Рабочая программа по ОРКиСЭ
рабочая программа (4 класс) на тему

Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_po_orkise.vse_moduli..doc414 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«СОШ №1»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________________

«___» ________________________ 2012 г.

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №1»

___________________________

«___» ________________________ 2012 г.

                       

Рабочая программа

по курсу «Основы религиозных культур

и светской этики»

                                                                                  Составитель:

                                                                                      Жихарева С.А.

                                                                                                           учитель начальных классов

                                                                   

                                                               

2012-2013 учебный год

                                 

Содержание

Пояснительная записка………………………………………. …………….2-13

Литература………………………………………………………………….   14 

Содержание программы  «Основы светской этики» ………………………………………    15

Тематическое планирование……………………………………………………      16-18

Содержание программы «Основы православной культуры»…………………… 19-20

Тематическое планирование ……………………………………………………     21

Содержание программы« Основы мировых культур»……………………………22-23

Тематическое планирование……………………………………………………      24

Содержание программы «Основы буддийской культуры»……………………    25

Тематическое планирование……………………………………………………      26

Содержание программы «Основы иудейской культуры»………………………  27-28

Тематическое планирование……………………………………………………… 29

Содержание программы «Основы исламской культуры»……………………… 30

Тематическое планирование……………………………………………………… 31            

                                      Пояснительная записка

                                                             Общие положения

         Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).    

         Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.

        Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной

системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,

требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых

обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а

также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного

предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у

школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,

составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры

России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей

сопричастности к ним.

      Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано

сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но

и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного

гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего

ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу

во имя социального сплочения.

Используются учебники: «Основы  светской этики2, «Основы мировых религиозных культур» , «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры»,  «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов,  Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. – 2-е изд. – Просвещение, 2010-2012 г.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;

4.   Основы иудейской культуры;

5.   Основы мировых религиозных культур;

6.   Основы светской этики

В образовательном учреждении МОУ «Жарковская СОШ №1»на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определены модули учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году, предлагаемые для изучения: Основы православной культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

               2


 Цель учебного курса ОРКСЭ:

 - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРКСЭ :

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате освоения данного курса школьниками  должны быть усвоены следующие понятия:

-каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

-ни одна культура не может быть лучше другой,

-каждая культура обладает значимым для развития человечества  ценностным содержанием.

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в  программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики ,  по месту в учебном плане, и по содержанию  дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России.Это происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.  Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. При изучении комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается  интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

 Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,

должно обеспечить:

  1. понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  2. знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  3.  формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  4. формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  5. формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  6. знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  7. укрепление веры в Россию;
  8. укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

           Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). 

         Овладение   логическими   действиями   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения, классификации,    установления    аналогий   и   причинно-следственных      связей,  построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Готовность     слушать    собеседника    и  вести   диалог.

           Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской  и религиозной морали.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  1. словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  2. наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  3. практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  4. репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  5. индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

Рекомендации к домашним заданиям

Задания на дом в процессе изучения курса  должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Итак, необходимая для личностного развития ребенка пози ция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учи телем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

  1. Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
  2. Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).
  3. Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
  4. Составление опорных конспектов к пересказам (по жела нию), планов, конспектов, выписки.
  5. Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рацио нально организовывать учебный труд. Все это возможно при од ном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Работа с родителями и членами семей учеников

 в рамках учебного курса ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями, в форме собеседований, анкетирования. Главная задача этого этапа – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Многие виды деятельности, изучаемые в  курсе, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Некоторые родители посещали места, о которых идёт речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

 При изучении тем, связанных к бытовым укладом, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.  Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученики выполняют при поддержке и помощи со стороны семьи.

             Родители и члены семей учеников обязательно приглашаются на итоговое мероприятие, завершающее курс. Они становятся не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.  

             Родители привлекаются и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения.

                         

                   Внеурочная работа в рамках изучения курса

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые  расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие  педагоги и школьники, родители.

Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Содержательную сторону экскурсии, должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.

