Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».
план-конспект на тему

Методическая разраработка  внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, занятия построены таким образом, что сближают и творчески развивают детей. Составить занятия можно просто "собрав " их из отдельных упражнений, как детскую пирамидку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharnina_natalya_gennadevna.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Шарнина Наталья Геннадьевна.

Учитель первой квалификационной категории, г. Санкт – Петербург,  ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков им. И.А. Бунина        

         

Методическая разработка

цикла тематических внеклассных занятий.

«Занятия по сплочению классного коллектива».


                      Оглавление:

  1. Пояснительная записка                                 3

Цель                                                                           3

Проблема                                                                 3

Решение                                                                    3

  1. Правила построения занятий                         4
  2. Основные упражнения                                    4
  3. Примеры занятий                                              7

Пояснительная записка.

  1. Цель:

К воспитанию детей надо относиться, как к самой ответственной и важной задаче.  Воспитание – это  творение характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, формирование будущего страны, наконец.  

Воспитание ребенка в начальной школе – закладка фундамента будущего страны. Понятно, что эта работа многообразна и многогранна. Охватить и  описать ее в полном объеме трудно, если не невозможно. Поэтому я расскажу о том, как решаю конкретную задачу воспитания: «Создание условий для успешной социализации, развития и реализации личности ребенка». Моя цель: формирование классного коллектива как воспитательной среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка, а если еще конкретней – обеспечение благоприятного психологического климата в классе для каждого ребенка.

  1. Проблема:

Ни для кого не секрет, что дети приходят в первый класс школы с очень разной подготовкой к существованию в коллективе класса. Это зависит не только от воспитания в семье, от того, посещал ли ребенок детский сад, но и от индивидуальных особенностей малыша. Многие дети, на мой взгляд, просто еще не готовы к школе психологически, у них, чаще всего, завышена  самооценка,  они не «перешагнули» возрастной эгоцентризм, не могут предвидеть последствий своих поступков, не готовы взаимодействовать с одноклассниками. В результате такие дети постоянно создают вокруг своей персоны конфликтные ситуации, при этом чувствуют себя незаслуженно обиженными и непонятыми. В классе появляется нервозная атмосфера, никак не способствующая ни обучению, ни комфортной психологической среде, ни формированию хорошего отношения к школе в целом. Воздействие на такие ситуации беседами малоэффективно и нужный результат приносит очень не скоро, если вообще приносит, КТД проводить с малышами еще рано, в силу их возраста, а делать что-то необходимо.

  1. Решение:

Решая эту проблему я пришла у выводу, что надо проводить с классом занятия направленные на

  • отработку навыков взаимодействия между детьми;
  • выработку  уважительного  отношения к одноклассникам;
  • коррекцию собственного поведения и самооценки;
  • стимулирование интереса к развитию творческих, интеллектуальных способностей в каждом ученике;
  • сплочение классного коллектива.

Такая работа должна быть целенаправленной, регулярной и интересной для детей. В итоге и появился цикл занятий, который я назвала довольно громоздко: «Занятия по сплочению классного коллектива».


Правила построения занятий:

При составлении каждого занятия  я придерживаюсь следующих правил:

  1. Занятие должно проводиться не реже одного раза в две недели.
  2. Занятие не должно продолжаться дольше получаса – сорока минут.
  3.  Каждое упражнение должно иметь игровую форму, усложнятся от занятия к занятию и занимать  5-7 минут.
  4.  У всех занятий должна быть общая вступительная часть, настраивающая детей определенным образом .  
  5. У всех занятий должна быть общая заключительная часть, подводящая итоги и дающая хорошее настроение.
  6. Дети сидят на стульях полукругом  таким образом, чтобы каждый мог видеть всех. Руководитель находится в центре полукруга напротив детей.

Основные упражнения:

  1. После вступительной части обязательна игра «Передай привет».  Игра направлена на развитие навыков взаимодействия и развитие внимания, дает заряд хорошего настроения в начале занятия.

