Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"
рабочая программа (4 класс) по теме

Даниленко Маргарита Анатольевна

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_pr.kultura.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Романовского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Романовская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель   ШМО

________/О.Г. Сидоренко

Протокол  № ____  от «___» _________20__ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Романовская СОШ»

 _________/ Н.А.Усик

«___» __________ 20__г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Романовская СОШ»

____________/ Н.П.Савченко

Приказ № ___ от  

«___» _______   20 ___ г.

Рабочая программа для 4 класса по ОРКСЭ

модуль «Основы православной культуры»

Предметная область – Основы религиозных культур и светской этики

Срок освоения программы 2013-2014 учебный год

                                                  Составитель:

 Даниленко Маргарита Анатольевна

учитель   ОРКСЭ  первой

 квалификационной   категории

с. Романово 2013 г

Пояснительная записка

     Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

  • Конституция РФ ст.43;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение № 4;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания  комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников»,
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
  • Федеральный компонент государственного стандарта начального  общего образования;
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012г.

      Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики ./ Данилюк А.Я. – М., Просвещение, 2012г. и  в соответствии с методическими рекомендациями к УМК А. В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 г.,  включённого в Федеральный перечень учебников на 2013-2014  учебный год. Рабочая программа  для 4  класса разработана на 34 учебных часа (1 час в неделю) с учетом требований  государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана.

      Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

      В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы православной культуры» опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи курса «Основы православной культуры»:

  • Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Количество часов

1-ое полугодие

Россия – наша Родина

1

Культура и религия

1

Человек и бог в православии

1

Православная молитва

1

Библия и Евангелие

1

Проповедь Христа

1

Христос и Его Крест

1

Пасха

1

Православное учение в человеке

1

Совесть и раскаяние

1

Заповеди.

1

Милосердие и сострадание.

1

Золотое правило.

1

Храм

1

Икона

1

Творческие работы учащихся.

1

2-е полугодие

Подведение итогов

1

Как христианство пришло на Русь

1

Подвиг

1

Заповеди блаженств

1

Зачем творить добро?

1

Чудо в жизни христианина

1

Православие о Божьем суде

1

Таинство причастия

1

Монастырь

1

Отношение христианина к природе

1

Христианская семья

1

Защита Отечества

1

Христианин в труде

1

Любовь и уважение к Отечеству

1

Итоговая презентация проектов обучающихся

4

Содержание тем учебного курса

Тема

Содержание

Россия – наша Родина (1ч.)

Богатство России. Малая Родина Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Культура и религия (1ч.)

Знакомство с историей возникновения и распространения

православной    культуры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

Человек и бог в православии (1ч.)

Знакомство с основами духовной традиции православия.

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь

Православная молитва (1ч.)

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва - славословие. Благодать.

Библия и Евангелие (1ч.)

Знакомство  с определениями основных понятий православной

культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

Проповедь Христа (1ч.)

Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Христос и Его Крест (1ч.)

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Православная культура. Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.

Пасха (1ч.)

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.

Православное учение в человеке (1ч.)

Знакомство  с описанием основных содержательных составляющих

священных книг, описанием священных сооружений, религиозных

праздников и святынь православной культуры.

Совесть и раскаяние (1ч.)

Раскаяние. Совесть

Заповеди. (1ч.)

Заповеди. Моисей.

Милосердие и сострадание. (1ч.)

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.

Золотое правило. (1ч.)

Грех. Неосуждение

Храм (1ч.)

Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Знакомство  с устройством храмов.

Икона (1ч.)

Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомство с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Творческие работы учащихся. (1ч.)

Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Подведение итогов (1ч.)

Подведение итогов за первое полугодие

Как христианство пришло на Русь (1ч.)

Крещение. Святая Русь

Подвиг (1ч.)

Подвиг. Характеристика подвигов

Заповеди блаженств (1ч.)

Нагорная проповедь. Знакомство с творчеством Смоктуновского

Зачем творить добро? (1ч.)

Знакомство с притчей о дикаре и царе.

Чудо в жизни христианина (1ч.)

Знакомство и анализ картины А. Рублева «Троица»

Православие о Божьем суде (1ч.)

Знакомство и анализ иконы «Успенской Богоматери»

Таинство причастия (1ч.)

Христианские таинства, их значение в жизни христианина

Монастырь (1ч.)

Женский и мужской монастыри. Одежда монаха.

Отношение христианина к природе (1ч.)

Знакомство с репродукциями картин Айвазовского

Христианская семья (1ч.)

Знакомство с таинством венчания

Защита Отечества (1ч.)

Какие поступки недопустимы на войне

Христианин в труде (1ч.)

Знакомство с репродукциями картин Нестерова.

Любовь и уважение к Отечеству (1ч.)

Государственные символы России

Итоговая презентация проектов обучающихся (4ч.)

Подбор иллюстраций, материала для создания проекта. Защита проекта.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

   Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие  обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Виды деятельности младших школьников:

- Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)

- Игровая деятельность

- Творческая деятельность.

