Рабочая программа по ОРКСЭ (православная культура)
рабочая программа по орксэ на тему

Прокопьева Татьяна Викторовна

УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_orkse_4_klass_-_18.docx40.32 КБ
Файл ktp_po_orkse_4_klass.docx24.09 КБ
Файл rp_po_orkse_4_klass_-_18_adapt.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена в составе ООП НОО

приказ от 31.08.2018г № 260

Рабочая программа

учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс

Разработчик: МО учителей начальных классов

Планируемые результаты освоения учащимися программы

     ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ

            В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные      навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

          Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,

освоения и использования информации.

       Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

          У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Выпускник научится:

·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·определять тему и главную мысль текста;

·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака;

·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

·работать с  несколькими источниками информации;

·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

·сопоставлять различные точки зрения;

·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Выпускник научится:

·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

·организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

·вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото  и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

·рисовать изображения на графическом планшете;

·сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

·использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

ОБРАБОТКА И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

·подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

·собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

·редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео  и аудиозаписей, фотоизображений;

·пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический  контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

·заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

СОЗДАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ

Выпускник научится:

·создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

·создавать сообщения в виде аудио  и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

·создавать диаграммы, планы территории и пр.;

·создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

·размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

·пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

·представлять данные;

·создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Выпускник научится:

·создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах;

·определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

·планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

·проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

·моделировать объекты и процессы реального мира.

      ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  2. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  3. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
  4. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»

             Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные  христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Российская Федерация. Отечество. Материальный мир. Духовный мир – мир культуры. Внутренний мир – душа человека. Культурные традиции. Религиозные культуры и морально-этические нормы. Ценности: добро, честь, справедливость, милосердие. Семья народов России.

Культура. Различия в народных культурах. Религия. Духовный мир: Бог, ангелы, духи. Истоки русской культуры – в православной религии Священник. Бог – Творец. Свобода. Разум. Совесть. Доброта. Любовь. Бог – Создатель, Творец, Любовь

Православие. Господь Бог. Молитва – обращение к Богу. Виды молитвы – просьба, благодарение, славословие. Благодать. Святые. Священное Предание. «Отче наш»

Христианин. Христианство. Библия. Ветхий Завет. Пророки. Новый завет. Евангелие. Апостолы. Притчи. Откровение

Сокровища на небе – это добро. Духовные сокровища. Небо и душа. Нагорная проповедь. Благодать Божия – Святой Дух. «Царство Божие внутри вас». Бог – Отец и Утешитель. Иисус Христос. Завет Христа

Бог есть Любовь. Боговоплощение. Богочеловек. Рождество Христово. «Голгофа» – страдание, высшее и жертвенное служение правде. Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Понтий Пилат. Крест Христов. Нательный крестик. Распятие. «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Символика креста

Воскресение – день возобновления жизни. Спаситель (Спас). Крестная смерть. Грех. Смерть человека – следствие его греха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Крестный ход. Пасхальный гимн. «Христос Воскрес». Христосование. Пасхальное яйцо. Пост 9 Православное учение о человеке Душа. Свойства души. Дары Бога человеку. Внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество – образ Бога в человеке. Болезни души. Совесть 10 Совесть и раскаяние Добро. Грех. Притча об отречении

