Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Светская этика) 4 класс УМК "Школа-России"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА САКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения « » 201_г. Протокол № . Руководитель МО И.В. Каприелова | СОГЛАСОВАНО «_______» ______201_г.
Зам. директора по УВР _____________________О.В. Катериченко | УТВЕРЖДАЮ « .» 201_ г. Директор МБОУ «Школа-лицей» города Саки Республики Крым ________________Н.В. Игнатова |
Рабочая программа
ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)
4 класс
Составила:
учитель начальных классов
Катериченко О.В.
Саки
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с. – (Стандарты второго поколения), учебного плана МБОУ «Школа-лицей» и авторской программы
А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение»,2014г.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи курса ОРКСЭ, модуля «Основы светской этики»:
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить:
- Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
-общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
- развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Курс ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Модуль «Основы светской этики» выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Модуль призван обеспечить общественно-значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое хорошо и что такое плохо, почему добрым жить на свете веселей, что такое этикет, в чем проявляется патриотизм, в чем заключается золотое правило нравственности и многое другое.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом учебного заведения на 2015/2016 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики » в 4 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю) с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, базисного учебного плана. Родителями был выбран модуль «Основы светской этики».
Учебно-методический комплект
- Учебник Шемшурина А.И. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2014.
- Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011
Формы контроля знаний:
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Критерии сформированности нравственно-этической ориентации (см. Таблица 1):
- структура ценностного сознания;
- уровень развития морального сознания;
- присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
- полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Таблица 1
Критерии формирования действия нравственно-этической ориентации
Действие нравственно-этической ориентации | Основные критерии ориентации | Типовые задачи |
1. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме | Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) | После уроков (норма взаимопомощи) |
2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм | Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами | Опросник Е.Кургановой |
3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации | Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы. Учет мотивов субъекта при нарушении нормы. Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы. Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм | «Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа компенсации) |
4. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы | Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы | Все задания |
5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы | Уровень развития моральных суждений | Все задания |
Процедура оценки уровня духовно-нравственного развития
- Определить успешность реализации задач духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста.
- Скорректировать содержание и (или) условия реализации программы при получении низких результатов.
- Дать возможность младшим школьникам следить за своими собственными успехами.
- Мотивация личной ответственности учеников
Способы фиксации динамики достижений учащихся:
- Портфолио – портфель индивидуальных достижений – комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки.
- Наблюдения – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.
- Оценивание процесса выполнения задания. Это целенаправленный процесс оценивания на основе критериев, отражающих особенности целеполагания и реальных условий выполнения деятельности.
- Метод оценивания, основанный на выборе ответа или кратком свободном ответе, представляет собой ситуативную, однонаправленную оценочную деятельность.
- Распространенным является метод оценивания, который можно условно назвать открытым ответом. Он представляет собой, как правило, письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения.
- Рефлексия достижений. Цели и задачи курса, реализующего в целом компетентностный подход к обучению, предполагает создание условий для рефлексии (самоанализа и самооценки).
Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты:
- Критериальные описания, или наборы критериев. Это определенные черты, отмеченные в работе.
- Эталоны. Это образцы уже выполненных детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы.
- Памятки, или листы. Они содержат перечни информации, данные, элементы, характерные признаки или свойства, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.
- Линейки достижений. Это графики достижения какого-либо этапа обучения.
Ожидаемые результаты:
- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
- понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
- мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;
- определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;
- осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде.
Описание ценностных ориентиров учебного курса орксэ, модуль «основы светской этики»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности в образовательной организации определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, которые определяются Концепцией фундаментального ядра содержания общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Базовые национальные ценности раскрываются через систему нравственных ценностей (представлений):
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
- понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Планируемые результаты освоения учебного курса орксэ (модуль «основы светской этики»)
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
- Испытывать уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
- таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
- определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Составлять сложный план текста.
- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Предвидеть последствия коллективных решений.
- Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя.
