Методическая разработка. Организация клубного часа в группе продленного дня в начальной школе
методическая разработка (1 класс) на тему

Рассадина Светлана Борисовна

Важная задача в работе с детьми в ГПД - забота о том, чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих способностей детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Организация клубного часа в группе продленного дня в начальной школе

Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся при реализации в соответствии с ФГОС основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность является работа групп продленного дня.

Важная задача в работе с детьми в ГПД - забота о том, чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих способностей детей. Досуг школьников должен быть организован правильно, в определённой последовательности: спортивный час до самоподготовки, клубный час после самоподготовки и, наконец, прогулка.

Клубный час - это форма организации внеурочной деятельности учащихся, направленная на рациональное использование свободного времени в целях разностороннего совершенствования личности школьников, развития их индивидуальных склонностей и способностей, удовлетворения разнообразных интересов учащихся в рамках часа интересного досуга. . Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива - педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.

Основными требованиями, которым должен отвечать клубный час, являются:

содержание клубного часа должно отличаться новизной, необычностью, привлекательностью для детей, вызывать у них активность, стремление побыстрее взяться за увлекательное дело;

клубные часы должны быть своеобразной школой самовоспитания младших школьников, их познания самих себя и окружающих людей;

клубный час предполагает свободное общение, творческое взаимодействие детей друг с другом, воспитателем и теми взрослыми, которые принимают участие в клубном занятии, что способствует воспитанию у младших школьников отношений дружбы и товарищества, навыков сотрудничества и культуры общения.

В методической структуре клубного часа можно выделить несколько последовательных этапов:

Подготовительный этап предполагает организацию психологического настроя детей на будущий клубный час.

Мобилизующий этап предваряет основную деятельность младших школьников на занятии клубного часа. Необходимо привлечь внимание детей к самой теме клубного часа, переключить их от предыдущих занятий, установить границы порядка и дисциплины в условиях занятия по интересам.

Основной этап реализует главное содержание клубного часа. Задача воспитателя: поддержание общения и сотрудничества детей.

Завершающий этап предполагает общее осмысление всего, что происходило на клубном часе. Необходимо, чтобы сами учащиеся высказались по главным вопросам: что было хорошо, интересно, весело; что было плохо, не получилось, не понравилось; что нового ты узнал, сделал; чему научился сам и чему научил товарища, кому было хорошо от наших затей, кому плохо; что хотел бы повторить.

Воспитательное воздействие на ребенка во время клубных часов ведётся в различных образовательных областях:

  • эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению), развивается чувство прекрасного;
  • физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков;
  • трудовое воспитание – акцент делается на практическое применение школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов;
  • экологическое воспитание – основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность;
  • нравственное воспитание – формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения;
  • умственное воспитание.

Прогнозируемые результаты.

1. Установление дружеских отношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

2. Знание представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе.

3. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

4. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий на клубных часах.

5. Общее оздоровление учащихся, укрепления их здоровья.

6. Расширение кругозора детей.

7. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Формы проведения клубного часа могут быть самыми различными: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии, КВН, занятия постоянно действующих кружков и др.

Воспитательное пространство продленного дня - безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

Клубные часы, грамотно организованные и проведённые педагогом, играют важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания.

Клубный час. Кто такие настоящие петербуржцы?

Занятие проходит в виде беседы с учащимися.

