Этикет
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Головийчук Светлана Владимировна
ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse._osnovy_svetskoy_etiki._etiket.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОРКСЭ

Автор: Головийчук Светлана Владимировна

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Этикет

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание значения этикета в жизни человека, знание правил этикета, понимание значения речи и одежды для этикета.

П. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках

Р Способность к анализу и синтезу информации.

Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.

Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона.

К. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться. Выступать перед знакомой аудиторией сверстников с сообщениями.

Формирование ценностного отношения к нормам  поведения, принятым в обществе. Воспитание чувства терпимости друг к другу, вежливости, аккуратности и самостоятельности, развивать воображение, коммуникативные способности.

Цель урока

Раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Этикет, правила этикета.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихотворения Ю.Чичёва, А.Усачёва, кроссворд, иллюстрации, на которых изображены модели одежды повседневной, школьной и праздничной,  видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд, вспомним некоторые понятия, о которых говорили на уроках.

(Разгадывание кроссворда).

э

т

и

к

а

а

л

ь

т

р

у

и

з

м

п

а

т

р

и

о

т

к

у

л

ь

т

у

р

а

к

о

л

л

е

к

т

и

в

и

с

т

о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

1.Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

2.Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

3.Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради неё на жертвы, трудовые и ратные подвиги.

4.Включает в себя предметы человеческого труда, а также представления и идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

5.Человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным.

6.Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

-Какое ключевое слово получилось? (этикет)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей)

Да, сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

Для работы мы разделимся на три группы. Каждая группа получит свое задание и попробует объяснить, что такое этикет. Время выполнения – 5 минут.

Задания для групп.

1 группа. Ищет ответ, используя стихотворение.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то - нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

2 группа. Ищет ответ, используя толковый словарь.

3 группа. Ищет ответ, используя имеющиеся знания собственного опыта, можно при затруднении использовать учебник.

Вывод делает каждая группа. (Определение выводится на доску)

Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Сбор информации

Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

20мин.

-Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика  гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет.  Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно.  Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

- Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы? (ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д.)

- От кого вы узнали о правилах этикета?

В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых  из них.

Для начала прочитаем текст в учебнике стр.56-57 и ответим на два вопроса.

1вариант. Расскажет об одежде и этикете.

2вариант. Расскажет о значении речи для этикета.

Высказывания детей (другой вариант имеет возможность дополнить ответ)

После ответа 1варианта.

Рассмотрите иллюстрации справа на странице 57.  

-В какой ситуации и по какому случаю надо одеваться так, как одеты герои этих фотографий. (Показ на слайдах модели одежды повседневной, школьной и праздничной)

Культура внешности человека – составляющая этикетных ситуаций общения, поэтому лучше придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида и помнить слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Объясните, как вы это понимаете?

После ответа 2варианта.

Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш».  Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

  • Что в речи мальчика было необычного?
  • Все ли вам было понятно в его речи?
  • Почему вы смеялись?
  • Что вам показалось смешным?
  • Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

- Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу.

А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком).

Какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?

Четыре волшебные слова

ЭТИКЕТА основа.

Вы часто их говорите,

Звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,

ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

«Здравствуйте!»-здоровья желаю.

«Благодарю!»-благо дарю.

«Извините!»-признаю свою вину. Прошу простить.

«Спасибо!»-спаси бог.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид.

А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна»

Обсуждение просмотренного отрывка в парах.

  • Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?
  • Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Сбор информации

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.

Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10мин.

А теперь вы поработайте в группах и выведите правила этикета:

Когда вы обсудите правила, запишите их на больших листах и прикрепите на доску. Когда все пары закончат работу, необходимо перечислить правила, которые вы записали и объяснить свой выбор. Остальные учащиеся должны будут внимательно слушать и дополнить ответ выступающих.

В помощь учащимся раздаются стихотворения.

Задание для групп.

1 группа. Составляет правила этикета за столом. Получает стихотворение:

ЗА СТОЛОМ
(И дома, и в гостях)
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать иль нет?
Жуёшь – закрытым рот держи.
Проглоти – потом скажи.
* * *
Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, - ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь – еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!

