Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
методическая разработка (1 класс) на тему

Михалина Людмила Ивановна

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.

Разработанный цикл тематических занятий можно использовать как на нетрадиционных классных часах, на занятиях в кружках по этикету, на внеклассных мероприятиях и занятиях по правилам поведения в группе продленного дня. Также можно их использовать в праздниках и тематических вечерах, посвященных этикету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка
Цикл тематических занятий в группе продленного дня по
этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на
основе книг Григория Остера «Правилонарушание»,
«Нарушение правил этикета»

Цели: Воспитывать доброго, отзывчивого, культурного человека, умеющего правильно поступать в любых ситуациях, развивать коммуникативные способности детей.

Задачи: Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой.

Приемы: беседа, обсуждение, дискуссия, запись на доске, таблица достижений, инсценировка.

Необходимые атрибуты: доска, мел, карточки.

К решению написать данную разработку подтолкнуло знакомство с книгами Г. Остера и наблюдение за детьми, читающими их. Сами книги, с моей точки зрения, не содержат в себе цели научить детей правилам поведения, даже если дети непослушны и делают все наоборот, в силу своей детской психологии. Но, глядя на то, как детям нравится читать эти забавные произведения, мне в голову пришла идея, как можно соединить воспитательный процесс с тем, что нравится детям. Разработанный цикл тематических занятий можно использовать как на нетрадиционных классных часах, на занятиях в кружках по этикету, на внеклассных мероприятиях и занятиях по правилам поведения в группе продленного дня. Также можно их использовать в праздниках и тематических вечерах, посвященных этикету. Юмор, с которым Г. Остер написал данные книги, создаст непринужденную, радостную и праздничную атмосферы на занятии или мероприятии, в котором можно использовать эти разработки.

Режим группы продленного дня складывается из следующих форм деятельности учащихся: бытовой, учебной, досуговой... Данная разработка относится к досуговой деятельности. Тематические вечера «Польза вредных советов» можно использовать в курсе занятий по этикету и правилам поведения. Такие занятия предусматривают организованное изучение учащимися правил поведения в школе и вне нее. Знакомясь с тем, что разрешается или запрещается делать, ученики постепенно приучаются согласовывать свои поступки с нормами поведения, установленными обществом. Занятия помогают им осознать значение гражданских прав и обязанностей.

Естественно, что школьники приносят в школу в себе все то, что восприняли и запомнили из нравоучений старших - мам, пап, бабушек, дедушек.... И столько же, если не больше, из того, что услышали и усвоили из их разговоров. Как правило, дети уже в начальных классах знают правила поведения в обществе, пусть еще не в полном объеме, а иногда выполняют эти правила чисто интуитивно, повторяя поведение старших в данных ситуациях. К сожалению, многие современные дети считают себя вполне самостоятельными и независимыми людьми, имеющими свои, установившиеся взгляды, поэтому, когда они слышат поучения и приказания старших, как себя вести, пропускают все мимо ушей, внутренне сопротивляются, воспринимают как ненужную выдумку взрослых. Поэтому занятия в этой разработке построены не традиционным способом, способом «от противного».

Иногда дети знают правила поведения только теоретически, а использовать их на практике не доводилось, не каждый ребенок сегодня может похвастаться, что ходил с родителями в театр, в музей и т.д. Поэтому в разработке используется метод инсценировки норм поведения. Через игру и инсценировку дети наглядно знакомятся с правилами поведения, упражняются в следовании тем или иным правилам. Также на этом тематическом вечере используется метод дискуссии. Каждый ребенок может высказать свою точку зрения. Так как на занятии используется коллективная работа учеников, детям будет не сложно объединить свои знания и дать верный ответ.

Каждое тематическое занятие этого цикла начинаются с вводной беседы, в которой воспитатель знакомит детей с темой занятия, с какими правилами поведения и с какими ситуациями они сегодня столкнутся. Тематические занятия основаны на соревновании команд: дети делятся на 2 команды, выбирается капитан, каждой команде дается название (дети придумывают самостоятельно). После этого воспитатель объясняет правила, которым дети должны следовать во время соревнования команд, в чем заключается соревнования. На доске чертится таблица достижений.

Название

Команды

Умение

работать в команде

Качество

творческого

исполнения

задания

Умение

смотреть и слушать команду соперников

Правильность

Ответов

Итог

Работа команд оценивается по знакомой детям пятибалльной системе. Воспитатель объясняет для чего эта таблица, что от детей требуется, чтобы получить большее количество баллов.