  1. В Петербурге живет около 5 000 000 человек. Они разные. Вспомните своих родственников, знакомых. Чем они отличаются? У них разный цвет волос, глаз. Они отличаются друг от друга ростом, возрастом. Имеют разное образование, профессии. Одни верят в Бога, другие – не верят.
  2. Всех горожан объединяет Петербург. Каждый из них может сказать о себе: «Я – житель Петербурга». Но не все жители Петербурга могут считать себя настоящими петербуржцами.
  3. Что отличает настоящего петербуржца от жителя города? 
  4. Прежде всего, любовь к своему городу.
  5. Наш город всегда был многонациональным. С момента основания в нем мирно соседствовали разные народы. И сейчас в Петербурге живут русские и украинцы, белорусы и евреи, грузины и армяне, литовцы и эстонцы, узбеки и таджики, немцы и поляки...
  6. В городе проживают коренные петербуржцы.
  7. Представьте себе дерево: корни, ствол, крона. Семью тоже можно представить в виде дерева. Крона – это самое молодое поколение – дети, ты, твои братья и сестры. Ствол – это среднее поколение – ваши родители, мамы и папы. Корни – это старшее поколение - бабушки и дедушки.
  8. Коренными называют тех горожан, чьи бабушки и дедушки родились в Петербурге. Они пустили «корни» на берегах Невы.
  9. Не огорчайся, если ты не коренной житель. В Петербург всегда приезжали люди из разных стран и городов.
  10. Среди них немало известных людей.
  11. Знаменитых горожан в нашем городе много. Почему их считают настоящими петербуржцами? Они своим трудом, талантом прославили наш город и Россию.
  12. Некоторых жителей нашего города называют блокадниками. Кто эти люди? Они заслуживают особого почета и уважения за мужество и стойкость.
  13. Шла Великая Отечественная война. На нашу страну напали фашисты. Над Ленинградом, так тогда называли наш город, нависла смертельная опасность. Его окружили враги. Они решили уничтожить город и его жителей. Нельзя было ни попасть в Ленинград, ни выйти из него. Это была блокада Ленинграда. Она длилась почти 900 дней. С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Страшное время. Постоянные артиллерийские обстрелы города. Голод. Холод. Смерть. Но горожане не сдались. И город был спасен.
  14. Подвиг жителей Ленинграда не забыт. В городе установлены памятники.
  15. Есть ли в нашем районе памятники блокаде и блокадникам?
  16. Мемориал (памятник) на площади Победы. Недалеко от площади в годы блокады проходил фронт. Именно поэтому здесь установили памятник. Открыли музей, посвященный блокаде.
  17. Хорошо, что город и горожане помнят о погибших блокадниках.
  18. Но может быть, рядом с вами тоже живут блокадники? 
  19. Они очень пожилые люди. Им нужно внимание, забота и уважение при жизни. Они это заслужили!
  20. Вежливые, доброжелательные петербуржцы
  21. Среди жителей нашего города много настоящих петербуржцев. Они ничем не прославились. Не проявили героизма. Они просто живут, работают, радуются, горюют… Однако их всех объединяет особое поведение, особое отношение к городу.
  22. Настоящим петербуржцем может быть горожанин
  23. любого возраста,
  24. любой национальности,
  25. любой религии…
  1. Настоящего петербуржца можно узнать по речи и по поведению. У него грамотная речь. Он вежливо, по-доброму, относится к другим! Все жители города – соседи. Есть постоянные соседи. Например, соседи по лестничной площадке, по дому, соседи по парте… А есть соседи случайные. Например, все пассажиры автобуса – соседи… В театре – соседи по зрительному залу… В магазине – соседи по очереди… На улице – соседи по тротуару… Мы постоянно находимся среди людей. И поэтому зависим от поведения окружающих.
  1. Представьте себе каждый такую ситуацию….
  • У тебя температура. Тебе плохо. Сверху раздается топот. Это соседка наверху прыгает через скакалку. За стеной гремит телевизор. Твой приятель включил его на полную громкость.
  • Ты подходишь к двери метро. Идущий перед тобой человек не придержал дверь. И она бьет тебя по лбу…
  • Ты идешь по тротуару. На тебя налетает мальчик на роликовых коньках. И ты падаешь на асфальт.
  • Ты заходишь в автобус с больной бабушкой. Девочка кинулась к свободному месту. Она уселась, а бабушка осталась стоять.
  1. Вы сталкивались с подобными ситуациями?
  2. Расскажите о них!!!
  3. Подумайте, а вы не поступаете подобным образом? 
  4. Настоящий петербуржец думает не только о себе, но и о других.
  5. Берегущие город
  6. Как уже говорилось, настоящие петербуржцы любят Петербург. Поэтому они берегут его. Ведь город может заболеть!
  7. Как же болеет город?
  8. Например, жилой дом мог бы пожаловаться: «Когда меня построили, был я чистым, светлым, удобным. Шли годы. Жильцы дома наводили чистоту в своих квартирах. А на лестницах мусорили. Разрисовывали стены. Ломали лифт. И вот я заболел. Стою грязный, неухоженный».
  9. Улица тоже могла поделиться своей бедой: «Посмотрите, сколько мусора на тротуаре! Урна перевернута! Разбито стекло у новой остановки! Сломаны все ветки у сирени! По газону проложили тропинку. Теперь никогда не вырастет здесь трава!»
  10. Кто же заставил болеть дом, улицу? 
  11. Жители Петербурга. 
  12. Однако в нашем городе настоящие петербуржцы ухаживают за своими подъездами и дворами.
  13. Вы знаете таких горожан?
  14. Умеющие найти дело по душе, отдохнуть
  15. Настоящий петербуржец знает, что Петербург – культурная столица России. В нашем городе вы можете найти дело по душе. Хочешь петь? Или рисовать? А может, вы любите танцевать? Или заниматься спортом? В каждом районе города имеется Дом или Дворец творчества юных. Там каждый школьник может заниматься любимым делом.
  16. А как вы проводите выходные дни?
  17. Ведь можно отправиться на прогулку по центре Петербурга или поехать за город… Посетить торгово-развлекательный центр или музей, кинотеатр или театр, бассейн или аттракционы…
  18. А у вас есть какие-либо собственные предложения по поводу отдыха в выходные дни?
  19. Ну и, конечно, праздничные дни в городе.
  20. Как их провести? 
  21. Вспомните, какие праздники бывают в городе? Дни рождения города, разнообразные фестивали, день ребенка, концерты, марши музыкантов, праздничные ярмарки… Вы можете принимать участие в них. Лишь надо знать, где дается информация о праздничных гуляниях…
  22. Подведем итоги
  23. Согласны ли вы, что настоящим петербуржцем можно считать того жителя Петербурга, который
  24. ведет себя как?... вежливо, доброжелательно;
  25. заботится о ….. не только о себе, но и о других горожанах,
  26. бережет что?….. свой подъезд, дом, двор, город;
  27. умеет найти какое занятие?.... достойное занятие в свободное время,
  28. отдыхает как?..... используя все возможности Петербурга…
  29. Вы не хотите что-нибудь добавить к характеристике настоящего петербуржца?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»

laquo;Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...

Методическая разработка "Организация рабочего места на уроках изобразительного искусства в начальной школе"

Для достижения максимальной готовности ученика к уроку необходимо заранее инструктировать родителей о содержании папки по ИЗО....

Формы проведения клубного часа в группе продленного дня

Формы проведения клубного часав группе продленного дня...

Разработка клубного часа для группы продленного дня "Поговорим о чистоте и аккуратности"

Определение понятия аккуратность и чистота. Отгадывание загадок на определенную тему. Разговоры о предметах личной гигиены. Рисунки детей. Стихи советских писателей....

Методическая разработка.Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня.

Группа продленного дня в современной школе – одна из площадок для реализации положений ФГОС. Она является немаловажной составляющей школьной жизни. В образовательном учреждении роль группы продленного...

Методическая разработка клубного часа в группе продленного дня Путешествие по сказкам

Методическая разработка клубного часа в группе продленного дня Путешествие по сказкам...