Игра заключается в следующем: дети встают в круг и берутся за руки. Назначается два ведущих. Один стоит в круге, а другой в центре круга. Первый ведущий «передает привет», а второй должен этот «привет» отследить и «перехватить». « Привет» передается через пожатие рук вправо или влево. Первый ведущий сообщает: «Я передаю привет Маше» и пожимает руку соседу, а тот в свою очередь, должен пожать руку своему соседу, и так  пока «привет» не дойдет до адресата. Если названный игрок почувствовал рукопожатие, он должен объявить: «Привет получил!».  И тогда уже он «отправляет» «привет». Задача второго ведущего отследить и «перехватить» рукопожатие пока оно не дошло до адресата. В этом случае он меняется местами с тем, кто руку пожимал и становится первым ведущим. Играем, пока ведущие не сменятся 3-4 раза. Дальше садимся на стулья и продолжаем занятие

  1. Заключительная обязательная часть называется «Говорим комплименты». Упражнение снимает психологическое напряжение между детьми, сближает, учит находить хорошие стороны в других, поднимает самооценку  у тех, кому это необходимо, а детям с завышенной самооценкой показывает, что другие тоже достойны внимания и похвал, раскрепощает слишком застенчивых и «зажатых». Важно добиться, чтобы комплименты были искренними.  По условию игры девочки должны сказать что-нибудь приятное мальчикам, а мальчики девочкам. Здесь важно отследить, чтобы ни один ребенок не был пропущен. Первого, самого смелого, назначает руководитель, а дальше по цепочке, т.е. Саша говорит что-нибудь хорошее Маше, Маша выбирает и говорит хорошее Паше, Паша – Свете и т.д. Надо учитывать, что некоторые дети будут получать комплименты часто, а о других надо напоминать.

  1. Игры-упражнения, применяемые на всех занятиях, которые усложняются через 2-3 занятия:

«Это я»

Упражнение развивает внимание, память и внимательное отношение к другим детям, развивает выдержку (должно проходить в полной тишине), развивает умение слышать других.

Выбирается ведущий. Он встает спиной ко всем остальным. Остальные дети меняются местами в полной тишине. Потом тот, на кого указал руководитель, говорит: «Это я.», а ведущий должен его узнать по голосу. После того, как ведущий узнал 3- 4 одноклассников, его заменяем на другого.  Ведущего меняем 3-4 раза.  Усложняется игра так:

а)  попросим ведущего узнать большее число одноклассников по голосу.

б) просим детей «покашлять» вместо слов.

в) Просим детей исследовать пальчиками руки соседей справа и слева, потом выбираем ведущего, завязываем ему глаза и, после того как дети поменялись местами, просим найти своих содей по рукам на ощупь. Сначала одного соседа, а когда еще усложняем, то обоих.

«Я знаю своего друга»

Упражнение развивает внимание, несколько видов памяти, внимательное отношение к товарищам.

 Ведущий становится спиной к сидящим детям,  он должен ответить на вопросы о внешности своего друга. Например: «Какого цвета глаза у твоего друга?» или «Какая рубашка  на твоем друге?»  Первые 2-3 занятия  друга, которого будет описывать, ведущий выбирает сам.  Усложняем это задание так:

а) Можно задавать провокационные вопросы. Например: «Какие туфли на Даше?», если на Даше сегодня кроссовки и т.п.

б) Сами назначаем того, кого будет описывать ведущий.

в) Просим описать сразу двух или нескольких человек.

г) Просим описать нескольких человек, задавая вопросы вперемешку, то про одного, то про другого.

• «Прочитай наши мысли»

Упражнение развивает логику, взаимодействие, сплачивает коллектив.

 Это варианты игры «Горячо – холодно»: ведущий выходит за дверь, остальные загадывают «желание» которое он  должен выполнить,  по началу простое, а потом все более сложное. Когда ведущий заходит в класс, дети «подсказывают» ему, что надо сделать, топая или хлопая в ладоши. Если ведущий двигается в верном направлении, хлопаем чаще, если в неверном – хлопаем реже или совсем перестаем. Усложнить эту игру можно не только усложняя задание, но и выбирая вместо одного ведущего пару: один задание выполняет, а другой, который знает задание, молча держит  первого за руку, подсказывая нужные действия условными сигналами, например пожатием руки.  О сигналах дети должны договориться сами, и они, сигналы, должны быть незаметны окружающим, потому что этот вариант игры называется «Телепатия».

  1. Наконец, важная часть занятия – творческое задание. Такие задания развивают фантазию, актерские способности детей, помогают каждому раскрыть свои таланты, сплачивают детей в коллективе, учат детей взаимодействию.