Далее воспитатель раздает командам карточки с «вредными советами. Каждой команде достается своя ситуация путем жеребьевки. Дети знакомятся с текстом, капитан команды назначает действующих лиц. Дети анализируют, что в данных правилах поведения нарушено, продумывают, как инсценировать такую ситуацию. Воспитатель может помочь детям, подсказать, если у них возникают затруднения или вопросы. Затем команда, которой досталось 1-е правило, показывает свою

инсценировку. Остальные внимательно смотрят, анализируют. Затем идет обсуждение увиденного, что было правильно в действиях персонажей, что нет. Воспитатель предлагает команде наблюдателей показать эту же ситуацию, только соблюдая правила этикета, как нужно было вести себя в данной ситуации. Воспитатель должен подвести итог, написать на доске правило. Далее выступает следующая команда. Так же следует обсуждение и исправление ошибок.

В конце каждого занятия проводится подведение итогов, закрепляется материал, который был преподнесен детям в форме игры.

Проведя данное занятие в группе продленного дня, хочется отметить, что такая система может работать только в том случае, если дети серьезно настроены на занятие, не шалят и не пытаются навредить ходу занятия. Такая форма занятия детям понравилась, они охотно работали в командах, было интересно наблюдать, как они, сами того не замечая, выводили формулы правильного поведения. По такой же схеме можно составить Часы Здоровья и занятия по ОБЖ.


Тематическое занятие №1.

Правила хождения в гости. Часть 1.

Цели урока: На материале примеров неправильного поведения прихода в гости сформировать представление об образцовом поведении в таких ситуациях.

Методы: беседа, дискуссия, объяснение, инсценировка, анализ, обобщение.

Дополнительный материал: доска, мел, карточки с ситуациями.

Необходимые атрибуты для инсценировки: на доске изображение часов или картонный макет часов, зонтик, половичок.

Правило 1. Приходите в удобное для хозяев время.

Карточка: «Крепкий сон», «Ранний сюрприз»

Карточка: «Веселое представление»

Правило 2. Перед тем как войти, вытирайте ноги.

Карточка: «Осенняя тоска»


Правила хождения в гости. Часть 2.

Цели урока: На материале примеров неправильного поведения прихода в гости сформировать представление об образцовом поведении в таких ситуациях.

Методы: беседа, дискуссия, объяснение, инсценировка, анализ, обобщение.

Дополнительный материал: доска, мел, карточки с ситуациями.

Необходимые атрибуты для инсценировки: коробка из-под конфет, фантики, изображение часов на доске или картонный макет часов.

Правило 3. Приходите в гости не с пустыми руками, а с гостинцами.

Карточка: «Съедобные гостинцы»

Карточка: «Несъедобные подарки»

Правило 4. Не задерживайтесь в гостях. Особенно если хозяева уже посматривают на часы и часто зевают.

Карточка: «Плохая привычка»

Правило 5. Уходя, поблагодарите хозяев и пожелайте им всего самого лучшего.

Карточка: «Прощальный хлопок»


Поведение в транспорте.

Цели урока: На материале примеров неправильного поведения в транспорте сформировать представление об образцовом поведении в таких ситуациях.

Методы: беседа, дискуссия, объяснение, инсценировка, анализ, обобщение.

Дополнительный материал: доска, мел, карточки с ситуациями.

Необходимые атрибуты для инсценировки: стулья.

Правило 1. Садясь в транспорт, не толкайся и, пробираясь к выходу, не расталкивай стоящих впереди, не подталкивай их в спину.

Карточка: «Работа локтями»

Правило 2. Уступи место пожилому человеку, женщине с ребенком, девочке.

Карточка: «Занятое место»

Правило 3. Разговаривай тихо, ведь ты едешь не один.

Карточка: «Актер разговорного жанра».


Ход занятия

Тематическое занятие №1.

Правила хождения в гости. Часть 1.

Цели урока: На материале примеров неправильного поведения прихода в гости сформировать представление об образцовом поведении в таких ситуациях.

Методы: беседа, дискуссия, объяснение, инсценировка, анализ, обобщение.

Дополнительный материал: доска мел, карточки с ситуациями. Необходимые атрибуты для инсценировки: на доске изображение часов или картонный макет часов, зонтик, половичок.

- Ребята, мы с вами поиграем в необычную игру, из которой мы узнаем некоторые правила поведения. Сегодня мы познакомимся с правилами хождения в гости. Поднимите руки, кто из вас ходил в гости. Конечно, все. А сегодня мы проверим, умеете ли вы правильно себя вести в гостях.

Для начата разделимся на две команды.

(далее дети делятся на команды, выбирают капитана команды и название)

На доске начерчена таблица достижений

Название

Команды

Умение

работать в команде

Качество

творческого

исполнения

задания

Умение

смотреть и слушать команду соперников

Правильность

Ответов

Итог

Каждую инсценировку оценивает учитель по пятибальной системе.

- Сейчас я вам раздам карточки, в которых написано неправильное поведение людей. Ваша задача внимательно прочитать текст, и придумать оценку. Я вам помогу. Задача другой команды, внимательно просмотреть сценку и найти то, что было неправильно.

Карточка:

Правило хождения в гости №1.

Приходите в удобное для хозяев время.