Заочная экскурсия. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Возможные формы проведения заочной экскурсии:

  1. Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
  2. Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
  3. Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
  4. Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.

Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.

Структура уроков различных типов.

этапа

Типы уроков

Урок

изучения и первичного закрепления знаний.

Урок закрепления новых знаний.

Урок комплексного применения новых знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок проверки, коррекции и оценки знаний.

Организационный этап.

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных понятий.

Всесторонняя проверка знаний.

Определение опорных ЗУН.

Воспроизведение

 и коррекция

У и Н для творческого решения задач.

Подготовка

 к усвоению новых знаний, нового материала.

Проблемное применение знаний

Подготовка

 к комплексному применению знаний.

Подготовка

к обобщающей деятельности.

Повторение

в различных формах.

Усвоение новых знаний.

Выработка умения применять знания по образцу в сходных ситуациях.

Самостоятельная работа по комплексному применению ЗУН на всех уровнях (3-х).

Обобщение силами учащихся.

Беседа,

как форма фронтальной проверки.

Первичная проверка понимания новых знаний.

Выработка умений переноса стержневых знаний в новые условия.

Обобщение

и систематизация знаний и способов выполнения работы.

Обобщение силами учащихся.

Задания

по применению знаний в различных ситуациях

Закрепление новых знаний.

Тренировочные упражнения

Контроль и самоконтроль

на основе самостоятельной работы.

Коллективное обсуждение результатов коррекции ЗУН.

Групповая работа, взаимоконтроль и взаимопомощь.

                               Подведение итогов урока.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

   Диагностическая часть.

В течение года планируется провести три диагностических работы.

    Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования.

    Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний  (урок 16-17).

    Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся.

 Формы контроля и возможные варианты его проведения:

индивидуальный       контроль    (контроль   учителем):  

- устный    опрос,  

-домашняя     работа  -(поисковая,      творческая),

-  самостоятельная    работа   (воспроизводящая;       вариативная;  эвристическая).

Темы творческих работ и проектов.

 «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

«Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм»,

«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Материально-техническое  обеспечение для преподавания учебного предмета «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Список литературы:

1.Учебные пособия.

 Кураев А.В, Основы православной культуры.4 класс-М.:Просвещение, 2010.С.-96

 Латышина Д.И.;.Муртазин М.Ф, Основы исламской культуры.4 класс-М.: Просвещение, 2010.С.-80

 Членов М.А.,Миндрина ГА., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры.4 класс-М.: Просвещение, 2010.С.-96

 Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры.4 класс-М.:Просвещение, 2010.С.-79

Беглов А.С., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур культуры.4 класс-М.: Просвещение, 2010.С.-80

 Данилюк А.Я., Основы светской этики, 4 класс-М.: Просвещение, 2010.С.-79

Данилюк А.Я., Основы религиозных культур культур и светской этики, 4 класс-М.: Просвещение, 2010.С.-24

2.Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3.Министерство образования  и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов  ОРКСЭ»

4. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010

5. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010

6. Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.С.-32

7. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

8. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

9. Энциклопедическая и справочная литература.

10.Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя

11.Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета

12.интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

      http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

      http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

 Уроки ОРКиСЭ проводятся в кабинетах, оборудованных интерактивной доской,

     экранно-звуковым оборудованием, телевизором.

Учебный  модуль

«Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе

Преподавание основ светской этики строится с учетом  таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся.

Мотивационные условия изучения курса расширяются за счет использования наглядности:  

учебное пособие  на печатной основе;  

электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины,

аудио- и видеоматериалы,  

оригинальные документы,  

произведения художественной литературы и т.п.

Формы и виды учебной деятельности, используемые для организации занятий в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения (см. выше)

                                            Тематическое планирование модуля

                                                     «Основы светской этики»

№ темы

Дата

Тема

Количество  часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия – наша родина

1

II.

Основы светской этики

33

Что такое светская этика?

