Курсовая работа: Классные часы в поддержку курса ОПК.
классный час по орксэ (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Зубкова Ольга Николаевна

Планирование классных часов в 1-4 классах по теме "Основы православной культуры. Можно и спользовать как классные часы по истории Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Кафедра социального образования

Курс «Основы православной культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников»

Курсовая работа

Тема: «Классные часы как средство формирования интереса младших школьников к изучению курса «Основы православной культуры»

Выполнила Зубкова Ольга Николаевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №318 с углубленным изучением итальянского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Научный руководитель к.п.н. Берсенева Т.А.

доцент кафедры социального образования

Санкт-Петербург

2015

Актуальность проекта

      Современное российское общество переживает период сложных изменений в  жизни страны: нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера, бесконтрольный доступ к просмотру передач по ТВ и Интернету пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие.    

      В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике подрастающего поколения, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.     

      Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям, способствующим духовно-нравственному развитию ребёнка.

       В конце третьего года обучения родителям предстоит выбрать, какой модуль в курсе ОРКСЭ будут изучать их дети, поэтому работу по осознанному выбору модуля «Основы православной культуры» необходимо начать заранее, уже в первом классе.  

       Формированию нравственных качеств младших школьников средствами православной культуры может служить проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий:

- классных часов,

-праздников

 - конкурсов чтецов, выставок рисунков и поделок

- музейных уроков и экскурсий

      Эти формы работы могут активно применяться учителем для подготовки учащихся 1-3 классов к осознанному выбору модуля «Основы православной культуры».

      Использование возможностей Санкт-Петербурга в сочетании с потенциалом модуля «Основы православной культуры» может дать, на мой взгляд, эффективный результат в решении задач духовно-нравственного воспитания юного петербуржца.

Цель проекта.

Цель проекта заключается в разработке примерной  тематики и сценариев классных часов, знакомящих младших школьников с элементами православной культуры, её духовными ценностями и святынями.

Задачи проекта.

  1. Объяснить смысл некоторых православных понятий, расширить знания обучающихся о традициях и обычаях православной культуры.,
  2. Показать связь истории Санкт-Петербурга с православной культурой.
  3. Способствовать развитию интереса и подготовке к изучению курса «Основы православной культуры»

Основная часть.

Примерные темы классных часов в поддержку курса «Основы православной культуры»

1 класс

Название

Содержание

1 четверть

Аз и Буки – начало науки.

Азбука. Красота азбуки. Кто придумал первую Азбуку. Братья Кирилл и Мефодий. Какими были первые книги. Проект «Азбука»

2 четверть

Праздники в нашем доме.

День рождения. День Ангела. Ангел-хранитель. История твоего имени. Семейные традиции.

3 четверть

Традиции семейной трапезы.

Трапеза. Приём гостей. Красный угол. Чем угощали гостей. Масленица. Прощёное Воскресенье.

4 четверть

Ангел над городом.

Петропавловская крепость. Апостолы Пётр и Павел. Ангел на шпиле собора Петра и Павла. Ангел на Александровской колонне.

2 класс

1 четверть

Древнейшая книга

Что такое Евангелие. Евангелие – древнейшая из сохранившихся рукописей. «Остромирово Евангелие». Библия.

2 четверть

Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и День Народного Единства.

Образ Казанской Божией матери. Обретение иконы. Народное ополчение. Казанский собор. Народные приметы.

3 четверть

Святые покровители Санкт-Петербурга.

Святая Троица, св.Апостолы Пётр и Павел, св. праведный Иоанн Кронштадтский, св. благоверный князь Александр Невский, св. блаженная Ксения Петербургская

4 четверть

День славянской письменности

Кирилл и Мефодий – учителя словенские. Сказание о Кирилле и Мефодии. Кириллица. Что означают названия букв.

3 класс

1 четверть

Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского

Преподобный и чудотворец. Фрагмент Жития. Младенец не пьющий молока. Чудесные знаки. Встреча со странником.

2 четверть

Вера и суеверие.

Различие понятий «Вера» и «суеверие». Народные обряды (на примере Святок) «Нечистая сила»

Заповедь «Не сотвори себе кумира»

3 четверть

О святых людях.

Лики святых на иконах. Нимб.  Апостолы Пётр и Павел. Мученицы Вера ,Надежда, Любовь и мать их София. Семья Романовых. Святитель Николай. Преподобный Сергий Радонежский. Блаженная Ксения Петербургская. Праведный Иоанн Кронштадский.

