Информационно – исследовательский проект «Делу – время, потехе – час.»
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Орлова Лариса Викторовна

Проект, возникшии при изучении курса ОРКСЭ, дает возможность взаимодеиствия различных курсов в рамках данного предмета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delu_-_vremya_potehe_-_chas.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – исследовательский проект «Делу – время, потехе – час.»

Краткая аннотация проекта:

Проект  направлен на реализацию направления «Я познаю мир», заложенного  в  «Программе по созданию условий для воспитания школьников Санкт-Петербурга в 2011-2015 гг». Проект способствует формированию у учащихся познавательного интереса к истории, культуре и традициям родной страны.  Создание проекта и определение его темы возникли в ходе  изучения темы «Праздники и календари» и «Праздники народов России» на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Авторы  проекта: учащиеся 4 В и 4 Г классов и их родители, количество принявших участие - 70 человек

Координаторы деятельности учащихся: учителя начальных классов: Веселова Людмила Дмитриевна, Орлова Лариса Викторовна

Цель проекта для учителя:

  • Создание условий для самостоятельного исследования учащихся по теме проекта, организация деятельности по его воплощению и презентации продуктов деятельности.

Цель проекта для учащихся:

  • Знакомство с разнообразными светскими и духовными праздниками России, создание коллективного проектного продукта

Задачи:

  • Найти в различных дополнительных источниках информации: книгах, интернете, внешкольных учреждениях (библиотека) семейном взаимодействии информацию по теме проекта
  • Проанализировать и систематизировать собранную информацию, подготовить устные сообщения
  • Продумать элементы костюмов, оформления части класса, подобрать необходимые дополнительные материалы, раскрывающие особенности выбранного праздника
  • Продолжать совершенствовать коммуникативные умения по работе в группе
  • Развивать творческие способности учащихся, умение работать на аудиторию, необходимое в ходе презентации своего продукта
  • Формировать  заинтересованное отношение к изучению культуры, истории и традиций своей Родины

Основополагающий вопрос: Какие духовные и светские праздники существуют в России?

Дополнительные вопросы  по теме проекта:

  • Чем отличается духовный праздник от светского?
  • Какие основные светские праздники отмечаются в России?
  • Какие основные духовные праздники отмечаются в России?
  • Какие культурные традиции связаны с этими праздниками?
  • Каким образом в многонациональной стране России «уживаются» такие разнообразные праздники?

Перечень самостоятельных исследований творческих работ учащихся:

  • Работа с печатными изданиями по теме: энциклопедии, справочная литература.
  • Работа с ресурсами Интернета, внешкольных учреждений (библиотеки)
  • Внутрисемейное взаимодействие
  • Подготовка устной/электронной презентации своего исследования
  • Подготовка элементов костюмов, оформления части класса, необходимых дополнительных материалов, раскрывающих особенности выбранного праздника

Предметные области:

  • ОРКСЭ
  • Окружающий мир
  • Изобразительное искусство
  • Технология
  • История, МХК
  • Литературное чтение

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-  положительное отношение к процессу самостоятельного исследования, к приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения

-готовность оценивать свой труд, принимать оценки других субъектов образовательного процесса

- обретение чувства любви к своей стране, уважения к традициям народов, проживающих на территории России, ее  истории и культуре

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- ставить познавательную задачу и сохранять ее до конца  действий

-планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми познавательными и практическими задачами

- контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы, стремиться преодолевать возникающие затруднения

- оценивать результаты своих действий, находить ошибки, исправлять их

Познавательные УУД

- осуществлять отбор информации, необходимый для решения задач

- понимать информацию, представленную в разных формах (вербальной, изобразительной и тд)

Коммуникативные УУД

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в группах

- допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам

Тип занятия: проект,  технология: проектной групповой деятельности с  элементами технологии критического мышления

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов: основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового продукта  проекта, формируемого из общей работы по разным направлениям, заданиям. Задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. Организованная качественная рефлексия в конце занятия позволит сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Используются такие новые формы контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),
  • само и взаимо оценка ученика

Ход и этапы пректа

Дидактическая структура

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые

предметные результаты

Планируемые результаты

УУД

Подготовительный этап

Постановка проблемы

При проведении урока по теме «Праздники и календари» в курсе ОРКСЭ «Основы религиозных культур» и «Праздники народов России» в курсе «Основы светской этики» возник вопрос, который стал основополагающим вопросом проекта: Какие духовные/ светские праздники существуют в России?

Учитель предлагает заполнить таблицу «З-Х-У», координирует деятельность  учащихся.