1

Культура и мораль

1

Особенности морали

1

Добро и зло

1

Добро и зло

1

  1. -8

Добродетели и пороки

2

9

Свобода и моральный выбор человека

1

10

Свобода и ответственность

1

11

Моральный долг

1

12

Справедливость

1

13

Альтруизм и эгоизм

1

14

Дружба

1

15

Что значит быть моральным?

1

16

Подведение итогов

1

17

Подведение итогов. Презентация творческих проектов.

1

18

Род и семья – исток нравственных отношений.

1

19

Нравственный поступок

1

20

Золотое правило нравственности

1

21

Стыд, вина и извинение

1

22

Честь и достоинство

1

23

Совесть

1

24

Нравственные идеалы. Богатыри.

1

25

Нравственные идеалы. Рыцари, джентльмены и леди.

1

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

27

Этикет

1

28

Этикет. Урок-практикум

1

29

Семейные праздники

1

30

Жизнь человека - высшая нравственная ценность

1

31

Смысл жизни и счастье

1

32

С чего начинается Родина.

Подготовка творческих проектов

1

33

С чего начинается Родина.

Подготовка творческих проектов

1

34

Презентация творческих проектов. Защита творческих работ.

1

                                                                       Список литературы

Для учащихся

Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики.» 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010-2012. – 63 с.: ил.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)

Дополнительная литература.

  1. Андерсен Г.Х., Снежная королева.
  2. Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.
  3. Гайдар. А.П., Тимур и его команда.
  4. Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.
  5. Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.
  6. Линдгрен А. Малыш и Карлсон.
  7. Маршак С.Я., Двенадцать месяцев
  8. Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.
  9. Пушкин А.С., Сказка о попе  и его работнике  Балде.
  10. Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  11. Перро Ш., Золушка.
  12. Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.

Учебный модуль

«Основы православной культуры».

Россия - наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Цель :

Формировать       общественно     –  значимую     мотивацию     детей,  их   поступков,  

 адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей.

 Изучить  основные  категории  этики, к которым  относятся:  добро  и зло,  дружба  и  

порядочность,    честность   и   искренность,   честь   и  достоинство,и другое.

Задачи:

     Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.

     Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.

     Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

   Способствовать нравственному, моральному и  патриотическому воспитанию школьников.

   Познакомить с особенностями церковного искусства.

   Познакомить с основными сюжетами Ветхого Завета и  содержанием Евангелия.  

   Изучить основы православной этики.

Ожидаемый результат:

          На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.

       В результате обучения  в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

 Тематическое планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.

Литература.

Для учеников:

1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры»  4-5 классы. Просвещение. Москва. 2010г

2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

Для родителей:

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

                                             

                                       Содержание программы

В начале каждого занятия учащиеся под руководством педагога вспоминают главные события в православной жизни, происшедшие за последнюю неделю (православный праздник, пост и т. д.).

1. Россия – наша Родина. Культура и религия. В процессе изучения данной темы проводится беседы с обучащимися о красоте Родины. Внимание учащихся следует обратить на то, как все в этом мире гармонично и премудро устроено Богом». Учащиеся знакомятся с величайшим наследием Паисия Святогорца, где раскрывается истинное понятие красоты мира и человека. Экскурсия в храм является заключительным этапом в изучении данной темы.

2.        Библия – что это такое? О заповедях Божиих. Раскрытие этой темы начинается с изучения Библии и сюжетов Ветхого Завета: создание видимого и невидимого мира Богом. Первые люди – Адам и Ева. Грехопадение и изгнание из рая. Потоп. Учащиеся узнают, как Бог дал людям закон. Первый храм.

3.        Рождество Христово. Детство Иисуса. Эта тема раскрывает учащимся один из двух величайших православных праздников – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Ребята знакомятся с сюжетами Нового Завета: Благая весть Деве Марии. Рождение Сына Божьего, поклонение пастухов и волхвов Младенцу, бегство в Египет и возвращение в Назарет.