- Проектная деятельность.

- Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22 августа 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», оценивание предмета «Основ религиозных культур и светской этики» безотметочное.

        

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания ОРКСЭ, модуля «Основы православной культуры»

Основная литература для учителя

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012г.
  2. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 г.
  3. Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 г.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

Литература для учащихся:

  1. Энциклопедическая и справочная литература
  2. Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ:

http://lib.pstgu.ru/icons/,

 http://pravolimp.ru 

http://zakonbozhiy.ru,

http://azbyka.ru/tserkov/

Список литературы, используемый для составления рабочей программы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение № 4;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания  комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников»,
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
  • Федеральный компонент государственного стандарта начального  общего образования;
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012г.

Приложения к программе

Примерные темы творческих работ обучающихся:

1.Храмы России.

2.Православные иконы.

3.Православные праздники.

4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.

Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала


Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Оснащение

Требования к уровню подготовки

Формы и методы

1-е полугодие

1

05.09.13

Россия – наша Родина

1

Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, аудиозапись  песни «С чего начинается Родина»

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать:

- что такое духовный мир человека

- что такое культурные традиции

 и для чего они существуют

Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

Уметь:

 Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

2

12.09.13

Культура и религия

1

Фотографии и изображения православных храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви»

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

3

19.09.13

Человек и бог в православии

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать:  Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди.

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

4

26.09.13

Православная молитва

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Молитва «Отче наш»

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. 

Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

5

03.10.13

Библия и Евангелие

1

Иллюстративный материал-фотография книги Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

6

10.10.13

Проповедь Христа

1

Символы веры, фотографии святых мест, репродукции картин: 1.Исцеление расслабленного. Мирожский монастырь. 12 в.

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

7

17.10.13

Христос и Его Крест

1

Изображение православного Креста

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

Демонстрация православного креста

8

24.10.13

Пасха

1

 Иллюстрации: «Александр Иванов. Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине. XIX в.»

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

9

31.10.13

Православное учение в человеке

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Объяснительно-иллюстративный

Использование ИКТ

10

14.11.13

Совесть и раскаяние

1

Компьютер

Мультимедиа проектор,

репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Знать: Что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

11

21.11.13

Заповеди.

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

12

28.11.13

Милосердие и сострадание.

1

Компьютер

Мультимедиа проектор Иллюстрация «Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. XIV в.».

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

13

05.12.13

Золотое правило этики

1

 Компьютер

Мультимедиа проектор Репродукция картины В.Д.Поленова «Христос и грешница»

Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

14

12.12.13

Храм

1

Компьютер

Мультимедиа проектор», иллюстрации соборов

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

для чего они нужны.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

15

19.12.13

Икона

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

16

26.12.13

Творческие работы учащихся.

1

интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы.

Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

Практический

Проектный

2-е полугодие

2-е полугодие

2-е полугодие

17

16.01.14

Подведение итогов

1

Творческие работы детей

Знать: Из чего складывается оценка творческой работы

Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Объяснительно-иллюстративный

Проектный

18

23.01.14

Как христианство пришло на Русь

1

Географическая карта, компьютер

мультимедиа проектор, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси»

Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной.

Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

19

30.01.14

Подвиг

1

 Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

20

06.02.14

Заповеди блаженств

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. пособие, Евангелие,

Библия мультимедиа проектор

иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея»

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

21

13.02.14

Зачем творить добро?

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. пособие, иллюстрации

 Владимирская Богоматерь 

Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые 

Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

22

20.02.14

Чудо в жизни христианина

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. пособие

Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются

Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

23

27.02.14

Православие о Божьем суде

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495—1497».

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.

Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

24

06.03.14

Таинство причастия

1

Компьютер

Мультимедиа проектор Эл.пособие

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

Что происходит в храме во

время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

25

13.03.14

Монастырь

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри»

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

26

20.03.14

Отношение христианина к природе

1

Компьютер

Мультимедиа проектор Эл. Пособие.

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. 

заботится о нём.

Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

27

03.04.14

Христианская семья

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. пособие, иллюстрации.

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.

Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося.  Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

28

10.04.14

Защита Отечества

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петрбург».

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

29

17.04.14

Христианин в труде

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. Пособие

Фото

Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему: «Какой труд вреден для человека».

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

30

24.04.14

Любовь и уважение к Отечеству

1

Компьютер

Мультимедиа проектор

Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь»,

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ

31-34

08.05.14

15.05.14

22.05.14

29.05.14

Итоговая презентация проектов обучающихся

4

Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

Творческие работы детей

Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Практический

Проектный

Итого:

34ч.

Лист внесения изменений

п/п

Дата

Класс

Характеристика изменений

Реквизиты

документа, в котором

закреплены изменения

Подпись сотрудника, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")

Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль"Основы православной культуры") для 4 класса на 2012-13 уч.год...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"

В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...

рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программа составлена на основе  требований Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной ...

Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...

Рабочая программа по ОРКСЭ (православная культура) 4 класс на 2021/2022 уч.год

Рабочая общеобразовательная программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...