Использование современных оценочных средств
материал по орксэ (4 класс) по теме

Ярмак Наталья Викторовна

Система оценивания в рамках учебного курса ОРКиСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.2._sistema_otsenivaniya_na_urokah_orkise.docx237.28 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ

Ярмак Н.В. МБОУ "СОШ №1", г.Сургут

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

        Для оперативного контроля знаний и умений  по курсу можно использовать:

  • систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов;
  • оценивание по системе «зачет-незачет»;
  • технологии портфолио;
  • самооценка своей деятельности;
  • самопроверка своих действий по овладению учебным материалом;
  • анализ достижения (или не достижения) в конце урока, темы предполагаемых результатов;
  • качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга;
  • различные формы рефлексии.

Оценка должна решать основные задачи:

  • подведение итогов работы;
  • сравнение (с самим собой и другими);
  • оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов.

Следует предусмотреть проверку:

  • достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету;
  • глубину сформированности учебных умений. 

Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.

        Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации учащихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ.

        В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

        Таким образом, несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной  деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

        Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный, но  зачётный.

        В своей работе использую следующие методы оценивания:

1. Педагогическое наблюдение.

        Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.

  • Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.
  • Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта , а не объяснения или оценки.

Качество усвоения знаний и умений  может оценивается следующими видами оценочных суждений:  

  •  «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
  •  «/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
  •  «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность,        произвольность        и        продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Данные наблюдений  могут быть  зафиксированы в портфолио  ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

2 . Портфолио как один из  способов оценивания достижений   планируемых результатов по курсу ОРКСЭ. 

Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. Процедура самооценки должна включать в себя:

  • разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося;
  • мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий;
  • создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки.

Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои. Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Например:

  • активная работа на уроке — 1 балл,
  • выполнение домашнего задания — 2 балла,
  • активное участие в групповой работе — 2 балла,
  • выполнение творческого задания — 3 балла,
  • выполнение дополнительного задания — 3 балла,
  • составление проекта — 4 балла и т. д.

3.Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).

                В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.  

                Базовые критерии достаточно просты:

  • Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
  • Я мог выполнить работу значительно лучше;
  • Я плохо работал на уроке.

                Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с учащимися. Можно предложить цветовое  или символическое оформление.

Дата

Я хорошо выполнил свою работу на уроке

Я мог выполнить работу значительно лучше

Я плохо работал на уроке.

06.09.12

13.09.12

20.09.12

        

        Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия  в групповой  работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.

Критерии оценки

В начале темы (урока)

Я хочу узнать ..     или      Мне надо научиться …

На уроке мне запомнилось…

Мне захотелось узнать больше о …

Листы самооценки на экскурсии, встрече с представителями религиозных традиции

Критерии оценки

Я работал в группе с ..

Главные задачи экскурсии..

Я увидел… Я услышал… Я узнал … Меня удивило , что… Мне нужно больше узнать о …

Мои вопросы…

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю  разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости,  скорректировать свой учебный план.

 4. Метод тестирования.        

        Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

 5. Метод эссе.

         Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), высказать нестандартный взгляд на какую-либо проблему. 

6. Исследовательский метод.

        Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать. Это достигается, систематическим индивидуальным подходом к организации самостоятельной деятельности учащихся.

7. Метод проектов.

        В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода TASC в работе над проектом:

                                     

1. «Что мне известно?»

На первом этапе происходит организация и сбор информации.

2. «Какова задача?»

На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень важно содействие учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед ними цели, задачи и предполагаемый результат.

3. «Какие есть идеи?»

Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у них имеются. Это творческая и открытая фаза деятельности учащихся с использованием элементов «мозгового штурма». Учащиеся собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте.

4. «Какая идея – лучшая?»

На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть поставленной цели и решить необходимые задачи.

5. «Делаем!»

Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию. На этом этапе происходит развитие коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения, распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем».

6. «Каков результат?»

На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы. Обратите внимание, что этап рефлексии предшествует публичной презентации проекта. Здесь закладываются навыки реалистичной оценки собственной деятельности и способов ее улучшения.

7. «Расскажем о своей работе!»