* * *
Винегрет, салат, картошку,
Чтобы взять, используй ложку,
Только общую, не ту,
Что в твоем бывала рту.
* * *
Не хватай еду руками –
Будет очень стыдно маме.
ЭТИКЕТ добавит тут:
Только хлеб рукой берут.
* * *
Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
Не бей фужера нежного.
За столом соседи есть –
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед –
Поблагодари в ответ.

Не вытирай свой рот рукой –
Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,
Которые за всё хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
* * *
Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
* * *
Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.
* * *
Один знакомый мальчуган
Совал сосиски за диван
И с пюре набитым ртом
Два часа сидел потом –
Никакой культуры
Не было у Шуры.

Что же нам сказать на это?
Кто не знает ЭТИКЕТА
И не соблюдает, тот
Невоспитанным слывёт.
Вот!
Такое поведение
Достойно осуждения.
И ему мороженое
Летом не положено!
* * *
Этой косточкой от сливы
Вы и выстрелить могли бы,
Но она соседу в глаз
Угодила бы как раз.
Нужно взять ее рукой,
Положить в тарелку.
Добрый наш совет такой
Не считай безделкой.
* * *
Ложка в чашке – не пропеллер,
Не спеша помешивай,
Чтобы гости не смотрели
На тебя насмешливо.
* * *
Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся –
Это не качели.
* * *
Суп горяч, как кипяток?
Зря не дуй, шипя гусыней,
Потерпи минут пяток,
Не заметишь, как остынет.
* * *
Есть с ножа – невежество,
Кто ест с ножа – обрежется!

2 группа. Составляет правила поведения в гостях.

В ГОСТИ!
В гости вы приглашены –
Значит, вовремя должны
На двери нажать звонок –
Точно в названный вам срок.
Приготовь подарок
Кто-то другу иль подружке
Дарит старые игрушки
И потрёпанные книжки.. –
Это дурно, дурно слишком.
Мы таких не уважаем,
В гости их не приглашаем,
Не зовем на день рождения,
Нет для жадин уважения.

Можно спеть на именинах,
Что-нибудь нарисовать,
Вылепить из пластилина,
На лугу цветов нарвать
Или вырастить в горшочке
Синеглазые цветочки...
Кто подарок сделать рад,
Тот на выдумку богат!
* * *
Входишь в комнату, а в ней
За столом полно гостей.
Не стесняйся, улыбнись,
Сесть за стол не торопись.
ЭТИКЕТ свой покажи –
Скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,
Головой гостям кивни,
Чтобы видели они:
ЭТИКЕТ не понаслышке
Знают малые детишки.
* * *
За столом сидишь с гостями –
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.
* * *
Если фантики конфет
Гость под стол бросает,
Это значит, ЭТИКЕТ
Он не соблюдает.
* * *
Кто в гостях повсюду нос
Сунуть свой пытается,
До культуры не дорос,
Хорошим не считается.
* * *
Взял без спроса вещь чужую,
Шкаф открыл, полез в буфет...
Невоспитанность такую
Запрещает ЭТИКЕТ!

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5мин.

Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета и прикрепляют на доску, а затем во время выступления рассказывают, какие правила они записали. Остальные учащиеся дополняют их ответ с места. (новые правила можно сразу записать на листах).

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3мин.

- Ребята, вы уже поняли, что правила этикета доступны каждому из вас, что люди будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правилам этикета необходимо учиться и их соблюдать в повседневной жизни.

- Вы, наверное, сделали для себя выводы и теперь знаете, какое поведение считают вежливым, а какое невежливым. И мне очень бы хотелось, чтобы о ребятах нашего класса говорили, что они знают правила хорошего тона и ведут себя по-джентельменски.

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Скажите, пожалуйста, свои ощущения. -Что вам понравилось, что не понравилось на уроке. Закончите мои фразы.

  • Мне стало ясно…
  • Я поняла…
  • Теперь я знаю…
  • Я буду стараться…
  • Я узнала…

форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"

Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...