

Кроме воинских ритуалов, существуют и другие ритуалы. Какие вы знаете?

Дети с помощью учителя выходят на тему урока «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».

П – выбирают из предложенных вариантов верные

К – допускают возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих  с его собственными.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Попробуйте сформулировать цель урока. Чему вы сегодня научитесь?

Дети ставят цель. «Мы познакомимся с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами».

Рассказ учителя о возникновении обрядов в древности

Работа в группах

Задание:

  1. Заполнить таблицу

Ежедневные

Еженедельные

Праздничные

Единожды совершаемые

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Работа в группах (10 мин)

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

П – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

4. Первичное закрепление

Выступление групп

Ежедневные

Еженедельные

Праздничные

Единожды совершаемые

Христианство

Евхаристия

Молитва

Богослужения по воскресеньям

Рождество, Пасха

Крещение

Брак (венчание)

Ислам

Молитва

(намаз)

Пятничная молитва

Ураза-байрам

Курбан-байрам

Брак

Иудаизм

Молитва

Шабат (поклонение субботе)

Песах

Шавуот

Обряд посвящения

Брак

Буддизм

Молитва (мантры), повороты цилиндров

Весак

Сагаалган

Составление гороскопа

По ходу выступления идет заполнение таблицы

+ 15 февраля – Сретение Господне (встреча человечества в лице старца Семеона с Богом)

К – строят монологическое высказывание, контролируют действия партнера

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале

П – устанавливают причинно-следственные связи

5. Самостоятельная работа

Игра «Имею слово»

Что является главным ежедневным обрядом во всех изученных религиях?

Что еще можно выделить общего?

Сделайте вывод по сегодняшнему уроку, опираясь на заполненную таблицу

(в каждой религии есть ежедневные, еженедельные, праздничные и единожды совершаемые обряды, ритуалы и обычаи)

Р – осуществляют самоконтроль за пошаговым выполнением действий

Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её.

6. Рефлексия деятельности

А) Домашнее задание

Рассказать о семейных традициях, можно подготовить презентацию или сообщение

Л – оценивают себя на основе критериев успешности

Р – контролируют собственные действия и действия партнера

6. Рефлексия учебной деятельности

Б) Итог урока

 (Ростовщик – это человек, который предоставляет деньги в долг, как правило, под большие проценты)

Над пропастью длиной почти с версту
Шел ростовщик по узкому мосту,
И посредине этого моста
Вдруг повстречал погонщика скота.
Тот был одет в заплатанный халат.
Сказал богач, брезгливый бросив взгляд: 
"Нам на мосту вдвоем не разойтись.
Вниз прыгай иль обратно воротись!"
Бедняк на это отвечал ему:
"Я воротиться должен? Почему?
Ведь поровну у нас и рук, и ног.
Ты б тоже уступить дорогу мог". 
"Да как ты смеешь преграждать мне путь! -
Вскричал богач. - Благоразумен будь!
Подумай сам, кто я и кто ты есть.
Я так богат, что смог дворец возвесть!
На мне, смотри, с рубинами чалма,
А на халате с золотом тесьма
В семь струй, как речка райская, течет! "
Сказал погонщик: "Это всё не в счет.
Да, дом твой много лучше моего,
Но сам ты разве лучше от того?
Твоя одежда не чета моей,
Но разве сам меня ты лучше в ней?
Мое полезно людям ремесло,
Твое же причиняет людям зло.
Ты лучше подобру уйди с моста,
Иначе сброшу в пропасть, как кота!"
Пришлось ростовщику уйти с пути,
И дважды по мосту свой путь пройти.

За злато можно строить, есть и пить,
Да только
уваженья не купить.

Нужно уважать каждую религию, её обычаи, традиции.

К – адекватно используют речевые средства в монологической форме

Р – соотносят поставленные задачи и достигнутые результаты урока

Л – проявляют эмоции по поводу собственного поведения

Приложение к уроку

Обычай

унаследованный  способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе и является привычным для каждого

обычно, каждый, общество

Ритуал

От латинского слова  «обрядовый», «торжественная церемония») — это действия, которые сопровождают какой либо обряд.

Обряд, действие, церемония (торжественное мероприятие)

Обряд

Действия, которые имеют значение для кого-то или чего-то.

Об (вместе), наряд

Праздник

отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, связанный с культурной или религиозной традицией.

День, праздный, (нерабочий, ничем не занятый)

Группа 1 (Христианство)

План ответа:  Мы узнали, что в христианстве существуют такие ритуалы:

Ежедневные _________________________________________________________

Еженедельные _______________________________________________________

В христианской традиции есть такие праздники ___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Раз в жизни совершаются такие обряды как ______________________________________________________________________________

Главное богослужение Христианской церкви, которое может совершаться каждый день – это молитва и Евхаристия (таинство благодарения).  Евхаристия – когда хлеб и вино во время молитвы верующих претворяются (превращаются) в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причастия (освещение хлеба и вина).

