Проект урока по ОРКСЭ "Жизнь Будды", 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Проект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") 4 класс

Тема "Жизнь Будды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon jznbuddj.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока  по ОРКСЭ

модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс

Разработала: Масло Ирина Игоревна, ГБОУ СОШ № 232.

Тема: Жизнь Будды

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • знакомство с мировой религией буддизм, с жизнью её основателя.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • добиться прочного усвоения знаний о возникновении мировой религии буддизм и её основателя.
  • Изучить понятия Будда, буддизм, срединный путь, четыре благородных истины.
  • сбор информации, обработка, анализ, применение знаний;
  • ставить и задавать  вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • вести устный и письменный диалог ; слушать собеседника и выступающего.
  • формулировать учебную задачу, оценивать свои достижения;
  • сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • установление причинно-следственных связей;
  • создавать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке.
  • организовать совместную деятельность обучающихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • уважительное отношение к иному мнению.

Межпредметные связи : окружающий мир

Ресурсы урока: проектор, экран.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

- На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие.

Поиграем в игру «Кто ни разу не ошибётся?»

Распределите слова на группы по религиям.

          Иудаизм         Христианство            Ислам

Тора, Рождество, пророк Мухаммед, библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот, Сиддхартха Гаутама.

- Организует работу с понятиями религий.

- Выполняют задание в микрогруппах. Обсуждают, анализируют понятия, доказывают, почему отнесли именной к этой религии. Активно учувствуют в обсуждении религий.

Мотивация познавательной деятельности

- Какое понятие было  лишним?

- О чем мы будем сегодня говорить? Какова тема урока?

- Анализируют неизвестные понятия и формулируют задачи и учебные цели урока.

Организация познавательной деятельности

 Рассказ об Индии

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии?

(на карте, слайд)

- Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.

На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры (показ слайдов с фотографиями).

- Здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле – буддизм, сегодня на уроке мы познакомимся с этой религией, её основателем и его учением.

- Откройте учебник на стр. 144. Рассмотрите карту. Назовите страны, в которых распространена эта религия.

(Китай, Тибет, Корея, Япония)

- На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

- Работа с учебником. Что такое буддизм?

 Эта «религия» (философия) основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры.

- А началось все с легенды…(сопровождение легенды иллюстрациями)

 - Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей. В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел  в ее опочивальню и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.

Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха  Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца.

- Какое предсказание сделали мудрецы при толковании сна царицы?

- Прочтите строки, рассказывающие о том, что в семье правителя родился необычный ребёнок.

- Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.  Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города.

- Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Маленький будда». А вы ответьте,  как жил Сиддхартха и что увидел за приделами дворца?

- Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался предостеречь Сиддхартху отец?

- Рассмотрите рисунки на стр. 147. Сколько встреч Сиддхартхи на них изображено? О чём задумался принц после этих встреч?

- На какой поступок решился царевич и почему?

- Прочтём,  как жил Сиддхартха уйдя из дворца? Стр.146, 4 абзац. 

- Какой путь выбрал Сиддхартха? Как вы понимаете, что значит «срединный путь»? Что он означает?

- Расскажите, как Сиддхартха стал Буддой? Что обозначает это слово? Как вы понимаете слова «просветлённый», «пробужденный»?

- Какие удивительные вещи произошли с ним?

- Прочтите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью.

- Опираясь на знания из курса окружающего мира, анализируют и отвечают на поставленные вопросы. Определяют географическое положение Индии.

- Рассматривают фотографии с изображениями Гор Гималаи, флоры Индии, ее пейзажи, изображения людей и их занятий.

 - Систематизируют и сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи предмета окружающего мира и  других предметов, связь с жизнью.

- Анализируют карту в учебнике, называют страны, в которых распространен буддизм.

- Работа с понятием в учебнике.

- Анализируют легенду, опираясь на текст учебника и полученные знания.

- Смотрят отрывок из фильма и анализируют материал.

- Рассматривают и анализируют иллюстрации в учебнике, выдвигают версии опираясь на просмотренный видео-фрагмент и текст в учебнике.

- Читают текст в учебнике, анализируют отвечая на вопросы.  Систематизируют и обобщают полученные знания.

- Читают и анализируют слова Будды.

Подведение итогов. Диагностика достижения планируемых результатов.

- Будда сформулировал четыре благородные истины. О которых, мы поговорим на следующем уроке и узнаем больше об его учении.

- Что такое «срединный путь»? (можно использовать вопросы в учебнике).

- Предлагаю подвести итог нашей беседе закончив предложения…

Я узнал, что …

Я запомнил, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

«Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец» говорил Будда своим ученикам.

- Как вы понимаете эти слова?

И мы опять возвращаемся к великим истинам… О том,  что вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. А для этого вы должны идти только дорогою добра, любви и милосердия.

Домашнее задание: с.145-149 читать, нарисовать иллюстрацию самого удивительного факта.

- Анализируют весь материал, делают для себя выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

Проект «Издание газеты «Жизнь нашего класса» - как один из способов повышения информированности учащихся и родителей»

Десятилетиями педагогическое сообщество стремилось изменить родительскую культуру, научить родителей  премудростям  воспитания, привить свое понимание  развития детей, приобщить, а точн...

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Чудо в жизни христианина".

Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей; что чудо не связано с волшебством; что чудо-не удовлетворение каприза, а проявление по...

Методическая разработка: Проект по ОРКСЭ для 4 классов

Проект разработан для помощи учетелям и воспитателям ГПД в организации занятий по ОРКСЭ....

Проект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Как христианство пришло на Русь»

Конспект урока по ОРКСЭ млдуль "Православная культура"...