Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Матераила содержит рабочую программу, тематическое и календарно - тематическое планирование уроков  модуля  "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

               Программа адресована обучающимся четвёртых  классов общеобразовательной школы.

               Программа разработана на основе  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы:  А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

             Основной идеей программы является   совершенствование самого процесса воспитания детей,  укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок.  Системно–деятельностный подход, лежащий в основе реализации программы, предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирующих основу гражданского самосознания подрастающего поколения, соблюдающих Конституцию Российской Федерации, уважающих её духовные и культурные традиции, стремящихся к выстраиванию мирных добрососедских взаимоотношений с представителями разных культур и мировоззрений на основе диалога, уважения, взаимопонимания и взаимопомощи.

                Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.

              Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.  

             Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

               Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в  границах учебного курса,   а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

           Учебный курс ОРКСЭ относится к образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

              Рабочая программа составлена на основе программы А.В.Кураева в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учётом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

               Целью данного курса является  формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Отбор материала осуществлялся на основе принципов:

  • диалогическое взаимодействие;
  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  • актуальность;
  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;
  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Содержание  построено с учетом:

  • возрастных особенностей обучающихся;
  • новизны и особенностей содержания курса;
  • культурологической направленности курса;
  • направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
  • имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
  • возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического   мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала  обучающихся.

В структуре программы определены следующие блоки:

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества  (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.


Общая характеристика учебного предмета

           Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

            Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Цель модуля «Основы православной культуры»: формирование базовой культуры личности на основе традиционных нравственных ценностей, созданных в христианской православной культуре.

Задачи:

  •  Формирование представлений об основах  православной культуры;

  Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

  •  Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания:

Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

-разговор с замещённым собеседником.

Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

-ролевая игра;

-продуктивный труд.

Формы обучения:

  • Классно-урочные занятия.
  • Групповая форма обучения.
  • Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  
  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.
  • Экскурсии.

              Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры поможет при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

         Учебный курс ОРКСЭ относится к образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

           В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и рабочей программой по ОРКСЭ урок проводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35  часов в год.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ОРКСЭ

Личностные результаты: 

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты: 

           Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,
  • высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
  • осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

После изучения тем обучающийся научится:

  • объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам.

Обучающийся получит возможность:

  • описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • представлять об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознать ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества  (1 час) Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.              (16 часов) Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.                (12 часов) Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

        Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры». 

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

          Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

          Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

В программу  включены темы курса «Духовное краеведение»

  • Особенности духовных традиций Тамбовской области;
  • Храмы Тамбовщины;
  • Духовные темы культуры и искусства;
  • Святые подвижники Тамбовской области;
  • Этические нормы духовности;
  • Монастыри Тамбовской области;
  • Святые заступники Руси: Ф.И.Ушаков, его связь с Тамбовским краем;
  • Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России.

   После изучения тем курса обучающийся должен знать:

  • Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам.

Обучающийся получит возможность узнать:

  • особенности и традиции религии;
  • описание основных священных книг, праздников, святынь.
  • описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

                Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

 Формы контроля.

   Программа предусматривает многоуровневую систему контроля знаний:

  • Самоконтроль – при введении нового материала;
  • Взаимоконтроль – в процессе закрепления нового материала;
  • Текущий контроль – в виде устного опроса и самостоятельных работ;
  • Рубежный контроль – при проведении проверочных работ;
  • Итоговый контроль – комплексная тестовая работа.

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному модулю «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

  • Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
  • Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
  • Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
  • Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
  •  Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

 Итоговые работы обучающихся

Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.

Объем и сроки изучения.

Курс рассчитан на 35 учебных часов по 1 часу в неделю.

1 четверть –     8 ч.                                                    

2 четверть –     8 ч.                                

3 четверть    - 10 ч.              

4 четверть   -      9 ч.      

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Библиотечный фонд:

Для обучающихся:

  • Кураев А.В., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010.