На данном этапе учащиеся представляют результаты своей работы. Здесь ставится коммуникативная задача в сжатых временных рамках представить самые важные аспекты своей работы перед реальной аудиторией своих одноклассников, или более широкой аудиторией, состоящей из родителей и приглашенных гостей, если учащиеся готовили итоговый проект.

8. «Чему мы научились?»

Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Учащиеся должны отметить, что изменилось в их сознании и понимании, чему они научились и как эти знания и навыки они могут использовать в реальной жизни.

Роль учителя в процессе групповой работы по методу TASC.

Педагог не пытается самоустраниться и занять позицию стороннего наблюдателя. Он исполняет роль консультанта. В ряде случаев педагог может направлять работу группы, предлагать возможные пути решения проблемы, но никогда не должен давать готовых ответов или схем. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, повышение мотивации к обучению, предложение новых и необычных форм представления результатов работы - вот некоторые основные задачи деятельности педагога в рамках этого метода.

Защита проекта.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:

  • в форме праздника с приглашением зрителей;
  • в форме конкурса с приглашением жюри;
  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы  универсальных учебных действий.

Оценка достижений планируемых результатов:

Предметные результаты:

  • тесты;
  • составление словарей терминов и понятий;
  • самостоятельная  работа;
  • защита проектов. 

Метапредметные результаты:

  • творческие работы;
  • ролевые игры;
  • тесты.

Личностные результаты:

  • карта наблюдений;
  • портфолио.

В конце учебного года по данному курсу учащиеся получат сертификаты. Чтобы получить сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ» учащимся необходимо:

  • участие в конкурс на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету;
  • выполнение тестовых работ, работа со словарем;
  • участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету ОРКСЭ
  • участие в творческих проектах;
  • участие в празднике;
  • участие в выставке детских художественных работ, фотоконкурсе по предмету ОРКСЭ;
  • внеурочной деятельности в рамках предмета.

Литература

1. Аркадьева, А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной школе [Текст] / А.В. Аркадьева//Начальное образование. - 2011. - № 3.

2. Григорьев, В.Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст]/ В.Д. Григорьев//Воспитательная работа в школе. – 2009. - №10.

3. Данилюк, А.Я.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение 2009. – с.24.

4. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников [Текст]/ Н.М. Конышева//Начальная школа. – 2006. - №1.

5. Кравец, Т.Н. Младшие школьники проводят исследование [Текст]/ Т.Н. Кравец, М.В. Телеганова, С. Спутай //Начальное образование.- 2005 - №2.

6. Левитский, А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Текст]: учебно-методическое пособие/А.В. Левитский. - Екатеринбург, 2011.

7. Тарасова, Г.И. Нравственная значимость современного урока [Текст]/ Г.И. Тарасова//Начальная школа. -  2010.  - №1.

8. Хуторянская, Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника [Текст]/ Т.В. Хуторянская// Начальная школа.– 2010.  - № 4.


 

 

Приложение 1

Мониторинговая карта  ученицы 4 класса «Б»

ФИ учащегося

Виды работ

Дата

04.09

11.09

18.09

25.09

02.10

09.10

Ведение тетради

!

Тесты

Работа со словарём

!

!

!

!

!

!

Эссе

!

Конкурсы (викторины, олимпиады)

Творческие проекты

Праздники

Выставки работ, фото

Внеурочная деятельность

«!»  - отлично                                    - отлично выполнена работа

«+» - молодец                                   - мог лучше выполнить работу

«-» - есть неточности                      - плохо выполнена работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных оценочных средств

Все виды современных оценочных средств...

Использование современных оценочных средств в начальной школе

В разделе представлены материалы, относящиеся к оценочным методикам и средствам, в том числе с использованием средств ИКТ...

Использование современных оценочных средств, с применением ИКТ

В этом разделе представлены фотографии с занятий, где применяются современные инновационные программы....

Использование современных оценочных средств.

Оценивание предметных результатов по методу тестирования...

Использование современных оценочных средств

Использую в своей работе современные оценочные средства...

Использование современных оценочных средств в начальной школе. Самооценка и взаимооценка.

В статье показаны подходы к оцениванию учебных достижений учащихся начальной школы; раскрывается важность приобретения умений осуществлять самооценку и взаимооценку – составных компонентов оцено...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, для определения успешности учащихся

В данном разделе отражено использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, для определения успешности учащихся...