4.        Таинство Крещения в жизни человека. В ходе изучения этой темы ребята знакомятся с особенно значимым (самым первым) этапом в жизни каждого православного христианина – крещением. Крещение Господне – большой праздник! Сам Господь показал Своим примером о необходимости крещения человека. Знакомство с жизнью Иоанна Крестителя (Предтечи), а также необыкновенные чудеса и проповеди Иисуса Христа во время земной жизни.

5.        Все о посте. Знакомство обучающихся с понятием «пост», для чего он нужен человеку. Особое место отводится занятию, посвященному празднику Прощеное воскресенье. Ребята рассуждают о назначении человека в этом мире. Пример из жизни святых.

6.        О праздниках, во время Великого поста. Раскрытие данной темы начинается с ознакомления учащихся с двумя большими православными праздниками, выпадающими на это время: Благовещение и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Особое место в изучении данной темы занимает знакомство воспитанников с Великим Таинством Евхаристии (Причастие) – главном церковном таинстве и его значении в жизни православного человека. Ребята знакомятся с такими понятиями как исповедь, покаяние, единение с Господом; учатся правильно готовиться к этому великому таинству.

7.        Праздников праздник – Пасха! Пасха (Светлое Христово Воскресенье) – второй великий праздник в православной церкви. Этим Праздником оканчивается Великий пост. В ходе изучения этой темы учащиеся вспоминают сюжеты Нового Завета: Тайная вечеря и распятие. Воскресение Иисуса Христа..

8.        Понятие семьи. Рождество Пресвятой Богородицы. Икона. Здесь Обучающиеся знакомятся с понятием «семья», на примере библейского повествования о жизни благочестивых Иоакима и Анны и Рождестве Пресвятой Богородицы. Учащиеся узнают о святых иконах, кто на них изображается.

9.        Твое святое имя. День ангела. В ходе работы по этой теме ребята узнают, что кроме Дня рождения у каждого из них есть День ангела – день чествования святого покровителя, имя которого носит человек. Ребята учатся, как правильно проводить его. Особое место занимает знакомство учащихся с нашими православными земляками: Святителем Питиримом, епископом Тамбовским, чьи святые мощи покоятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, а также Преподобной Марфы Тамбовской, мощи которой ныне пребывают в храме «Всех Скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря.


Тематическое планирование модуля

«Основы православной культуры» ( 34 часа)

№ темы

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

1

Россия  - наша Родина.

1

II

Основы православной культуры.

28

2.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия.

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Пасха

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

 15

Икона

1

16

Творческие работы учащихся.

1

17

Подведение итогов.

1

18

Православие в России.

1

19

Подвиг

1

Посещение православного храма

20

Заповеди блаженства

1

Экскурсия в православный храм

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина

1

Посещение православного храма или музея

23

Православие о Божием суде

1

24

Таинство Причастия

3

25

Монастырь

1

26.

Отношение христианина к природе

1

27.

Христианская семья

1

28.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

1

29

Христианин в труде 

1

III

Духовные традиции многонационального народа России

5

30

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

31-34.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

4

Всего

34

Учебный модуль

«Основы мировых религий»

Программа модуля «Основы мировых религиозных культур», реализуемая в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» носит культурологический характер и имеет сегодня важное зна чение, так как характер светской школы, определяется  ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми ровоззрения участников образовательного процесса.

Цель:  

создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательныхпотребностей народов, граждан полиэтничной России 

Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программного материалы обучающийся получит представление:

– о мировых религиях;

– основателях религий мира;

– священных книгах религий мира;

– понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»;

– об искусстве в религиозной культуре.

Узнает:

– названия мировых религий;

– имена основателей религий мира;

– названия основных праздников религий мира;

– особенности священных зданий каждой из традиционных религий.

Научится:

– воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

– работать с различными источниками информации;

– осуществлять творческую деятельность.