Оно должно быть интересным и небольшим (на подготовку у детей 3-5 минут, и еще 5-7 минут нужно для того, чтобы просмотреть что получилось и обсудить). Проводится это так: делим детей на группы по 4-5 человек, первые занятия по желанию детей, затем соединяем в группы детей, которые не очень хорошо находят общий язык, можно делить на группы случайным образом.  Даем задания. Это тоже можно сделать по-разному. Можно всем задать общее задание, можно — каждой группе свое. Задания также усложняем от занятия к занятию. Например, сначала можно предложить показать любимый мультфильм так, чтобы остальные его угадали, потом подготовить по ролям  отрывки стихотворений или басен, потом попросить показать известные пословицы так, чтобы их узнали и назвали и т. д. В этой части занятия очень важна помощь педагога.

В результате всего вышеперечисленного, сценарии занятий  можно составлять, исходя из целей каждого конкретного занятия, набирая из нужных упражнений как детскую пирамидку.


«Занятие по сплочению классного коллектива» №1

Цель: Обеспечение благоприятного психологического климата в классе; Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого  ученика.

Оборудование: стулья по количеству учеников, стул для руководителя.

Ход занятия:  дети садятся полукругом на стулья так, чтобы каждому было видно всех. Руководитель (Р) сидит напротив.

Р: Все сидят удобно? Всем всех видно? Тогда приступаем к нашему занятию.

Для начала нам нужно хорошее настроение. Всем известно, что хорошее настроение можно передать с приветом, вот мы сейчас и  будем передавать приветы своим друзьям (Игра «Передай привет»).

  Р: Прошло две недели с тех пор, как вы пришли в школу и познакомились с одноклассниками. Всех ли одноклассников вы знаете? Давайте проверим.  Есть вот такая игра: сидящий первым слева от меня назовет свое имя, потом его сосед назовет его имя и свое, потом следующий ученик называет два предыдущих имени и свое. И так до конца. Начали!

Р:Вы действительно знаете своих одноклассников по именам. А можете ли узнать их по голосу? Проверим? (Игра «Это я!»)

Р: Ну вот, вы оказывается такие молодцы! А скажите, у вас появились друзья? А вы хорошо их знаете? Посмотрите внимательно на своего друга или подругу. Внимательно- внимательно посмотрите. Давайте проверим, сможете ли вы рассказать про них так, чтобы мы поняли о ком речь. (Игра « Я знаю своего друга»)

Р: Отлично! Давайте представим себе ситуацию, когда вы знакомите своего друга с мамой и папой. Мы сейчас поделимся на группы и каждая группа разыграет для остальных сценку знакомства родителей с вашим другом.  У вас на подготовку 3 минуты. Вы должны решить, кто будет мамой, папой, бабушкой, кто - главным героем, кто – его другом. Где происходит знакомство: приходит ли друг к вам в гости или вы знакомите его с родителями в школе, на прогулке… Вы готовьтесь, а я буду вам помогать. (Делит детей на группы – 4 группы по 5 человек, так, как они сидят и отправляет готовиться. Через 3 минуты дети садятся на свои места и по очереди показывают свои сценки.)

Р: Молодцы ребята! Интересно получилось. Так кто мне сможет рассказать как правильно познакомить друга и родителей? ( Подводит  итоги творческого задания, повторяет правила этикета.)

Р: Ну вот, теперь вы еще лучше знаете своих одноклассников, знаете какие они веселые, талантливые, красивые.. А давайте им об этом скажем! ( Игра « Говорим комплименты»)

Р: Ну вот, наше первое занятие подошло к концу… Кому было скучно – кричат: «У-у-у…» Если вам было интересно  - хлопайте и топайте и кричите «О-о-о…!».

«Занятие по сплочению классного коллектива» № 5

Цель: Обеспечение благоприятного психологического климата в классе; создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ученика.

Оборудование: стулья по количеству учеников, стул для руководителя, мяч.

Ход занятия: дети садятся на стулья полукругом, руководитель сидит напротив них.

Р: Все сидят удобно? Всем всех видно? Тогда приступаем к нашему занятию.