  Для учителя:

  • Преподавание комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»: Рабочая тетрадь слушателя курсов. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.
  • Кураев А.В., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебно – методические рекомендации для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  • Научно-популярные книги, содержащие дополнительные познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • Хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • Документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  • Энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  • Религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  • Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса. 

Технические средства обучения: 

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности)

Экранно-звуковые пособия:

  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль:  Основы православной культуры

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества  (1 час)

Россия – наша Родина.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша Родина.

Мотивация к познанию нового предмета.

Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «патриотизм», «культура», религия». Приращение знаний и представлений.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов)

Введение  в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Человек и Бог с точки зрения православия.

Понятие молитвы, как разговора человека с Богом.

Книги Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии.

Проповедь Христа. Нагорная проповедь.

Христос и Его крест.

Пасха. Пасхальные традиции.

Представления о человеке: душе человека как его сущности.

Понятия греха, связи греха и зла.

Суть вечных заповедей.

Милосердие и сострадание.

Золотое правило этики.

Устроение и назначение православного храма.

Икона. Иконопись.

Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры.

Помочь учащимся осмыслить понятие Человек и Бог с точки зрения православия.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом. Осмысление учащимися значения для христианской  молитвы «Отче наш»

Осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значения для христианской культуры сюжетов Библии.

Начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры.

Формирование понимания значения креста для христиан.

Формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.

Осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.

Осмысление понятий греха, связи греха и зла, формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать меру добра в себе и мире.

 Убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Предоставить учащимся возможность пошагово, адаптивно понять гуманную суть вечных заповедей.

Осмысление понятие «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Узнать и прочувствовать устроение и назначение православного храма. Закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности.

Углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Культура и религия.

Человек и Бог в православии.

Православная молитва.

Библия и Евангелие.

Проповедь Христа.

Христос и Его крест.

Пасха.

Православное учение о человеке.

Совесть и раскаяние.

Заповеди.

Милосердие и сострадание.

Золотое правило этики.

Храм.

Икона.

Духовное краеведение:

Особенности духовных традиций Тамбовской области;

Храмы Тамбовщины;

Духовные темы культуры и искусства;

Святые подвижники Тамбовской области;

Этические нормы духовности.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.  (12 часов)

Принятие христианства на Руси.

Жертва, как основа подвига.

Заповеди блаженств.

Зачем творить добро?

Источник чуда в жизни христианина.

Православие о Божием суде.

Церковные таинства..

Монастырь и монашество.

Христианское отношение к природе.

Основные устои христианской семьи.

Христианские основы защиты Отечества.

Отношение христианина к труду.

Православие в России.

Подвиг.

Заповеди блаженств.

Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина.

Православие о Божием суде.

Таинство Причастия.

Монастырь.

Отношение христианина к природе.

Христианская семья.

Защита Отечества.

Христианин в труде.

Духовное краеведение:

Монастыри Тамбовской области;

Святые заступники Руси: Ф.И.Ушаков, его связь с Тамбовским краем.

Заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Построить мотивацию, изучение нового и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига.

Познакомить с заповедями блаженств,  раскрыть гуманную составляющую основу христианского сознания и этики.

Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции, помочь подойти к пониманию творить добро как духовной радости

Задуматься над христианской идеей ответственности человека перед Богом и людьми как сдерживающим этическим началом. Побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости.

Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, что чудо не связано с волшебством, что чудо не удовлетворение каприза, а проявление поддержки духовных и физических сил человека, ободрение его духа, укрепление уверенности в значимости для Бога судьбы каждого человека.

Осмысление понятия причастия, связи таинства с Богом, знакомство с другими таинствами.

Помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу. Осмыслить роль монахов в истории России.

Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам современности. Сделать очевидным христианское происхождение проблемы. Сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.

Создать на уроке условия для приятия семейного  жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства, понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, умения видеть беды другого человека и стараться помочь.

Сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное  зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Закрепить представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

Патриотизм, Отечество, Отчизна.