Овладеет культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

Литература

  1. Бгажноков, Б. Х. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений [Текст] / Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др.– М.: Просвещение, 2010. – 239 с.
  2. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4–5 классы [Текст] / А. Я. Данилюк. –
    М. : Просвещение, 2010. – 24 с.
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4–5 классы : учеб. пособие для общеобразовательных учреждений [Текст] / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева и др. – М. : Просвещение, 2010. – 80 с.
  4. Сахаров, А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров; под общ. ред. чл.-корр. РАН А. Н. Сахарова. – М., 2011. – 128 с.

                                      Содержание программы

        Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция  – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.


Тематическое планирование  модуля

«Основы мировых религий»

№ темы

Дата

Тема

Коли

чество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия  - наша Родина.

1

II.

Основы мировых религиозных культур

28

Культура и религия

1

Культура и религия

1

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака

1

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

Хранители предания в религиях мира

1

9-10

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

2

11

Человек в религиозных традициях мира

1

12

Священные сооружения

4

13

Священные сооружения

1

14

Искусство в религиозной культуре

1

15

Искусство в религиозной культуре

1

16-17

Творческие работы учащихся

2

18-19

Религии России

1

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

21

Религиозные ритуалы в искусстве

1

22

Паломничества и святыни

23-24

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

2

25-26

Религия и мораль

2

27

Милосердие,взаимопомощь

1

28

Семья, семейные ценности

1

29

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1

III.

Духовные традиции многонационального народа России

5

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

31

Подготовка творческих проектов.

2

32

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34

Учебный модуль

«Основы буддийской культуры»

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Цель:

– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций буддизма, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

1. Раскрыть понятие буддийских культурно-религиозных традиций в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

2. Создать условия для воспитания высоконравственной, творческой, ответственной личности, в соответствии с духовными и культурными традициями многонационального народа России.

3. Развивать способности у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате изучения модуля «Основы буддийской культуры» обучающийся должен знать/понимать:

– основные понятия буддийской религиозной культуры

– историю возникновения буддизма;

– особенности традиций религии;

– описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь буддизма;

уметь:

– описывать различные явления религиозной культуры буддизма;

– устанавливать взаимосвязь между буддизмом и поведением людей;

– излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской культуры;

– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

Литература

1.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 29 с.

2.Народы и религии мира. Энциклопедия [Текст] М. : Аванта, 1998. 536 с.

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Е. С.Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 49 с.

4.Чимитдоржиев, В.Л. Основы буддийской культуры. 4–5 классы [Текст] / В. Л. Чимитдоржиев. – М. : Просвещение, 2010. – 80 с.


Тематическое планирование модуля

«Основы буддийской культуры»

№ темы

Дата

Тема

Коли

чество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия  - наша Родина.

1

II.

Основы мировых религиозных культур

28

 Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия

1

Будда и его Учение 

1

 Будда и его Учение

1

 Буддийский священный канон

1

Буддийский священный канон

1

Буддийская картина мира.

1

Буддийская картина мира.

1

    9

Добро и зло

1

10

Ненасилие и доброта

1

11

Любовь к человеку и ценность жизни

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

  Отношение к природе

1

14

Буддийские святые. Будды

1

15

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

1

16

Творческие работы учащихся.

1

17

Подведение итогов

1

18

Буддизм в России

1

19

Основы буддийского Учения и этики

20-21

Буддийское учение о добродетелях

2

22

Буддийские символы

1

23

Буддийские ритуалы.

1

24

Буддийские святыни.

1

25-26

Священные буддийские сооружения 

Буддийский храм

2

  27

Буддийский календарь

1

28

Праздники в буддийской культуре.

1

29

Искусство в буддийской культуре

1

III.

Духовные традиции многонационального народа России

5

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

31-32

Подготовка творческих проектов.

2

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34

Учебный  модуль

«Основы иудейской культуры»

 Изучение в средней школе основ иудаизма, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы иудаизма», знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Задачи:

  1. Знакомство обучающихся с основами иудейской культуры.
  2. Формирование уважительного отношения к разным духовным традициям.

Требования к личностным результатам:

– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

– воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

– воспитание доброжелательности;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

– воспитание умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Литература

1.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 29 с.