Давайте подзарядимся хорошим настроением – передадим друг другу приветы. (Игра «Передай привет»)

Р: Я знаю, что вы уже очень хорошо узнали своих друзей, всех безошибочно узнаете по голосам. А сможете ли вы узнать их по рукам? Возьмите в руки ладошки своих соседей и внимательно их изучите. (Игра «Это я», усложненный вариант)

Р: Вы молодцы! Сегодня мы выясним, какое  качество вашего характера кажется вашим друзьям самым важным. У меня есть мяч, я буду его кидать и называть имя, а тот, кто мяч поймает должен назвать самое хорошее качество в характере того, чье имя я назову. Долго раздумывать нельзя, говорите сразу! Например: Маша – веселая, Паша – добрый … Ну, начали!

Р:  Вот видите, какие мы все замечательные! Сегодня я предлагаю вам разыграть сценки из известных сказок без слов! Главное условие – остальные должны угадать сказку! У вас, как всегда, 5 минут! На первый- четвертый рассчитайсь! Первые, ваша сказка  - «Репка»; вторые, ваша сказка – «Колобок»; третьи, ваша сказка – «О курочке рябее»; четвертые, ваша сказка – «Теремок»  (Названия сказок сообщаются по секрету каждой группе.)

Р: Сказки угаданы правильно! Ура! А вот умеете ли вы читать мысли? Сейчас узнаем ( Игра «Телепатия»).

Р: Ну, и по традиции, давайте скажем друг другу хорошие слова! (Упражнение «Комплименты»)

Р: На этом наше занятие закончено, кому понравилось – топаем и хлопаем и кричим «О-о-о…»! Те, кому было скучно, кричат: «У-у-у…»

«Занятие по сплочению классного коллектива» № 18 (заключительное)

Цель: Обеспечение благоприятного психологического климата в классе; Подведение итогов работы за год.

Оборудование: стулья по количеству учеников, стул для руководителя, билетики с заданиями. Билеты: « Номер с тиграми и львами»,  «Номер  с силачами и гимнастами», «Иллюзионист», «Дрессировщик с собаками, кошками и другими зверями».

Ход занятия: дети садятся на стулья полукругом, руководитель сидит напротив них.

Р: Все сидят удобно? Всем всех видно? Тогда приступаем к нашему занятию. Это наше последнее занятие в этом году, и оно будет немного отличаться от остальных.

Давайте подзарядимся хорошим настроением – передадим друг другу приветы. (Игра «Передай привет»)

Р: Почти каждое прошлое  занятие вы отвечали на вопросы о своих друзьях.  А кто готов рассказать обо всех?  Надо ответить всего на один вопрос, но о каждом из одноклассников?  Кто научился? Кто не боится? (Игра «Я знаю своего друга», усложненный вариант.)

Р: Я так и знала! Вы справились! На наших занятиях мы узнали друг о друге много хорошего, давайте расскажем, что мы узнали. (Упражнение  «Комплименты», измененный вариант.  Говорящий начинает со слов: «Я узнал о Маше, что она…»)

Р: А еще мы научились читать мысли! Поиграем? (  Игра «Телепатия»)

Р: И, наконец, сегодня мы даем цирковое представление! Катя, Петя, Оля и Дима выберут себе команды и вытянут билетики с заданиями. На подготовку вам сегодня  дается 7 минут.

Р : Вот и  приехали мы из цирка ... Пора расходиться по домам. Мы все многому научились на наших занятиях, а главное -  научились дружить и ценить друг друга. Ну, кому было интересно – топаем и хлопаем и кричим: « О-о-о!» Кому было скучно – знаете, что делать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация методической разработки цикла занятий в группе продленного дня по подготовке к участию в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Пусть всегда будет солнце!»

Данная методическая разработка, представленная в виде презентации, поможет учителям, воспитателям ГПД, а также родителям выбрать направления участия в подготовке к празднованию Дня Победы не толь...

Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Сплочение детского коллектива» (конспект + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Сплочение детского коллектива» (конспект + раздаточный материал)...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива "Ковер мира"

Тренинговое занятие "Ковер мира" направлено на формирование и развитие навыков группового взаимодействия и сплочение группы....

Занятия для сплочения классного коллектива

Создание комфортной психологической атмосферы в классном коллективе...

Цикл тренинговых занятий по сплочению классного коллектива.

Часто можно наблюдать грубое поведение наших детей в школе, дома, на улице. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают  и не учитывают мнен...

Внеурочное занятие «Дружба. Сплочение классного коллектива»

Создать условия для закрепления ценностного понимания дружеских отношений у младших школьников;Создать условия для систематизации знаний и способов действий, учащихся по теме «Дружба».Созд...