Главные события в жизни верующего человека это Крещение (вхождение в христианскую общину). Крещение происходит раз в жизни. Так же раз в жизни у христиан разрешается вступать в брак, то есть венчаться. Это слово произошло от слова «венец», «корона», которая возлагается на головы будущих супругов.

Еженедельным праздником в христианстве являются праздничные богослужения, которые совершаются в воскресенье. В христианстве название дню – воскресенье – было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день в христианских странах считается праздником, днем, посвященным не обычным делам, а Богу. В этот день верующие посещают церковь.

Праздников в христианстве очень много – это и дни памяти святых людей, дни, посвященные тем или иным событиям. Самыми значимыми являются 7 января – Рождество Христово и Пасха – Светлое Христово Воскресенье (в этом году Пасха – 16 апреля)

Группа 2 (ислам)

План ответа:  Мы узнали, что в исламе существуют такие ритуалы:

Ежедневные _________________________________________________________

Еженедельные _______________________________________________________

В мусульманской  традиции есть такие праздники ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Раз в жизни совершаются такие обряды как ___________________________________________________________________________________

У мусульман ежедневная молитва (намаз) считается делом особенно благочестивым. Мусульмане должны читать молитву в любом  подходящем для этого месте, где из застанет время молитвы. Мусульманин обязан молиться 5 раз в день! (утром, после обеда, перед вечером, после заката солнца и ночью). Каждую неделю по пятницам ровно в полдень каждый мусульманин, который может дойти до соборной мечети, должен участвовать в совместной пятничной молитве. Поэтому пятницу называют «соборным днем». Все слушают проповедь, которая призвана их всех сплотить.

Мусульмане уделяют большое внимание новорожденным и подрастающему поколению. Новорожденным читают слова свидетельства веры в оба уха. Для взрослого человека, чтобы стать мусульманином, необходимо произнести слова шахады – свидетельства веры

Брак у мусульман считается предписанным богом и обязательным для каждого. Поэтому среди мусульман трудно найти одиноких людей.

Пост в священный месяц Рамадан заканчивается большим праздником Ураза-байрам (праздник окончания поста) в этом году это праздник начинается 25 июня.

Курбан-байрам – праздник после хаджа (похода в священный город Мекка)в этом году он пройдет 1 сентября. 

3 группа (иудаизм)

План ответа:  Мы узнали, что в иудаизме существуют такие ритуалы:

Ежедневные _________________________________________________________

Еженедельные _______________________________________________________

В иудейской традиции есть такие праздники __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Раз в жизни совершаются такие обряды как _____________________________________________________________________________

У иудеев с древности существовали специальные часы для совершения ежедневных молитв: утренней, дневной и вечерней. Главной еженедельной традицией для иудеев является соблюдение субботы (шаббат). Этот день нужно посвящать Богу, проводя его в молитве, изучении Святого Писания. В этот день нельзя работать не только людям, но и животным. В иудаизме самыми важными обрядами, проводимыми раз в жизни, являются обряды посвящения мальчика Богу («бар-мицва» и девочки «бат-мицва». Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме. Она совершается под особым навесом, символизирующим шатер древних евреев, в котором они жили во время странствия по пустыне.

Самыми известными иудейскими праздниками является Песах (день памяти исхода евреев из Египта). В этом году Песах (еврейская Пасха начинается 11 апреля. Еще одним любимым праздником является Шавуот – день обретения Торы (главной книги иудаизма). В этом году Шавуот – 31 мая.

 Группа 4 (буддизм)

План ответа:  Мы узнали, что в буддизме существуют такие ритуалы:

Ежедневные _________________________________________________________

Еженедельные _______________________________________________________

В буддистской  традиции есть такие праздники _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Раз в жизни совершаются такие обряды как _____________________________________________________________________________

В буддизме верующие произносят ежедневно молитвы (мантры). Но чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.  Раз в жизни лама (учитель) составляет гороскоп для новорожденного, советуя, чего ему нужно опасаться, с кем он может связать себя узами брака. К умирающему человеку обязательно приглашают ламу для совершения обряда напутствия.  Обряд вступления в брак у буддистов также является пышно празднуемым.

Главными праздниками буддистов является День Будды (Весак) в этом году он празднуется 20 мая, Буддийский Новый год (Сагаалган) в этом году будет отмечаться 26 февраля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКиСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Тематическое планирование 4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс. ОРКиСЭ. Модуль: Мировые религиозные культуры. 4 класс. Н.Р.Богданов, В.В.Добровольский, С.М.Юдина...

ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно правос...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Мировые религиозные культуры) 4 класс

Учебная программа: Основы религиозных культур и светской этики: 4 – 5 классы/ А.Я. Данилюк - М.: «Просвещение», 2019Учебно – методический комплекс:Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....