Рабочая программа по ОРКиСЭ , модуль Светская этика. 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
· знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
· развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
· обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
· формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 29 декабря 2014 г.№1643
2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №31»
3.Учебный план МБОУ «СОШ №31» на 2016-2017 учебный год.
4. Положение о рабочей программе педагога.
Рабочая программа по технологии составлена в полном соответствии с ФГОС НОО, с учетом психолого – педагогических особенностей учащихся 4 Б класса. В классе уровень мотивации к изучению окружающего мира выше среднего. Поэтому планируется дополнительно разбирать нестандартные задания, использовать дополнительный материал при изучении предмета у учащихся с высоким уровнем мотивации и давать соответствующие задания учащимся со средним уровнем, что учтено внутри тем. Также в программе удаляется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебниками:
«Основы религиозных культур и светской этики», «Основы светской этики» 4 класс: / Студеникин М. Т. М.: «Русское слово», 2013.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение «Основы мировых религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 0,5 ч. в неделю, 17 часов в год.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
∙ знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
∙ развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
∙ обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
∙ формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
∙ развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Содержание курса
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Дружба и порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Введение (1 ч)
Народы России. Их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Россия – Родина моя(1ч). Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние городаРоссии, их памятники культуры
Основы светской этики( ч)
Этика и этикет(1ч.)Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормыэтикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики
Вежливость (1ч.)Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте,спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.
Добро и зло (1ч.)Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты
Дружба и порядочность (1ч.)Понятие и проявление дружбы. Рольдоверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях,честность, доброта, порядочность,
трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг,приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе
Честность искренность(1ч.)Понятия честность и искренность.Из истории традиций по выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов
Гордость и гордыня(1ч.)Понятия гордость и гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайство и гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России
Обычаи и обряды(1ч.)Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси.
Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России
Терпение и труд (1ч.)Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника
Семья.Семейные традицииРод и семья – исток нравственных отношений( (3ч.)Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.Традиция – передача из поколенияв поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание
Сердце матери(1ч.)Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детейсвоим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет
Праздники народов России(1ч.)Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.
Защитники Отечества(1ч.)23 февраля – День защитника Отечества. Состав ВооруженныхсилРФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.
Мораль, долг и выбор(3 ч)Моральный долг. Моральная норма. Моральная обязанность.
Свобода и моральный выбор человека.Свобода и ответственность, понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
Альтруизм и эгоизм(1ч) Альтруизм и эгоизм, положительные и отрицательные стороны этих понятий, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Стыд, вина , извинение(1ч)Уважительное отношение друг к другу, к окружающим, знакомство с нравственными понятиями: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение, ответственность за свои поступки.
Добродетель и порок(1ч) Осознание важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Честь и достоинство(1ч)Честь и достоинство, диспут, основы взаимоотношений в обществе, культура поведения.значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Честность и искренность(1ч) Честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность; осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности.
Образцы нравственности(3ч) Золотое правило нравственности. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Россия, нравственность, патриотизм, защитники Отечества, любовь к Родине, гордость за нашу державу, уважение к человеку-труженику, защитнику Отечества, на основе реальных норм-образцов нравственного поведения.самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Образцы нравственности в культуре Отечества(2ч)Любовь и уважение к ОтечествуРоссия, нравственность, патриотизм, защитники Отечества.
Правила твоей жизни (1ч.)Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистотыв школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Творческие проекты учащихся (3ч.)Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Презентация творческих проектов (2ч.)
Результаты освоения курса
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Учись учиться. Речевой этикет. Мои права и обязанности. Подготовка творческих проектов «Героическая Россия» «Мое отношение к миру».Проектная деятельность: «Героическая Россия» «Мое отношение к миру».
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учебно - методическое обеспечение
- М.Т. Студеникина, авторская программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики», 2010 г.;
- М.Т.Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы светской этики», учебник для 4 класса начальной школы //М.: «Русское слово» , 2012 год.
- Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение»,2010
- Мир словарей.
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Энциклопедия «Вокруг света»
Основы светской этики
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
План | Факт | ||||
Россия - Родина моя. | 1 | 2.09 | |||
Этика и этикет. | 1 | 9.09 | |||
Вежливость. | 1 | 16.09 | |||
4. | Добро и зло. | 1 | 23.09 | ||
5. | Дружба и порядочность. | 1 | 30.10 | ||
6. | Честность и искренность. | 1 | 7.10 | ||
7. | Гордость и гордыня. | 1 | 14.10 | ||
8. | Обычаи и обряды. | 1 | 21.10 | ||
9. | Терпение и труд. | 1 | 28.11 | ||
10 | Терпение и труд. | 1 | 11.11 | ||
11. | Семья. Семейные традиции. | 1 | 18.11 | ||
12 | Семья. Семейные традиции. | 1 | 25.11 | ||
13. | Сердце матери. Правила твоей жизни. | 1 | 2.12 | ||
14. | Праздники народов России. | 1 | 9.12 | ||
15. | Защитники Отечества. | 1 | 16.12 | ||
16. | Творческие проекты учащихся. | 1 | 23.12 | ||
17. | Презентация творческих проектов. | 1 | 19.01 | ||
18 | Моральный долг. | 1 | 26.01 | ||
19 | Свобода и моральный выбор человека. | 1 | 2.02 | ||
20 | Свобода и ответственность | 1 | 9.02 | ||
21 | Альтруизм и эгоизм | 1 | 16.02 | ||
22 | Стыд, вина и извинение | 1 | 23.02 | ||
23 | Добродетель и порок | 1 | 1.03 | ||
24 | Честь и достоинство | 1 | 8,03 | ||
25 | Честность и искренность | 1 | 15.03 | ||
26 | Род и семья — исток Нравственных отношений. | 1 | 22.03 | ||
27 | Золотое правило нравственности. | 1 | 5.04 | ||
28 | Образцы нравственности. | 1 | 12.04 | ||
29 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | 19.04 | ||
30 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | 26.04 | ||
31 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | 3.05 | ||
32 | Выбор тем для творческих проектов. | 1 | 10.05 | ||
33 | Подготовка творческих проектов. | 1 | 17.05 | ||
34 | Защита творческих проектов. | 1 | 24.05 |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев
Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-302300-1382792458.jpg)
рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/05/picture-467520-1407219131.png)
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-465304-1572010519.jpg)
Рабочая программа курса ОРКиСЭ (модуль Основы светской этики) 4 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу ОРКиСЭ (модуль светской этики). 4 класс. А.И.Шемшурина...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-477732-1441133838.jpg)
Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика), 4класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего обр...