Содержание учебного курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») 34 часа
Тема | Кол-во часов | Содержание темы |
Россия – наша Родина | 1ч | Богатство России. Малая Родина. Россия. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции. |
Этика – это наука о нравственной жизни человека | 1ч | Этика. Светская этика и её значение в жизни человека. Вежливость, приветливость, доброжелательность. Культура человека. Нравственные нормы поведения. |
Этика общения (4ч) | ||
Добрым жить на белом свете веселей | 1ч | Что такое доброта? Качества доброго человека. |
Правила общения для всех | 1ч | Что такое чуткость, тактичность и деликатность? Золотое правило нравственности. Принципы общения. |
От добрых правил – добрые слова и поступки | 1ч | Добро и зло - главные этические категории. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Связь между добрым словом и добрым поступком. |
Каждый интересен | 1ч | Каждый имеет свою особенность, индивидуальность. Правила общения. Что такое дружба? |
Этикет (4ч) | ||
Премудрости этикета | 1ч | Что такое этикет. История этикета. Правила этикета |
Красота этикета | 1ч | Расширение знаний о этикете. Правила поведения за столом. |
Простые школьные и домашние правила этикета | 1ч | Правила школьного и домашнего этикета. |
Чистый ручеек нашей речи | 1ч | Речь и речка – что в них общего? Что должно выражать слово? Характеристика нашей речи. |
Этика человеческих отношений (4ч) | ||
В развитии добрых чувств – творение души | 1ч | Что такое душа, дух, духовность? Что значит – быть человеком? |
Природа – волшебные двери к добру и доверию | 1ч | Природа – волшебные двери к добру и доверию. Доброе отношение к окружающему миру. |
Чувство Родины | 1ч | Род. Родина. Отчизна. Патриотизм |
Жизнь протекает среди людей | 1ч | Кто такой хороший человек? Чувство собственного достоинства. Уважение к людям. |
Этика отношений в коллективе (4ч) | ||
Чтобы быть коллективом | 1ч | Понятие «коллектив». Отношения в классе. Нравственные установки в коллективе. |
Коллектив начинается с меня | 1ч | Как укрепить дружеские отношения в классе? Как заслужить уважение в классе? |
Мой класс – мои друзья | 1ч | Чуткость, внимательность, отзывчивость по отношению к одноклассникам. |
Ежели душевны вы и к этике не глухи | 1ч | Золотое правило этики. Общечеловеческие ценности. |
Простые нравственные истины (4ч) | ||
Жизнь священна | 1ч | Материальные потребности. Духовные потребности. Жизнь – наивысшая ценность. |
Человек рожден для добра | 1ч | Добро и зло в русских народных сказках. Добро – основа продолжения жизни. Истина. Красота. |
Милосердие – закон жизни | 1ч | Сочувствие, сопереживание, сострадание. Понятие «милосердие» |
Жить во благо себе и другим | 1ч | Нормы нравственного поведения людей. Понятия «справедливость» и «тактичность» и из роль во взаимодействии людей. |
Душа обязана трудиться (4ч) | ||
Следовать нравственной установке | 1ч | Понятие «нравственная установка». Твои нравственные усилия. Что значит думать и поступать с позиции добра. |
Достойно жить среди людей | 1ч | Дерево мудрости. Как «победить дракона» в себе? Что значит жить достойно? Понятие «бескорыстие». |
Уметь понять и простить | 1ч | Понятие «гуманность». Что значат слова «понять и простить»? Умение контролировать свои необдуманные порывы. |
Простая этика поступков | 1ч | Нравственный выбор. Этические правила твоих поступков. Что значит быть терпимым? |
Посеешь поступок – пожнешь характер (4ч) | ||
Общение и источники преодоления обид | 1ч | Общение с одноклассниками: что радует и что огорчает. Как преодолеть обиду. Человек, приятный в общении - какой он? |
Ростки нравственного опыта поведения | 1ч | Азбука поведения с людьми. Привычка поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами. |
Доброте сопутствует терпение | 1ч | Понятия «терпение» и «терпимость». В чем разница между этими понятиями. Терпение – это сила или слабость человека? |
Действия с приставкой «со» | 1ч | Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, содействие. Образ жизни неравнодушного человека. |
Судьба и Родина едины (4ч) | ||
С чего начинается Родина | 1ч | Родина, ее связь с семьей, с природой. Понятия «Родина», «семья», «цветы». |
В тебе рождается патриот и гражданин | 1ч | Понятия «патриот», «гражданин». Твои гражданские обязанности. Патриот и гражданин в твоей семье. |
Человек – чело века | 1ч | Человек, назначение человека, внутренний мир человека, смысл жизни |
Слово, обращенное к себе | 1ч | Дерево мудрости: нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение. |
Календарно- тематическое планирование
Дата | Дата коррекционная | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Формы и виды деятельности | Основные термины и понятия |
1 | Россия - наша Родина | Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге | Россия. Родина. Патриот, Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции | ||