2.Народы и религии мира. Энциклопедия [Текст] М. : Аванта, 1998. 536 с.

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Е. С.Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 49 с.

Содержание программы

  1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1.1.Россия – наша Родина. Понятия «духовные ценности», «нравственные идеалы». Человек и общество. Что такое родина?

  1. Основы иудейской культуры.
  1. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Чем иудаизм отличается от других религий?  Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа?
  2. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор?. Как называютсяы книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе?
  3. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Части Письменной Торы. Как и почему возникла Устная Тора? Когда была записана Устная Тора. Главная обязанность иудея.
  4. Патриархи еврейского народа. С чего началась история еврейского народа. Какую жертву Авраам готов был принести богу. Потомство двенадцати сыновей Яакова
  5. Евреи в египте: от Йосефа до моше. Кто такой Йосеф? Что такое египетское рабство. Каким образом младенцу Моше удалось избежать гибели.
  6. Исход из Египта.Как получилось, что фараон отпустил еврейский народ? Значение Исхода в еврейской истории. Празднование этого события.
  7. Получение Торы на горе Синай. Как Бог даровал евреям Тору. Что такое Мишкан. Почему евреи сразу не вошли в Землю Израиля.
  8. Пророки в иудейской культуре. Кто был первым пророком, когда жили пророки.
  9. Праведники в иудейской культуре. Кто такой праведник. Что такое хасидизм.
  10. Храм в жизни иудеев. Где и когда был построен храм. При каком царе это произошло? История разрушения Первого и второго храмом.
  11. Назначение синагоги и ее устройство. Что означает слово «синагога». Устройство синагоги. Главное лицо в синагоге.
  12. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Какое место занимает Суббота среди еврейских праздников. Праздничные ритуалы и трапеза. Церемония авдала.
  13. Молитвы и благословения в иудаизме. Что такое Тфила. Главные иудейские молитвы. Что такое браха..
  14. Добро и зло. Поччему Тора запрещает смешивать лен с шерстью.Животная душа и божественная.
  15. Борьба доброго и злого начала в иудаизме. Что такое йецер а-тов и йецер а-ра. Свобода выбора.
  16. Иудаизм в России. Иудаизм на территории России. Хасидизм в России.
  17. Иудаизм в России в XVIII l–XXI вв. Иудаизм в во время Великой Отечественной войны. Возрождение иудаизма в конце 1980=х гг.
  18. Основные принципы иудаизма. Какие бывают заповеди и сколько их. Что такое галаха. Моше Маймонид – кто это и почему известен.
  19. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Что означает слово «благотворительность» на иврите. Законы цдаки.
  20. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Как религия влияет на повседневную жизнь иудеев. Законы еврейской кухни.
  21. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Обряды для мальчиков и девочек. Как нееврею стать иудеем.
  22. Еврейский домл – еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией.Чем еврейский дом отличается от других. Особые предметы в еврейском доме.
  23. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Чем отличается еврейский календарь от григорианского. Когда начинается год по еврейскому календарю. С какого дня ведется отсчет недели.
  24. Еврейские праздники: их история и традиции.Как евреи поздравляют друг друга с новым годом. Что такое Судный день. Что такое чудо Хануки. Почему праздник Дарования Торы называется неделями.
  25. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. Праматери еврейского народа. Чем замечательны праматери еврейского народа.
  26. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. С какого документа начинается еврейский брак и с какого заканчивается. Еврейская свадьба.
  1. Духовные традиции многонационального народа России.
  1. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Что такое патриотизм. Что такое Отчество.

                                      Тематическое планирование модуля

«Основы иудейской культуры»

№ темы

Дата

Тема

Коли

чество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия  - наша Родина.

1

II.

Основы мировых религиозных культур

28

. Ведение в иудейскую  духовную традицию. Культура и религия

1

Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».

1

Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

1

Патриархи еврейского народа

1

.Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.

1

 Исход из Египта.  

1

 Получение Торы на горе Синай.

1

9

Пророки и праведники в иудейской культуре

1

10

Пророки и праведники в иудейской культуре.

1

11

Храм в жизни иудеев

1

12

Назначение синагоги и её устройство

1

13

. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал

1

14

Молитвы и благословения в иудаизме.

1

15

Добро и зло

1

16

Творческие работы учащихся.

1

17

Подведение итогов

1

18

Иудаизм в России.

1

19

Основные принципы иудаизма.

20-21

Основные принципы иудаизма . Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

2

22

Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

1

23

Совершеннолетие в иудаизме.  Ответственное принятие заповедей

1

24

Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.

1

  25

 Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.

1

         26

Еврейские праздники: их история и традиции.

1

  27

Еврейские праздники: их история и традиции.

1

         28

Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.

1

29

Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

1

III.

Духовные традиции многонационального народа России

5

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

31-32

Подготовка творческих проектов.

2

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, т.д.песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34

       

Учебный модуль

«Основы исламской культуры»

  Цель: изучение истории возникновения, распространения ислама, основ его учения и духовных ценностей

Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программного материалы обучающийся получит представление:

– о культуре исламской религии;

– основателе исламской религии;

– священных книгах исламской религии;

– понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»;

– об искусстве в исламской культуре;

– нравственных ценностях ислама Узнает:

– имена основателей исламской религии;

– названия основных праздников исламской религии;

– особенности священных зданий исламской религии;

– особенности исламского искусства. Научится:

– воспроизводить историю происхождения исламской религии; -работать с различными источниками информации;

– осуществлять творческую деятельность;

– овладеет культурой поведения в священных сооружениях исламской рели гии.

Литература

  1. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы [Текст] / А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.
  2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений [Текст] / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева и др. – М. : Просвещение, 2010. – 80 с.
  3. Сахаров, А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса обще образовательных учреждений [Текст] / А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров; под общ. ред. чл.-корр. РАН А. Н. Сахарова. – М. : ООО «ТИД "Русское слово – PC", 2011. – 128 с.

                                         Содержание программы.

           Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоe поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку.Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.

Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распро странение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого чело века. Муж и жена. Их обязянности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «от ветственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимо помощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов Рос сии: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

                                   Тематическое планирование модуля

«Основы исламской культуры»

№ темы

Дата

Тема

Коли

чество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия  - наша Родина.

1

II.

Основы мировых религиозных культур

28

Ведение в исламскую  духовную традицию. Культура и религия

1

Пророк Мухаммед –  образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

1

Пророк Мухаммед – проповедническая миссия

1

Прекрасные качества Пророка Мухаммеда.

1

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

1

Общие принципы ислама и исламской этики.

1

Столпы ислама и исламской этики.

1

9

Исполнение мусульманами своих обязанностей.

1

10

Обязанности мусульман.

1

11

Обязанности мусульман.

1

12

Обязанности мусульман.

1

13

Обязанности мусульман.

1

14

Для чего построена и как устроена мечеть.

1

15

Мусульманское летоисчисление и календарь.

1

16

Творческие работы учащихся.

1

17

Подведение итогов.

1

18

Ислам в России.

1

19

Семья в исламе.

1

20

Нравственные основы семьи в исламе.

1

21

Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим.

1

22

Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство.

1

23

 Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

1

24

Забота о здоровье в культуре ислама.

1

25

Ценность образования и польза учения в исламе.

1

26

Ценность образования и польза учения в исламе.

1

27

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

1

28

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

1

29

Искусство ислама.

1

III.

Духовные традиции многонационального народа России

5

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

31-32

Подготовка творческих проектов.

2

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

рабочая программа по ОРКиСЭ

Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...

рабочая программа по ОРКиСЭ

Татар телендә укытучы хезмәттәшләрем өчен Россия халыкларының дини мәдәнияте фәненнән эшче программамны куям....

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса по учебникам А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова "Основы религиозных культур народов России" 4 класс, 5 класс....

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Мною была разработана и послана на областной конкурс рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры" преподаётся в 4 - 5 классах по выбору учащихся и их родителей. Может пригодиться...

Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...