Урок ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Основы мировых религиозных культур

Урок № 27:  «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

(дети 9-10 лет).

                                                                                                        Красноярский край,  

г. Ачинск,  

МБОУ « СОШ № 4 »

Луговик А.В.

Учитель начальных классов

2014 г.          

                                                             АННОТАЦИЯ.

Урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, разработан для учащихся 4 классов (9 – 10 лет). Урок построен таким образом, чтобы осуществлялся деятельностный подход, дети были включены в деятельность. На уроке используются различные формы работы и смена видов деятельности. Используются презентации с диска ОМРК, так и составленные учителем.

1. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

2.  Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, закят, бодхисатва.

3.  Задачи урока

1) Формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.

2) Дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.

3) Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания.

4) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

4.  Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие.

II. Актуализация знаний к теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

На доске листы со словами по темам прошлых уроков и 3 слова из новой темы. Дети по очереди выходят к доске, берут один лист и распределяют понятие к одной из религий (объясняя если нужно – если возникнут разногласия) почему именно к этой религии. Слова: причащение, Кааба, Стена Плача, нирвана, троица, мечеть, хала, трипитака, кулич, хадж, коран, Синагога, лама,закят, коран, шабат, песах, Гаутама, бодхисатва.

Слова новой темы: закят, бодхисатва.

Если дети не смогут определить куда отнести новые слова, то оставляем их в другой стороне доски. Если определят, то затем вернуться и проверить, после изучения темы (правильно ли определили).

Переход к новой теме осуществляется с  диска ОМРК 4 иллюстрации. Дети обсуждают увиденное и приходят к теме урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»- презентация слайд № 1.

Что узнаем? Если не скажут прочитать с. 72 учебника.

А) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь.

– Что такое милосердие?

– К кому мы проявляем милосердие?

– Кому нужна наша забота?

– Как вы понимаете взаимопомощь?

Слайд 2

  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
  • Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину

IV. Совместное «открытие» знаний.

Б) Милосердие в религиях

Христианство

Диск ОМРК притча о добром самарянине (слушают и смотрят).

Слайд 3

Что такое милосердие в христианстве?

Можно ли научиться милосердию?

А надо ли учиться милосердию? Зачем?

Как стать милосердным?

Как же другие религии учат милосердию? Где это узнать?

Дети работают с учебником в парах  находят информацию и представляют её на обсуждение классу. По ходу представления учитель добавляет используя презентацию.

Ислам

  • Очень часто люди, произнося слово «взаимопомощь»,  обращают внимание на его первую часть и ждут, когда сделанное ими добро к ним вернётся.
  • Однако пророк Мухаммад призывал помогать людям бескорыстно:
  • «Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почёт? Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, уверовавшие – это  те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил».

В) Притча «Стакан молока»

Слайды 5-10

– Как выдумаете, как могла закончиться эта история?

Слайд 11 (Концовка притчи)

Делимся впечатлениями.

Г) Милосердие мусульманина (обсуждение)

Слайд 12

  • Закят
  • Милостыня

Что значит каждое из понятий?

В чём их отличие?

Слайд 13 (комментированное чтение)

Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований — это закят.
Эта сумма варьируется в зависимости от благосостояния мусульманина.
Закят – это материальная помощь ближнему.
Но каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.

Вот хадис об этом:
«Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца;
справедливо рассудить двух людей – это милостыня;
доброе слово – это милостыня;
каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».

Иудаизм

  • Однажды рабби Буним услышал о благочестивом и начитанном человеке, который жил в великой бедности, и устроил так, чтобы провести субботу в доме этого человека. Он приобрёл посуду, заказал еду и даже уговорил хозяина дома принять в подарок новую одежду. Прощаясь, рабби Буним дал ему значительную сумму денег, но тот отказался, пояснив, что и так уже получил от рабби более чем достаточно.
  • «Этот дар, – сказал рабби Буним, — предназначен не тебе, а мне. Именно так я могу выполнить заповедь милосердия. Тот, кто не в состоянии выносить зрелище бедности, должен облегчить своё душевное беспокойство, помогая ближнему своему, и тогда печаль покинет его сердце».

Слайд 14-15 (комментированное чтение)

Рут собирает колосья на поле Боаза, Боаз приказывает жнецам не обижать её и оставлять ей больше колосьев

  • Известный русско-еврейский писатель и политический деятель Владимир Жаботинский (1880 – 1940) считал, что в Торе содержится конкретный и мудрый план создания справедливого общества. Он верил, что современное общество должно строиться на принципах справедливости, содержащихся в Торе. В качестве одного из  основных принципов В. Жаботинский выделял принцип «колоска»:
  • «Идея колоска относится к сбору урожая. Нельзя убрать с поля весь урожай, часть его нужно оставить на поле или на винограднике для бедного пришельца, сироты и вдовы. И это не акт благотворительности, это приказ «сделать», нечто вроде налога на класс собственников в пользу неимущих…
  •  Вся сфера социальных схем в наши дни, от налогов на доходы до налогов на наследство, исходит из законов «колоска»…
  •  Я верю, что суть этого плана, каким утопичным он ни выглядит сейчас, станет когда-нибудь реальной… Голод и холод, отсутствие крова исчезнут, как исчезли в некоторых культурных странах безграмотные люди, что считалось утопией сто лет тому назад».

Буддизм

  • Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) — воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.
  • Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.
  • Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы — девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.
  • Каждая из голов имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары — тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всеведения и всегда готов прийти на помощь.

Слайд 16-21 (комментированное чтение)

Бодхисатва 
(«cущество, стремящееся к просветлению»)

  • Существо, принявшее решение стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим выйти из цепи перерождений.
  • Будущий бодхисатва, которым может быть не только человек, но и любое другое существо, даёт однажды великий обет достичь Просветления и избавить все существа от круговорота сансары.
  • В поэме буддийского поэта и философа Шантидэвы (8 в.) бодхисатва обещает использовать накопленные им заслуги для облегчения страданий живых существ и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто ещё не избавился от болезней сансары;
  • он хочет быть защитником нуждающихся в защите, проводником блуждающих в пустыне, кораблём, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся.

Танка с изображением Тары – женщины-бодхисатвы сострадания, родившейся, согласно легенде, из слезы бодхисатвы Авалокитешвары.

Рефлексия: вернемся к словам – закят и бодхисатва, куда же они всё-таки относятся и что обозначают?

Если останется время «Игра – собери пословицы». На пары даётся карточка с пословицами, необходимо найти пары, зачитать и объяснить одну из них.

Слайд 22 домашнее задание

Профессии милосердия

Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Примечание.

1) Используемый учебный материал

– Список учебной литературы для учителя:

  • «Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой
  • «Основы православной культуры» А.В.Кураев
  • «Основы буддийской культуры» В.Л.Чимитдоржиев
  • «Основы иудейской культуры» М.А.Членов, Г.А.Миндрина, А.В.Глоцер
  • «Основы исламской культуры» Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин

– Учебные пособия для учеников:

  • «Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой

– Видео- и аудиоматериалы:

  • Диски к различным модулям - при подготовке учителем презентации
  • Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...