4 четверть

Храм рядом с нами

История возникновения храмов в нашем районе. Храм Святого праведного и многострадального Иова. Храм Святого великомученика Георгия Победоносца. Храм Святого преподобного Серафима Вырицкого.

Наш город Санкт-Петербург, насыщенный православными святынями, предоставляет большие возможности в воспитательном плане. Изучение нашего города с точки зрения православной культуры может дать эмоциональный посыл к дальнейшему знакомству с ней, поэтому в данной работе представлены три разработки, которые можно объединить общей темой «Православный Петербург».

1 класс                  Тема: «Ангел над городом»

Цель: 1. Вспомнить историю возникновения города.

2. Акцентировать внимание детей на названиях «Санкт-Петербург», «Петропавловская крепость», «Петровские ворота».

3. Вспомнить значение слова «ангел» и обсудить понятие «ангел-хранитель».

Ход занятия.

Перед презентацией звучит фрагмент «Гимна Великому городу» Р. Глиэра.

У. Кто слышал эту мелодию? Кто знает, что это за мелодия?

Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?

У. Сегодня мы вспомним о рождении нашего города. Узнаем об одном из его символов.

Кадр 1. Объявление темы.

Кадр 2. Когда был заложен наш город? Почему город получил такое имя?

Кадр 3. Апостол Пётр.

Кадр 4. Почему же именно здесь был заложен город? ( Шла война. Нужно было отстоять выход к Балтийскому морю.)

Кадр 5. Первая постройка.

Кадр 6. Заячий остров. Рассмотреть конфигурацию крепости. Обратить внимание на самое высокое здание.

Кадр 7. Петропавловская крепость.

Кадр 8. Иоанновский мост.

Кадр 9. Вход в Петровские ворота.

Кадр 10-11. Стены крепости.

Кадр 12. Петропавловский собор. Колокольня.

 Кадр 13. Рассмотреть фасад собора. Высота колокольни 122,5 м, три яруса, часы.

Кадр 14. Святые апостолы Пётр и Павел.

Кадр 15-17. Рассматриваем ангела. Ангел – вестник Божий.

Как вы думаете, почему фигуру ангела разместили на самом высоком здании города.

Сообщение сведений о фигуре ангела. Работа со стихотворением.

Ангел над городом нашим летит,

Крыльями небо слегка задевая,

Чтобы крестом золотым осеняя,

Город Петра с высоты освятить…

Кадр 19-20. Внутреннее убранство собора.

Кадр  21-22. Дворцовая площадь. Александровская колонна. Рассматриваем ангела. Устанавливаем отличия.

Что бы вы хотели узнать об этом ангеле?

Рефлексия: Что вам запомнилось? Что заинтересовало?

Хотели бы вы сделать фигурку ангела?

Учитель раздаёт шаблоны. Дети изготавливают фигурки ангела. Те, кто желает, могут разместить фигурку на фоне неба, заранее подготовленного учителем.

В конце занятия можно прослушать песню «Дружище Питер».

Белой ночью даль светла.
В небе ангел одинокий.
И на пурпуре востока
Росчерк золота крыла.

В небе ангел золотой,
И едины миг и вечность,
Жизни нашей быстротечность
В бесконечности святой.

2 класс        Тема:  «Святые покровители Санкт-Петербурга».

Цель. 1. Познакомить с понятием «святой покровитель».

2. Рассказать о святых покровителях Санкт-Петербурга, их исторической роли.

3. Показать красоту человеческой личности на примерах Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского.

Ход занятия.

Кадр 1. Прочитайте имена.

Как вы думаете, как они могут быть связаны с нашим городом?

Кадр 2. Значения имён. Обсуждение. Что общего в значении имён. Какое имя отличается?

Кадр 3. Объявление темы.

Кадр 4-5. Святой Пётр. Вспомнить значение имени.

Кадр 6-8. Александр Невский. Вспомнить значение имени.

Кадр 9-10. Храмы и памятники в честь Александра Невского.

Кадр 11-12 Ксения Блаженная.

Блаженный – отказавшийся от  мирских благ, лицезреющий Бога. Вспомнить значение имени.

Кадр 13-15. Иоанн Кронштадтский.

Праведный – живущий по Божьим законам.

 Закрепление. Дети садятся по группам из 3-5 человек. На группу лист бумаги и ручка.

Кадр 16. Вопросы по изложенному материалу. Отвечают по выбору, обсудив в группе.

Кадр 17-20. Назовите, что изображено. Записывают на листке.

От каждой группы выступает один ученик. По очереди называют ответы.

Рефлексия.

Что было интересно?