Крепкий сон

Лучше всего прийти в гости как можно позже, когда хозяева уже спят. Поэтому, когда свет у ваших знакомых погаснет, отсчитайте ровно два часа и стучите. В двери. Кулаками. Так вы сразу проверите, рады ли они вас видеть. Обычно, разбуженные не очень соображают, кто к ним пришел, и долго не открывают. В этом случае следует колотить в дверь ногами, кричать что- ни будь бодрящее: «Пожар! Война! Вставайте, сони! Вашу машину угнали!» Потом, когда они откроют, признаетесь, что пошутили. Только не сразу. Пусть окончательно проснутся.

Примечание: при инсценировке можно использовать макет часов, на которых изображено позднее время.

Карточка:

Правило хождения в гости №1.1.
Приходите в удобное для хозяев время.

Веселое представление

Нужно заранее созвониться и, узнав, что знакомые собираются в театр, явиться за полчаса до их выхода из дому. Вот будет потеха, когда они, мучаясь совестью, что не смогут вас принять, начнут метаться из угла в угол и, в конце концов все равно опоздают.


Примечание: сначала в инсценировке нужно показать телефонный разговор, например:

  1. часть
  • Привет. Чем занимаетесь?
  • Привет. Мы сегодня идем в театр.
  • О. Как здорово. Ладно, не буду вас отвлекать, пока.
  • Пока.
  1. часть

Звонивший накануне, приходит в гости. Хозяева себя неудобно чувствуют. Хозяйка то начинает причесываться, то начинает готовить чай. Хозяин то завязывает галстук, то пытается поддержать разговор. В итоге они опаздывают и решают остаться дома.

После просмотра каждой инсценировки нужно с детьми обсудить, что было неправильно в поведении персонажей.

  • Ребята, что вам показалось неправильным? Давайте исправлять ошибки. Можно предложить детям исполнить инсценировку с соблюдением правил поведения. Затем детей нужно подвести к тому, чтобы они сами сформулировали правила (правила записывать на доске):
  1. Не приходить в гости поздно вечером, ночью или рано утром.
  2. Не приходить в гости без приглашения.
  3. Если вы хотите придти в гости, поинтересуйтесь, не заняты ли хозяева, и не нарушите ли вы их планы, если придете.
  4. Если вас пригласили, то приходить вовремя.
  • А теперь предлагаю вам поставить другую сценку (выбрать желающих из обеих команд). Ребята из одной команды будут изображать гостей, а из другой команды — хозяев.

Выдать детям карточку с правилом №2.


Правило хождения в гости №2.

Перед тем как войти, вытирайте ноги

Осенняя тоска

Поздней осенью или ранней весной, когда на улице дождь, слякоть и непролазная грязь приходите в гости и, не вытирая ног, проходите прямо в квартиру. Таким образом, можно оставить неизгладимый след не только в коридоре и всех комнатах, но и в тоскующих сердцах хозяев дома.

А если грязи на улице нет, принесите ее с собой в маленькой баночке. И не поленитесь на минутку задержаться перед входной дверью, хорошенько намажьте подошвы ботинок. А затем смело шагайте в квартиру.

Примечание: помочь детям продумать свое поведение. «Гости» должны изобразить, как они заходят в квартиру, минуя половик и начинают пачкать ковер в комнате. «Хозяева» в ужасе смотрят на обувь гостей, пытаются вытереть следы.

Дети-наблюдатели должны правильно определить, что произошло и сформулировать правило:

  1. Перед тем, как войти, надо вытереть ноги.
  2. В прихожей снять уличную обувь, переодеться в сменную обувь (принести с собой)

- Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с правилами, которые нужно соблюдать, когда вы собираетесь в гости. В сегодняшней игре команды набрали ... очков. На следующем занятии мы продолжим знакомство с правилами поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»

Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»

laquo;Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...

Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».

Методическая разраработка  внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, з...

Методическая разработка "Кроссворды и филворды в группе продленного дня для 1 и 2 классов".

Важным этапом  в режиме работы группы продленного дня является самоподготовка. У учащихся 1 классов нет домашних заданий, а у второклассников они минимальны. Поэтому вместо самоподготовки в групп...

Методическая разработка: «Кроссворды и филворды в группе продленного дня для 1 и 2 классов».

Методическая разработка: «Кроссворды и филворды в группе продленного дня для 1 и 2 классов».Описание: занимательные кроссворды и филворды предназначены воспитателям и учителям начальных классов, ...

Методическая разработка. Организация клубного часа в группе продленного дня в начальной школе

Важная задача в работе с детьми в ГПД - забота о том, чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих способносте...

Методическая разработка. Цикл практических занятий по краеведению в группе продленного дня на тему "Дымковская игрушка"

Представлен цикл занятий для младших школьников с целью развития наглядно-образного мышления, расширения общего кругозора и знаний о родном крае. Цикл включает беседу, посещение тематической выставки,...