Использование современных оценочных средств в начальной школе
материал

Демидова  Оксана Николаевна

В разделе представлены материалы, относящиеся к оценочным методикам и средствам, в том числе с использованием средств ИКТ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                     Инструменты (методики) формирующие оценивание

Методики, формирующие самооценку, существует несколько. Я хочу остановиться лишь на тех, которые я использую для своей работы.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику 1. цветовых дорожек или светофора. Она позволяет ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет —это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жѐлтый —неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелѐный —благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе

нуждается в помощи.

2.Светофор, другой вариант той же методики, даѐт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трѐх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жѐлтую или зелѐную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

 Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется ещѐ один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман. 3.Линеечки, пятиуровневая шкала. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы. На полях тетрадей ученики

чертят три отрезка —линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П —правильность, А —аккуратность, О —оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Учитель договаривается с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещѐ один этап —оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже. Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. 4.Методика: «Радуга». Учащимся выдается карточка –круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой –зеленым цветом, 3 и более ошибок –желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках. 5.Методика: «Древо творчества». Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко –урок прошел плодотворно, лист –пропащий день, цветы –довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. 6.Методика: «Мы –вместе» «Оценочный лист»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке –самооценка ученика выполненного задания, в 3 –оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если

не совпадает –требуется разъяснение. 7. С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой. «Лесенка». Предлагается 6 лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. 8.С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах «Сосед по парте». Работу целесообразно проводить двумя способами:1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты. 2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие

оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: Оценки не совпали: Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся. Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных мето

дик и применение их на уроке .Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики.Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием.Вот несколько примеров использования методик развития самооценки у учеников на моих уроках. Следует отметить, что после первого года обучения уже наблюдаются

положительные результатыработы по формированию самооценки младшего школьника: осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний; в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия; уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта; умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый сверстник  я»; повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

С 1 класса мы работаем с пособием А. В. Иванова «Мой портфолио».

Основными разделами портфолио являются:

1.Мои уроки самоконтроля и самооценки.

2.«Спидометр успехов».

3.Самооценка деятельности по четвертям.

4.Самооценка деятельности по внеурочной деятельности (секции, кружки, студии)

5.Самоанализ участия в классных делах и делах школы.

6.Самоанализ своей деятельности на каникулах.

7.Итоги за год и планирование на следующий учебный год. Кроме этого пособия мы завели папки, в которых хранятся творческие работы, грамоты, исследовательские проекты, фотографии и т.д.

Работа классного руководителя с портфолио требует соблюдения определенных правил:

1.Необходимость введения портфолио должна быть осознанна и принята

родителями и педагогами.

2.Портфолио ребенка должно вестись и регулярно пополняться новыми

сведениями всеми участниками процесса.

3.По материалам портфолио необходимо проводить индивидуальную работу, как с учащимися, так и с родителями.

4.Учащиеся должны иметь возможность обращаться к своему портфолио, если им этонеобходимо.

5.В конце четверти и года родители могут быть ознакомлены с материалом портфолио, использовать материалы для организации общения с собственным ребенком.

6.Содержание портфолио недолжно стать материалом для наказания или мести ребенку.

7.Работа с портфолио не должна быть формальной.

Наличие портфолио помогает: в оценке физического, психического и интеллектуального состояния ребенка , в определении изменений в интеллектуальном и личностном развитии

школьника, изучении проблем, связанных с его воспитанием и развитием, в формировании нравственных качеств в личности. В результате целенаправленной работы по формированию

самооценки, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность,  но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний

и умений, строить догадки о неизвестном.  Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит  успешность его  обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных оценочных средств

Все виды современных оценочных средств...

Использование современных оценочных средств

Система оценивания в рамках учебного курса ОРКиСЭ...

Использование современных оценочных средств, с применением ИКТ

В этом разделе представлены фотографии с занятий, где применяются современные инновационные программы....

Использование современных оценочных средств.

Оценивание предметных результатов по методу тестирования...

Использование современных оценочных средств

Использую в своей работе современные оценочные средства...

Использование современных оценочных средств в начальной школе. Самооценка и взаимооценка.

В статье показаны подходы к оцениванию учебных достижений учащихся начальной школы; раскрывается важность приобретения умений осуществлять самооценку и взаимооценку – составных компонентов оцено...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, для определения успешности учащихся

В данном разделе отражено использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, для определения успешности учащихся...