Любовь и уважение к Отечеству.

Духовное краеведение:

Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России.

Закрепить понятие патриотизма, провести сравнительный анализ слов «Отечество», «Родина, «Отчизна».

Подведение итогов изучения тем, обобщение знаний, полученных на уроках.



Предварительный просмотр:

    Календарно -  тематическое планирование  

Основы православной культуры

   4 класс

№ п/п

Тема уроков

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля

Универсаль

ные учебные действия

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Россия – наша Родина.

1

Комбинированный

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Мотивация к познанию нового предмета. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «патриотизм», «культура», религия». Приращение знаний и представлений.

текущий

Мотивация деятельности. Анализировать примеры. Составлять рассказы с использованием иллюстративного материала учебника.

2

Культура и религия.

Особенности духовных традиций Тамбовской области.

1

Комбинированный

Христианство. Православие. Культура. Религия.

Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры.

текущий

Анализировать примеры. Составлять рассказы с использованием иллюстративного материала учебника.

 

3

Человек и Бог в православии.

1

Комбинированный

Бог. Разум. Свобода. Совесть. Доброта. Любовь.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Текущий

Мотивация деятельности, постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы. Планирование учебного сотрудничества,владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

4

Православная молитва.

1

Комбинированный

Молитва. Православие. Благодать. Святые. Священное Предание.

Осмысление учащимися значения для христианской  молитвы «Отче наш»

Текущий

5

Библия и Евангелие.

1

Комбинированный

Священное Писание. Православие. Библия. Пророки. Евангелие.Священное Писание. Откровение.

Осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значения для христианской культуры сюжетов Библии.

Текущий

6

Проповедь Христа.

1

Комбинированный

Нагорная проповедь

Начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры.

Текущий

7

Христос и Его крест.

1

Комбинированный

Воплощение. Распятие

Формирование понимания значения креста для христиан.

Текущий

8

Пасха.

1

Комбинированный

Пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн.

Формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.

Текущий

Постановка учебной задачи, определение последовательности действий, извлечение необходимой информации при работе с текстами различных жанров,  выделение основной и второстепенной информации, самостоятельное создание алгоритма действий, построение логической цепи рассуждений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

9

Православное учение о человеке.

1

Комбинированный

Душа. Внутренний мир человека. Тело.

Осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.

Текущий

10

Совесть и раскаяние.

1

Комбинированный

Добро. Зло. Грех. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Раскаяние.

Осмысление понятий греха, связи греха и зла, формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать меру добра в себе и мире.

Текущий

11

Заповеди.

1

Комбинированный

Заповеди

Разобраться в понятии, ставшем темой урока, убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Предоставить учащимся возможность пошагово, адаптивно понять гуманную суть вечных заповедей.

Текущий

12

Милосердие и сострадание.

1

Комбинированный

Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь к врагам. Милостыня.

Осмысление понятие «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Текущий

Мотивация деятельности, постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, Планирование учебного сотрудничества.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Извлечение необходимой информации при работе с текстами различных жанров.  

13

Золотое правило этики.

1

Комбинированный

Золотое правило этики. Неосуждение.

Дать начальное представление об этике, этичном поведении. Постараться усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Текущий

14

Храм.                                            Храмы Тамбовщины.

1

Комбинированный

Храм. Икона. Благословение. Иконостас. Царские ворота. Алтарь.

Узнать и прочувствовать устроение и назначение православного храма. Закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности.

Текущий

15

Икона.                                                          Духовные темы культуры и искусства.

1

Комбинированный

Икона. Нимб. Воскресение. Спаситель. Пасха христова. Великий пост.

Углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Текущий

16

Творческие работы.

1

Комбинированный

Словарик православных терминов, рефераты, доклады.

Подведение итогов изучения тем, обобщение знаний, полученных на уроках.

Итоговый

Контроль полученных  знаний, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Нравственно – этическое оценивание усваемого содержания. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

17

Подведение итогов.