Заповеди Моисея 12 Милосердие и со- страдание Милосердие. Притча о добром самарянине. Ближний. Милостыня. Легенда о святой Ульяне Муромской 13 Золотое правило этики Золотое правило этики. Неосуждение. Правило в православии: «Люби грешника и ненавидь грех» 14 Храм Кадило. Канун. Поминание. Икона. Благословение. Иконостас. Царские врата. Названия икон Богоматери. Алтарь. Система запретов 15 Икона Икона. Отличие от картины. Свет иконы. Нимб. Иконописец. Линии на иконе. Лики и глаза. Молитва перед иконами. Образ Божий. Подражание жизни святых 18 Как христиане пришли на Русь Церковь. Константинополь. Князь Владимир. Крещение. Кирилл и Мефодий. Исповеди. Святая Русь. Святые 19 Подвиг Подвиг. Жертва. Легенда о епископе Акакии. Подвижник 20 Заповеди блаженств Нагорная проповедь. Дух. Духовность. «Нищие духом». Царствие Небесное. «Блаженны плачущие». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостивые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны миротворцы». «Блаженны чистые сердцем». Легенда о Телемахе 21 Зачем творить добро Легенда об апостоле Петре, пришедшем в Рим. Святой. Притча о царе и дикаре 22 Чудо в жизни христианина. Святая Троица. Рассказ Патриарха Кирилла. Чудо. Добродетель. Главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь 23 Православие о Божием суде Притча о Божием суде. Легенда о Христофоре. Смерть в христианстве. Бессмертие 24 Таинство Причастия Христос. Апостолы. Тайная вечеря. Причастие. Благодать. Кровь и Тело Христа. «Любите врагов ваших». Таинство Причастия и Крещения. Церковь. Литургия 25 Монастырь Монах (монахиня). Инок. Правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монастырь. Послушание. Послушник. Обеты. Постриг. Монашество. Легенда о царевиче Иоасаф

Содержание модуля «Светская этика»

               Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина.  Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет.           Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм школьников. Знакомятся с историей возникновения государства и особенностями культур разных народов, населяющих нашу Родину.

      Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.           Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

             В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

Тематическое планирование

Содержание учебного предмета

Тема раздела (количество часов)

«Основы православной культуры»

Россия – наша Родина

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

Культура и религия

Человек и Бог в православии

Православная молитва

Библия и Евангелие

Проповедь Христа

Христос и Его крест

Пасха Православное учение о человеке

Совесть и раскаяние

Заповеди

Милосердие и сострадание

Золотое правило этики

Храм

Икона

Как христианство пришло на Русь

Подвиг

Заповеди блаженств

Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина

Православие о Божием суде

Таинство Причастия

Монастырь. Отношение христианина к природе

Христианская семья

Защита Отечества

Христианин в труде

Любовь и уважение к Отечеству

Подготовка творческих проектов учащихся

Презентация творческих проектов

 Основы религиозных культур (33 ч) 

«Светская этика»

Россия – наша страна

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч)

Культура и мораль. Что такое этика? Этика в жизни человека. 

 Особенности морали. Мораль и культура. 

Ценность родства и семейные ценности 

Образцы нравственности. Добро и зло.

Нравственный образец богатыря. Добро и зло. Добродетель и порок.

 Дворянский кодекс чести.  Джентельмен и леди.

Государство и мораль гражданина.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Мораль защитника Отечества. 

Порядочность. Интеллигентность

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. 

 Что значит "быть нравственным" в наше время

Творческие работы учащихся по теме "Что значит быть нравственным Добро и зло.

Долг и совесть.

Честь и достоинство

Смысл жизни и счастье.

 Высшие нравственные ценности. 

Идеалы.

Принципы морали.

Методика создания морального кодекса в школе.

Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма - "за и против".

Образование как нравственная норма. 

Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования

Основы религиозных культур и светской этики.

(28 ч)

Любовь и уважение к Отечеству.

Подготовка творческих проектов по теме "Духовные традиции народа России".

Духовные традиции многонационального народа России. – (5 ч)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Основы  религиозных культур и светской этики»

( модуль «Основы светской этики»)

п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов план

Кол-во часов факт

Дата план

Дата факт.

НРЭО

Виды контроля

коррекция

I  четверть

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 

Россия – наша страна

1

1

7.09

текущий

2

Основы религиозных культур и светской этики. - 28 ч

Культура и мораль. Что такое этика? Этика в жизни человека. 

 Особенности морали. Мораль и культура. 

Ценность родства и семейные ценности 

Образцы нравственности. Добро и зло.

Нравственный образец богатыря. Добро и зло. 

Нравственный образец богатыря. Добродетель и порок.

 Дворянский кодекс чести.

1

1

14.09

Культурные памятники города Магнитогорска

текущий

3

1

1

21.09

текущий

4

1

1

28.09

Семейные традиции

текущий

5

1

1

5.10

текущий

6

1

1

12.10

текущий

7

1

1

19.10

текущий

8

1

1

26.10

Обычаи, традиции казаков станицы  Магнитная

текущий

II  четверть

9

Джентельмен и леди.

Государство и мораль гражданина.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Мораль защитника Отечества. 

Порядочность. Интеллигентность

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. 

 Что значит "быть нравственным" в наше время

Творческие работы учащихся по теме "Что значит быть нравственным

1

1

9.11

текущий

10

1

1

16.11

текущий

11

1

1

23.11

текущий

12

1

1

30.11

текущий

13

1

1

7.12

Театры города Магнитогорска

текущий

14

1

1

14.12

Праздники уральских казаков

текущий

15

1

1

21.12

текущий

16

1

1

28.12

текущий

III  четверть

17

Подведение итогов

1

1

11.01

текущий

18

Добро и зло.

Долг и совесть.

Честь и достоинство

Смысл жизни и счастье.

 Высшие нравственные ценности. 

Идеалы.

Принципы морали.

Методика создания морального кодекса в школе.

Нормы морали. Этикет.

1

1

18.01

текущий

19

1

1

25.01

текущий

20

1

1

1.02

текущий

21

1

1

8.02

текущий

22

1

1

15.02

текущий

23

1

1

22.02

текущий

24

1

1

1.03

текущий

25

1

1

15.03

текущий

26

1

1

22.03

текущий

IV  четверть

текущий

27

Этикетная сторона костюма. Школьная форма - "за и против".

Образование как нравственная норма. 

Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. 

1

1

5.04

текущий

28

1

1

12.04

текущий

29

1

1

19.04

текущий

30

Духовные традиции многонационального народа России. - 5 ч

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Подготовка творческих проектов по теме "Духовнык традиции народа России".

Творческий проект.

1

1

26.04

Религиозные праздники народов России.

текущий

31

1

1

3.05

текущий

32

33

34

3

3

10.05

17.05

24.05

Итоговый

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» 4 класс

п/п

Раздел

Тема

урока

Кол-во часов план

Кол-во уроков факт

Дата план

Дата факт

НРЭО

Вид контроля

Корректировка

I четверть

1

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 ч

Россия – наша Родина

1

1

7.09

«Металлургическая столица России»

текущий

2

 Основы религиозных культур 33 ч 

Культура и религия

1

1

14.09

Роль реки Урал в качестве природной, историка – культурной границы

текущий

3

Человек и Бог в православии

1

1

21.09

текущий

4

Православная молитва

1

1

28.09

текущий

5

Библия и Евангелие

1

1

5.10

текущий

6

Проповедь Христа

1

1

12.10

текущий

7

Христос и Его крест

1

1

19.10

текущий

8

Пасха

1

1

26.10

текущий

II четверть

9

Православное учение о человеке

1

1

9.11

текущий

10

Совесть и раскаяние

1

1

16.11

текущий

11

Заповеди

1

1

23.11

текущий

12

Милосердие и сострадание

1

1

30.11

текущий

13

Золотое правило этики

1

1

7.12

текущий

14

Храм

1

1

14.12

Церковь Вознесения Господня.

текущий

15

Икона

1

1

21.12

текущий

16

Творческие работы учащихся

1

1

28.12

текущий

III четверть

17

Подведение итогов

1

1

11.01

Христианские праздники

текущий

18

Как христианство пришло на Русь

1

1

18.01

текущий

19

Подвиг

1

1

25.01

текущий

20

Заповеди блаженств

1

1

1.02

текущий

21

Зачем творить добро?

1

1

8.02

текущий

2223

Чудо в жизни христианина

2

2

15.02

22.02

текущий

Православие о Божием суде

1

1

1.03

текущий

24

Таинство Причастия

1

1

15.03

текущий

25

Монастырь

1

1

22.03

Монастырь в городе Троицк

текущий

IV четверть

26

Отношение христианина к природе

1

1

5.04

текущий

27

Христианская семья

1

1

12.04

текущий

28

Защита Отечества

1

1

19.04

текущий

29

Христианин в труде

1

1

26.04

текущий

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

1

3.05

Памятники индустриального Магнитогорска

текущий

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

1

10.05

текущий

32-33

Выступление учащихся  со своими творческими работами

2

2

17.05

24.05

итоговый

34

Презентация творческих проектов

1

1

31.05

текущий



Предварительный просмотр:

Утверждена в составе ООП НОО

приказ от 31.08.2018г № 260

Адаптированная рабочая программа

учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

 для детей с ОВЗ

4 класс

Разработчик: МО учителей начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Адаптированная программа по ОРКСЭ  для детей 4  класса с ограниченными возможностями здоровья (по программе VII вида)

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

     ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ

            В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные      навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

          Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,

освоения и использования информации.

       Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

          У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Выпускник научится:

·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·определять тему и главную мысль текста;

·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака;

·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

·работать с  несколькими источниками информации;

·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

·сопоставлять различные точки зрения;

·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Выпускник научится:

·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

·организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

·вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото  и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

·рисовать изображения на графическом планшете;

·сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

·использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

ОБРАБОТКА И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

·подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

·собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

·редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео  и аудиозаписей, фотоизображений;

·пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический  контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

·заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

СОЗДАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ

Выпускник научится:

·создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

·создавать сообщения в виде аудио  и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

·создавать диаграммы, планы территории и пр.;

·создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

·размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

·пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

·представлять данные;

·создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Выпускник научится:

·создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах;

·определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

·планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

·проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

·моделировать объекты и процессы реального мира.

      ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  2. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  3. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
  4. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»

             Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные  христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Российская Федерация. Отечество. Материальный мир. Духовный мир – мир культуры. Внутренний мир – душа человека. Культурные традиции. Религиозные культуры и морально-этические нормы. Ценности: добро, честь, справедливость, милосердие. Семья народов России.

Культура. Различия в народных культурах. Религия. Духовный мир: Бог, ангелы, духи. Истоки русской культуры – в православной религии Священник. Бог – Творец. Свобода. Разум. Совесть. Доброта. Любовь. Бог – Создатель, Творец, Любовь

Православие. Господь Бог. Молитва – обращение к Богу. Виды молитвы – просьба, благодарение, славословие. Благодать. Святые. Священное Предание. «Отче наш»

Христианин. Христианство. Библия. Ветхий Завет. Пророки. Новый завет. Евангелие. Апостолы. Притчи. Откровение

Сокровища на небе – это добро. Духовные сокровища. Небо и душа. Нагорная проповедь. Благодать Божия – Святой Дух. «Царство Божие внутри вас». Бог – Отец и Утешитель. Иисус Христос. Завет Христа

Бог есть Любовь. Боговоплощение. Богочеловек. Рождество Христово. «Голгофа» – страдание, высшее и жертвенное служение правде. Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Понтий Пилат. Крест Христов. Нательный крестик. Распятие. «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Символика креста

Воскресение – день возобновления жизни. Спаситель (Спас). Крестная смерть. Грех. Смерть человека – следствие его греха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Крестный ход. Пасхальный гимн. «Христос Воскрес». Христосование. Пасхальное яйцо. Пост 9 Православное учение о человеке Душа. Свойства души. Дары Бога человеку. Внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество – образ Бога в человеке. Болезни души. Совесть 10 Совесть и раскаяние Добро. Грех. Притча об отречении

Заповеди Моисея 12 Милосердие и со- страдание Милосердие. Притча о добром самарянине. Ближний. Милостыня. Легенда о святой Ульяне Муромской 13 Золотое правило этики Золотое правило этики. Неосуждение. Правило в православии: «Люби грешника и ненавидь грех» 14 Храм Кадило. Канун. Поминание. Икона. Благословение. Иконостас. Царские врата. Названия икон Богоматери. Алтарь. Система запретов 15 Икона Икона. Отличие от картины. Свет иконы. Нимб. Иконописец. Линии на иконе. Лики и глаза. Молитва перед иконами. Образ Божий. Подражание жизни святых 18 Как христиане пришли на Русь Церковь. Константинополь. Князь Владимир. Крещение. Кирилл и Мефодий. Исповеди. Святая Русь. Святые 19 Подвиг Подвиг. Жертва. Легенда о епископе Акакии. Подвижник 20 Заповеди блаженств Нагорная проповедь. Дух. Духовность. «Нищие духом». Царствие Небесное. «Блаженны плачущие». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостивые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны миротворцы». «Блаженны чистые сердцем». Легенда о Телемахе 21 Зачем творить добро Легенда об апостоле Петре, пришедшем в Рим. Святой. Притча о царе и дикаре 22 Чудо в жизни христианина. Святая Троица. Рассказ Патриарха Кирилла. Чудо. Добродетель. Главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь 23 Православие о Божием суде Притча о Божием суде. Легенда о Христофоре. Смерть в христианстве. Бессмертие 24 Таинство Причастия Христос. Апостолы. Тайная вечеря. Причастие. Благодать. Кровь и Тело Христа. «Любите врагов ваших». Таинство Причастия и Крещения. Церковь. Литургия 25 Монастырь Монах (монахиня). Инок. Правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монастырь. Послушание. Послушник. Обеты. Постриг. Монашество. Легенда о царевиче Иоасаф

Содержание модуля «Светская этика»

               Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина.  Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет.           Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм школьников. Знакомятся с историей возникновения государства и особенностями культур разных народов, населяющих нашу Родину.

      Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.           Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

             В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

Тематическое планирование

Содержание учебного предмета

Тема раздела (количество часов)

«Основы православной культуры»

Россия – наша Родина

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

Культура и религия

Человек и Бог в православии

Православная молитва

Библия и Евангелие

Проповедь Христа

Христос и Его крест

Пасха Православное учение о человеке

Совесть и раскаяние

Заповеди

Милосердие и сострадание

Золотое правило этики

Храм

Икона

Как христианство пришло на Русь

Подвиг

Заповеди блаженств

Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина

Православие о Божием суде

Таинство Причастия

Монастырь. Отношение христианина к природе

Христианская семья

Защита Отечества

Христианин в труде

Любовь и уважение к Отечеству

Подготовка творческих проектов учащихся

Презентация творческих проектов

 Основы религиозных культур (33 ч) 

«Светская этика»

Россия – наша страна

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч)

Культура и мораль. Что такое этика? Этика в жизни человека. 

 Особенности морали. Мораль и культура. 

Ценность родства и семейные ценности 

Образцы нравственности. Добро и зло.

Нравственный образец богатыря. Добро и зло. Добродетель и порок.

 Дворянский кодекс чести.  Джентельмен и леди.

Государство и мораль гражданина.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Мораль защитника Отечества. 

Порядочность. Интеллигентность

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. 

 Что значит "быть нравственным" в наше время

Творческие работы учащихся по теме "Что значит быть нравственным Добро и зло.

Долг и совесть.

Честь и достоинство

Смысл жизни и счастье.

 Высшие нравственные ценности. 

Идеалы.

Принципы морали.

Методика создания морального кодекса в школе.

Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма - "за и против".

Образование как нравственная норма. 

Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования

Основы религиозных культур и светской этики.

(28 ч)

Любовь и уважение к Отечеству.

Подготовка творческих проектов по теме "Духовные традиции народа России".

Духовные традиции многонационального народа России. – (5 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая  программа  разработана  на основе ФГОС НОО  и  предназначена  для обучающихся  4 класса  общеобразовательной  школы....

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями  ФГОС НОО  и предназначена  для обучающихся  4 класса общеобразовательной  школы...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

Рабочая программа по ОРКСЭ (православная культура) 4 класс на 2021/2022 уч.год

Рабочая общеобразовательная программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...