2 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | Знакомство с общественными нормами нравственности и морали | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником | Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская, | ||
Раздел 1 Этика общения | ||||||
3 | Добрым жить на свете веселей. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Добро и зло как основные этические понятия | ||
4 | Правила общения для всех. | Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций | Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения | |||
5 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Добро, зло, копилка добрых слов | ||
6 | Каждый интересен. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Добродетельные отношения. Дружба. | |||
Раздел 2 Этикет | ||||||
7 | Премудрости этикета. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Этикет, образец, церемониал | ||
8 | Красота этикета. | Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей. | Правила этикета, | |||
9 | Простые школьные и домашние правила этикета. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | |||
10 | Чистый ручеёк нашей речи. | Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Речь, стыд, вина, извинение. | ||
Раздел 3 Этика человеческих отношений | ||||||
11 | В развитие добрых чувств – творение души. | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность. | ||
12 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. | Природа, жизнь, ответственность Ценности. Жизнь человека. Уникальность. Неповторимость жизни. | |||
13 | Чувство Родины. | Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. | Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | |||
14 | Жизнь протекает среди людей. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. | |||
Раздел 4 Этика отношений в коллективе | ||||||
15 | Чтобы быть коллективом. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллектив, коллективист, друг, дружба. Нравственная установка. Правила поведения в коллективе. | ||
16 | Коллектив начинается с меня. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | ||||
17 | Мой класс – мои друзья. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Чуткость, бескорыстие, доверие. | ||
18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности. | |||
Второе полугодие Раздел 1 Простые нравственные истины | ||||||
19 | Жизнь священна. | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. | ||
20 | Человек рождён для добра. | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | Добро, истина, красота | |||
21 | Милосердие – закон жизни. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа. | Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание | ||
22 | Жить во благо себе и другим. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность, | |||
Раздел 2 Душа обязана трудиться | ||||||
23 | Следовать нравственной установке. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. | Добро, нравственная установка. | ||
24 | Достойно жить среди людей. | Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. | ||||
25 | Уметь понять и простить. | Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. | Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. | |||
26 | Простая этика поступков. | Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка. | ||||
Раздел 3 Посеешь поступок – пожнёшь характер | ||||||
27 | Общение и источники преодоления обид. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. | ||
28 | Ростки нравственного опыта поведения. | Моральный долг. Моральная обязанность. | ||||
29 | Доброте сопутствует терпение. | Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость. | ||||
30 | Действия с приставкой «СО». | Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. | ||||
Раздел 4 Судьба и Родина едины | ||||||
31 | С чего начинается Родина. | Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Родина, Отчизна, Отечество. | ||
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. | Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | ||||
33 | Человек – чело века. | Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм | Человек, назначение человека, | |||
34 | Слово, обращённое к тебе. | Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение. | Нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение. |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011. | Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2014. | Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. | Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. | Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ОРКСЭ модуль светская этика
рабочая учебная программа разработана на основе программы А Я Данилюка...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская Этика 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» для обучающихся ...