1

Комбинированный

Творческие проекты.

Итоговый

18

Как христианство пришло на Русь.

1

Комбинированный

Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.

Заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Текущий

Мотивация деятельности, постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы. Планирование учебного сотрудничества,владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

19

Подвиг.                                              Святые подвижники Тамбовской области.

1

Комбинированный

Подвиг. Жертва Богу. Подвижник.

Построить мотивацию, изучение нового и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига. Появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Текущий

20

Заповеди блаженств.

1

Комбинированный

Заповедь. Дух. Духовность.

Познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства, организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая основ христианского сознания и этики.

Текущий

21

Зачем творить добро.    Этические нормы духовности.

1

комбинированный

Добро. Зло. Святой.

Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции, помочь подойти к пониманию творить добро как духовной радости.

Текущий

Постановка учебной задачи, определение последовательности действий, извлечение необходимой информации при работе с текстами различных жанров,  выделение основной и второстепенной информации, самостоятельное создание алгоритма действий, построение логической цепи рассуждений.

22

Чудо в жизни христианства.

1

комбинированный

Чудо. Троица. Добродетель.

Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, что чудо не связано с волшебством, что чудо не удовлетворение каприза, а проявление поддержки духовных и физических сил человека, ободрение его духа, укрепление уверенности в значимости для Бога судьбы каждого человека.

Текущий

23

Православие о Божьем суде.

1

комбинированный

Бессмертие.

Помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни, подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого.

Текущий

Извлечение необходимой информации при работе с текстами различных жанров,  выделение основной и второстепенной информации, самостоятельное создание алгоритма действий, построение логической цепи рассуждений. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтных ситуаций на уроке.

24

Таинства Причастия

1

комбинированный

Причастие. Таинства. Литургия.

Осмысление понятия причастия, связи таинства с Богом, знакомство с другими таинствами.

Текущий

25

Монастырь.                                 Монастыри Тамбовской области.

1

комбинированный

Монах. Инок. Послушание. Обет.

Помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу. Осмыслить роль монахов в истории России.

Текущий

25 + 26

26

Отношение христианина к природе.

1

комбинированный

Милосердие. Пастырь Всемирный потоп.

Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам современности. Сделать очевидным христианское происхождение проблемы. Сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.

Текущий

Осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы. Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей. Планирование учебного сотрудничества,владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

27

Христианская семья

1

комбинированный

Семья. Тактичность. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

Создать на уроке условия для приятия семейного  жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства.

Текущий

28

Защита Отечества.                            Святые заступники Руси: Ф.И.Ушаков, его связь с Тамбовским краем.

1

комбинированный

Защитник. Справедливая война. Воин-христианин.

Сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное  зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Текущий

29

Христианин в труде.

1

комбинированный

Труд. Пост. Возделывание. Первый грех.

Закрепить представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир.

Текущий

30

Любовь и уважение к Отечеству.             Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России.

1

комбинированный

Отечество. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ.

Закрепить понятие патриотизма, провести сравнительный анализ слов «Отечество», «Родина, «Отчизна».

Текущий

30 + 31

31

Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России.

1

комбинированный

Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ.

Провести сравнительный анализ слов «Отечество», «Родина, «Отчизна».

Текущий

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Нравственно – этическое оценивание усваемого содержания. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

32-33

Подготовка творческих проектов.

1

комбинированный

-

Подведение итогов изучения тем, обобщение знаний, полученных на уроках

Текущий

34

Выступление учащихся с творческими работами.

1

контроль

-

Подведение итогов изучения тем, обобщение знаний, полученных на уроках

Итоговый

35

Выступление учащихся с творческими работами.

1

комбинированный

-

Подведение итогов изучения тем, обобщение знаний, полученных на уроках

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"

В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"...

Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...

Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"

Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс.

Пояснительная записка  по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс. "Школа России"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Православная культура)

Рабочая программа  по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Православная культура») разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общег...