Учащиеся работают с таблицей «З-Х-У», выявляют недостаточность своих знаний по данной теме,  формулируют дополнительные вопросы по теме, на основе материала уроков выбирают тему дальнейшего исследования и разбиваются на группы различными способами:

лидерами групп 4 – в класс  становятся учащиеся, носители изучаемых религиозных культур, они набирают членов своей группы.

Учащиеся 4 – г класса приняли решение о делении на группы жеребьевкой.

Первоначальные знания о светских и духовных праздниках

Положительное отношение к процессу самостоятельного исследования, к приобретению новых знаний и умений.(личностные)

Контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы, стремиться преодолевать возникающие затруднения (регулят.)

Поиск путей и сбор информации для ответа на основополагающий вопрос

Организация работы группы по выполнению заданий.

Подводит учеников к выводам по теме.

Организует повторение правил работы в группе.

Учащиеся находят, отбирают, структурируют информацию.

Повторяют принципы работы в группе.

Обмениваются собранной информацией в группе. Составляют план будущего выступления.

Готовят оформление.

Расширение знаний  по изучаемой теме.

Строить речевое высказывание в устной форме (задавать и отвечать на вопросы), обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное

отношение.(коммуник.)

Понимать информацию, представленную в разныхформах (познават.)

Представление продуктов исследования

Устанавливает время выступления групп,  оказывает помощь группам, контролирует поведение, следит за временем. Ведет целенаправленное наблюдение (фиксирует проявляемые учеником действия и качества по заданным параметрам).

Ученики оборудуют место презентации своей темы: элементы костюмов, атрибутов, наглядные материалы, аудиоматериалы, шаблоны для изготовления поделок.

Выступают перед одноклассниками с результатами своего исследования.

В каждом классе 4 площадки для выступлений. Четыре группы параллельного класса по очереди проходят все 4 площадки, знакомятся со всеми праздниками, которые исследовал параллельный класс, изготавливают поделки, связанные с историей разных праздников, знакомятся с музыкой, костюмами, традициями и тд.

Знакомство с новыми праздниками. Получают новые знания по истории возникновения и проведения праздников

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в группах. (коммуник.)

Контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы. (регулят.)

Понимать информацию, представленную в разных формах. (познават.)

Рефлексия

в формате круглого стола

Организует анализ таблицы «З-Х-У».

Дети анализируют таблицу, приходят к выводу о значительном расширении знаний по теме, отвечают на вопросы, поставленные в начале проекта. Приходят к выводу о многообразии праздников в России  и возможности в дальнейшем самостоятельно исследовать их.

Иметь представления по теме урока.

Оценивать результаты своих действий, находить ошибки,  исправлять их. (регулят.)

Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам (коммуник.)

Взаимооценка

Итог занятия

Организует взаимооценку деятельности учащихся.

Возвращает детей к теме и целям урока, подводит к выводу о достижении цели. Выдает смайлики.

Проводят взаимооценку с использованием технологии «Незаконченное предложение»

(Приложение 1)

Озвучивают свое мнение о своей работе и работе членов своей группы.

Вспоминают тему и цель занятия, приходят к выводу о их достижении, эмоционально выражают свое отношение к данному мероприятию (прикрепляют смайлик к названию того праздника, который им наиболее понравился).

Оценивать результаты своих действий, находить ошибки,  исправлять их. (регулят.)

Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам (коммуник.)

Приложение 1

1.

В ходе работы над проектом мне больше всего запомнилось ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

Самым трудным для меня было ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.

В своей группе я могу особенно выделить работу  ученика ________________________________________________________________,

потому что___________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

4.

Я считаю, что для успешной работы группы необходимо__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

5.

Свою работу над проектом на десятибалльной шкале, я оценю так


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Делу - время, потехе - час" ( внеклассное чтение ) конкурсы для 3 класса по пословицам)

Можно провести конкурсы на уроке чтения по теме: "Устное народное творчество"...

Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня "Делу время, потехе - час"

Это мероприятие рассчитано для учащихся начальных классов, которые посещают ГПД. Каждая группа заранее готовит девиз своей команды, оформляет эмблему. Соревнуются дети по параллелям. Конкурсы лучше пр...

Обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе час»

Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России"...

"Делу время - потехе час" (Литературное чтение, 4 класс)

Проверочная работа по разделу "Делу время - потехе час". Литературное чтение, 4 класс. УМК "Школа России"...

Открытое мероприятие "Делу время, потехе - час"

В этом мероприятии собраны практически все виды игровой деятельности: шахматы, конкурс загадок, рисование, подвижные игры. Проводится оно между параллелями начальных классов. Данное мероприятие очень ...

Литературный проект "Делу время-потехе час"

Литературный проект "Длу время- потехе час" в рамках проведения юбилейных мероприятий, посвященных  115-летию со дня рождения Евгения Львовича Шварца...

Проект "Делу время - потехе час"

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей....