Рабочая программа по ОРКиСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Климова Татьяна Егоровна

Мною была разработана и послана на областной конкурс рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры" преподаётся в 4 - 5 классах по выбору учащихся и их родителей. Может пригодиться учителя, преподающим данный модуль. ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.rar66.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Южно – Степная СОШ

Рассмотрено на РМО                    Согласовано                                       Утверждено

от «  » …………. 2014 г                зам. директора по УВР                      директор МОУ

………………………               …………… Агаркова И.П.                  ………….. Мошкова Л.Н.

     

Рабочая программа

      Образовательная область: Основы  духовно-нравственной культуры   народов России

      Предмет: Основы мировых религиозных культур

      Уровень: Базовый

      Класс: 4 класс

      Учитель: Климова Татьяна Егоровна

2014 -2015 учебный год

Календарно – тематическое   планирование

 на 2014  - 2015       учебный год

             

              По предмету: Основы мировых религиозных  культур

              Учитель: Климова Т.Е.   

              Класс    4

               Количество часов по школьному учебному плану__0,5______

               Количество часов по программе____17__________________

               Количество часов по четвертям

 

                                                                                         

                 

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет

Год  

Количество часов

-

-

10

7

17

Плановых контрольных работ

-

-

Контрольных работ по развитию речи

-

-

Административных контрольных работ

НРЭО

-

-

2

1

3

Планирование составлено на основе:

Основной образовательной программы

начального общего образования   МОУ Южно-Степная  СОШ,

Федерального государственного образовательного стандарта,

авторской программы  «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков) – М.: Просвещение, 2010г ; методических рекомендаций по учёту национальных, региональных и этно – культурных особенностей,

 планируемых результатов освоения ООП НОО

УМК:

  1. Учебник  для 4 класса / Сахаров А.Н., Кочегаров К.А  «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» - ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011г
  2. Основы православной культуры Южного Урала, 4 класс: учебн. Пособие / под ред. И. Шестакова, В. Кузнецова и др. – Челябинск: Край РА, 2013 – (Моя малая Родина).

  1. Пояснительная записка

Статус документа

        Рабочая программа по комплексному курсу «Основы мировых религиозных культур» составлена на основе авторской программы «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков) – М.: Просвещение, 2010г., в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.

        Преподавание учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в МОУ Южно – Степная СОШ осуществляется в соответствии с ФГОС с учётом следующего нормативно – правового и инструктивно – методического обеспечения:

 Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375
  3. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  4. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  5. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
  6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
  7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  9. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
  11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
  3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

Методические рекомендации

  1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
  2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
  3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
  4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов // http://ipk74.ru/news.
  5. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads 

Федеральные государственные образовательные стандарты

общего образования

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (зарегистрирован в Минюсте России).

Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Федеральный уровень

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. 
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.
  4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).

Региональный уровень

  1. О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.
  2. О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.
  3. О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/4286 от 18.06.2011 г.
  4. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.
  5. О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г.
  6. О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г.
  7. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
  8. Школьный учебный план на 2014 – 2015 учебный год
  9. Положения по составлению рабочих  программ по учебным предметам в МОУ Южно – Степной СОШ (Приказ №84 от 1.09.2012г).

  1. Общая характеристика учебного курса

      При  изучении курса «Основы мировых религиозных культур» на базовом  уровне он включает в себя следующие содержательные линии:

 - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;

- тематические разделы;

- духовные традиции многонационального народа России.

         Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» − являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель − воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • знакомство обучающихся с основами светской этики и обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
  1. Описание места  комплексного учебного курса в учебном плане

     Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений на изучение учебного курса «Основы мировых религиозных культур» отводится 1 ч. в неделю в 4 классе -  с января 2015 года, изучаться в объеме 17 часов, а 17 часов будут изучаться с сентября 2015 года в 5 классе.

На изучение НРЭО отводится  9 часов, 3 часа -  в 4 классе ,  6 часов  - в 5классе.

     Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

      Учебно – дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объёме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

Учебно-методический комплекс

       При изучении курса «Основы религиозных культур народов России» в 4 классе используется учебно-методический комплект издательства «Русское слово», включающий учебник с электронным приложением, книги для учителей и родителей. Используется также учебники «Народоведение» и дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы – в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.

В преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в начальной школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), уроки-конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

          Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
  •  первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями микро- и мезоуровня: историей, культурой и традициями народов и этнических групп, проживающих на территории региона; этнокультурное многообразие России

Предметные результаты освоения учебного предмета «ОДНКНР», отражающие НРЭО:

  •  воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России и Южного Урала, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человечества, России и родного края, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
  1. Cодержание учебного курса (34 часа)

        Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими  для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Христианство на Руси и в России. Христианские святые. Православный  храм. Христианские праздники и таинства. Католичество. Протестанты. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Во что верят мусульмане. Мусульманские обряды и обычаи. Иудаизм – древняя религия евреев. Во что верят иудеи. Обычаи и обряды иудеев. Кто такой Будда. Во что верят буддисты. Направления и обряды буддистов. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

         В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

        В системе педагогического мониторинга по курсу используются следующие виды и формы текущего  контроля (поурочный устный опрос, анкеты, портфолио ученика). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Характеристика контрольно – измерительных материалов.

    В системе педагогического мониторинга по курсу используются следующие виды и формы текущего контроля ( поурочный устный опрос, тесты, сочинения, портфолио ученика). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты  могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В  ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить  ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Характеристика уровня при защите презентации:

Высокий уровень – если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

Средний уровень – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

Низкий уровень – ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.


  1. Тематическое планирование

п/п

Наименование темы, учебного занятия

Учебный материал

Учебные действия

Тема 1. Введение (2ч)

1

Россия – наша Родина

§ 1,с.3 - 7

Cлушание рассказа учителя, обсуждение,  работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи

2

Род и семья – исток нравственных отношений.

доп. лит- ра,

Придумывают и изображают герб своей семьи. Совместно с родителями составляют свою родословную и рисуют свое родословное древо. Определяют семейные роли и характеризуют свои обязанности в семье.

Тема 2. Основы православной культуры (13 ч.)

3

Древние предания христиан.

с. 10 - 16

Cлушание рассказа учителя, обсуждение,  работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи

4

Возникновение христианства.

§2 с. 17 - 19

учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с географической картой России.

5

Возникновение христианства

§2 с. 20 - 26

учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации.

6

Христианская церковь.

§3 с. 27 - 30

учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации.

7

Христианская церковь

§3 с. 31- 33

учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации.

8

Христианство на Руси и в России.

§4 с. 34- 37

Cлушание рассказа учителя, обсуждение,  работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи

9

Христианство на Руси и в России.

§4 с. 38- 41

Cлушание рассказа учителя, обсуждение,  работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи

10

Христианские святые.

§5 с. 42- 45

чтение и анализ текста, обсуждение,  работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи

11 - 12

Православный храм.

§6 с. 46 - 53

учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации.

13- 14

Христианские праздники и таинства.

§7 с. 54 - 62

учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации.

15

Пасха.

Доп. литература

просмотр и обсуждение презентации, роспись яиц (практическая работа).

Тема 3. Католичество.(2 ч.)

16 - 17

Католичество.

§8 с. 63 - 67

Cлушание рассказа учителя, обсуждение,  работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи

Тема 4. Протестанты.(1 ч.)

18

Протестанты.

§9 с. 68 - 73

Cлушание рассказа учителя, обсуждение,  работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи

Тема 5. Ислам. (8 ч)

19 -20

Пророк Мухаммад и возникновение ислама.

§10 с. 74 - 78

слушание устного рассказа,  чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста, выборочное чтение, устный рассказ  на  тему домашнего задания.  

21 -22

Во что верят мусульмане.

§11 с. 79 - 83

слушание устного рассказа,  чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста. комментированное чтение, пересказ текста,  подготовка творческой беседы с членами семьи

23- 26

Мусульманские обряды и обычаи.

§12 с. 84 - 89

ознакомительное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

27

Праздник Курбан – байрам. Наши семейные праздники

Дополнительная  литература

Приводят примеры семейных праздников. Учатся толерантному отношению к представителям разных культурных традиций

28

Иудаизм.

§13 с. 90 - 98

слушание устного рассказа,  чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста

29

Во что верят иудеи.

§14 с. 99 - 101

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

30

Обычаи и обряды иудеев.

§15 с.102 - 107

чтение текста параграфа  пособия для учащихся, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи

31

Кто такой Будда.

§16 с.108 - 111

слушание устного рассказа,  чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста

32

Во что верят буддисты.

§17 с.112 - 117

чтение текста параграфа  пособия для учащихся, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи

33

Направления и обряды буддизма.

§18 с.118 - 126

учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации.

34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Любовь и уважение к родному посёлку.

Защита презентаций. Праздничная программа

На основе материала пешеходной экскурсии знакомятся с достопримечательностями и культурными традициями родного города (села). Излагают своё мнение по поводу значения любви и уважения к малой Родине в жизни человека.


Примерные темы исследовательских работ для презентаций:

  • Как христианство пришло на Русь?
  • Буддийское отношение к природе.
  • Святые в отношении к животным.
  • Русские святые - воины (на примере одного святого: святых благоверных князей)
  • Христианская семья и её ценности.
  • Иудейский календарь, праздники.
  • Святыни религий России.
  • Искусство религий России (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство, арабески и др.)
  1. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Используемый учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур народов России»». М.: Русское слово, 2011.

1.Учебник  для 4 класса / Сахаров А.Н., Кочегаров К.А  «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» - ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011г

2.Основы православной культуры Южного Урала, 4 класс: учебн. Пособие / под ред. И. Шестакова, В. Кузнецова и др. – Челябинск: Край РА, 2013 – (Моя малая Родина).

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Электронное пособие к учебному пособию. «Основы религиозных культур народов России»  – М.: Русское слово, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Используемая дополнительная литература

Пособия для учащихся

  1. Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  2. Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  3. Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.

Энциклопедическая и справочная литература

  1. Челябинск. История моего города. Книга для чтения / под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. – Челябинск: АБРИС, 2005.
  2. Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2011.
  3. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
  4. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-7. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
  5. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1989.
  6. Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.

Интернет-адреса

10.Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работай ков образования РФ: http://www.apkpro.ru; http.V/www.orkse.apkpro.ru.

11.Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru.

12.Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru.

13.Спутниковый канал единой образовательной информационной среды: http://www.sputnik.mto.ru.

14.Учительская газета: http://www.ug.ru.

15.. Журнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ru.

16.Потенциал: образовательный журнал для школьников и учителей: http://potential.org.ru.

17..Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru.

18.Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн: http://www.edic.ru.

19.Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»: http://www.megabook.ru.

20.Педагогический энциклопедический словарь: http://dictionary.fio.ru

21. Рубрикой: энциклопедии, словари, справочники: http://www.rubricon.com. 22.Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий»: http://edu.km.ru

23.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: http://vschool.km.ru

24.. Портал «Музеи России»: http://www.museum.ru

25. ЛгсЫ-tec.ru - история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура: http://www.archi-tec.ru

26. Всеобщая история искусств: http: / / www, art ух .ru.

27. Виртуальный каталог икон: http://www.wco.ru/cons/

28. Виртуальный музей живописи: http://www.museum-online.ru

29. Государственная Третьяковская галерея: http://www.tretvakov.ru

30. Государственный Русский музей: http://www.rusmuseum.ru

31.Государственный Эрмитаж: http://www.hermitagemuseum.org

32. Московский Кремль: виртуальная экскурсия: http: //www. mo scowkreml in. ru

33. Музеи Московского Кремля: http://www.kremlin.museum.ru

34. Народы и религии мира: http://www.cbook.ru/peoples.

  1. Планируемые результаты  изучения учебного предмета, курса.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  отражают:

  1.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7.  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы,  отражают:

         Основы духовно-нравственной  культуры народов России:

  1.  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

Сведения об учителе

ФИО

Школа, класс. Образование

стаж

Категория/ год аттестации

Курсы ПК

Внеурочная

деятельность

Участие в конкурсах

профессионального мастерства

Климова Татьяна Егоровна

МОУ Южно – Степная СОШ, 2 класс.

Образование – среднеспециальное,Магнитогорское педагогическое училище, 1982г.

32 г

1 категория,

Октябрь 2009 г

1)Модульные курсы «Реализация компетентностного подхода на уроке  в начальной школе (в рамках реализации ФГОС второго поколения) 14 мая 2009года

2. «Педагогическая деятельность в условиях перехода  на ФГОС общего образования: основы духовно – нравственной культуры народов России» 26.03 по 08.04.2012 г.

1.«Тропинка» (1, 2 - 3 классы)

2.«Занимательная математика» (1 класс)

«Самый классный классный»

2008 г - участник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....

Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

рабочая программа по ОРКиСЭ

Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...

рабочая программа по ОРКиСЭ

Татар телендә укытучы хезмәттәшләрем өчен Россия халыкларының дини мәдәнияте фәненнән эшче программамны куям....

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса по учебникам А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова "Основы религиозных культур народов России" 4 класс, 5 класс....

Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...