Что было трудно?

3 класс                       Тема:            «Храм рядом с нами»

Цель. 1. Рассказать чем храм отличается от других зданий.

2. Познакомить с храмами  Фрунзенского района и святыми, в честь которых они построены.

3. Вызвать желание посетить один из храмов.

Ход занятия.

У. Сегодня мы совершим небольшую прогулку по нашему району.

Кадр 1. Кто узнал эти здания?

(Центр микрохирургии глаза, жилой дом, торговый центр «Балканский», храм святого великомученика Георгия Победоносца)

Какие здания похожи между собой?

Чем отличается храм от других зданий?

Кадр 2. Тема занятия «Храм рядом с нами»

Кадр 3. Храмы Фрунзенского района.

Кто узнал эти храмы?

Как вы думаете, какой из них самый старый?

Какой построен позже других? Как догадались?

Кадр 4. Храм святого праведного Иовы Многострадального и часовня при храме.

Храм расположен на Волковском кладбище. Это очень старый храм. Он был заложен 150 лет назад по инициативе вдовы купца 1 гильдии, Почётного гражданина Санкт-Петербурга Иова Михайловича Крюкова. Строился храм на пожертвования этой семьи в память об умерших купце и его двух дочерях.

В подвальном этаже храма находится семейная усыпальница семьи Крюковых. Храм св. Иова посещала царская семья, т.к. день рождения императора Николая II совпадал с днём празднования св. Иова (6 мая по ст. стилю).

Церковь в 30-е годы 20 века хотели разрушить, сняли колокола, ряд икон, часть убранства.

Во время Великой Отечественной войны церковь оставалась одной из немногих, где никогда не прекращалась молитва.

Кадр 5-6 Святой Иов жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова.

Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: "Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем". За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.
Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся". После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей землеГосподь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.
Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его вынуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: "Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?" И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.
Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека к нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом а грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: "я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле". Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, "ибо, - сказал Господь, - только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов". Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.
Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.
"Я знаю, - говорил праведный Иов, пораженный проказой, - знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!" (Иов 19, 25 - 27).
"Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость - страх Господень и истинный разум - удаление от зла".
Святой Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".

Кадр 7. Храм святого великомученика Георгия Победоносца.

Где находится храм?

Храм начали строить в 1997 году, а закончили в 2003.  Этот храм возведён во имя покровителя русских воинов.

Кадр 8. Этот святой изображён на гербе России.

Гео́ргий Победоно́сец (Свято́й Гео́ргий, Гео́ргий Каппадоки́йский, Гео́ргий Ли́ддскийгреч. Άγιος Γεώργιος) — христианскийсвятойвеликомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.

Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде[2][3], Палестина. Поступив на военную службу, он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императораДиоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.

Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тотчас позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.

В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься отХриста. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона кре́стным зна́мением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме.

Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху[5]

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьём змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это покоряет змея молитвой, и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом[12].рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:320:2).

Кадр 9. Храм святого преподобного Серафима Вырицкого.

Этот храм ещё строится. Где он находится?

Как вы думаете, почему этого святого называют Вырицким7

Кадр 10. Сравнение иконы и портрета Серафима Вырицкого.

До принятия монашества Серафим Вырицкий был благочестивым богатым купцом. Он носил другое имя. В 1917 году. он закрыл своё успешное дело (торговлю пушниной) и посвятил себя служению Богу и Отечеству.

1920 году приняв монашество в Александро-Невской Лавре,  затем старец иеросхимонах Серафим стал ее духовником. С 1930 года, с началом тяжелой болезни, и до своей кончины в 1949 году жил в Вырице.


     Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. 

    С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли, вспоминают близкие. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил - иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка - это был воистину вопль к Богу! 
        
    Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый 1000-дневный подвиг. Так, изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет,  возносил свои молитвы о спасении  Отечества старец  Серафим Вырицкий.

 За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ, слово истинного провидения и пророчества. Как при жизни, так и после успения батюшка помогал и помогает всем обращающимся к нему.

"Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте,  
     В 2000 году Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Православной Церкви. Множество паломников едет в Вырицупоклониться  преподобному и получить от него помощь. В Вырице около Храма в честь иконы Божией Матери Казанской, находитсяЧасовня над могилой  преподобного Серафима Вырицкого.  как с живым, и я всегда помогу вам",  -  многим говорил в свое время вырицкий старец.

Кадр 11. Проверка усвоения изложенного материала.

Кадр 12 -18. Назовите известные храмы Санкт-Петербурга, которые являются сокровищницей мировой культуры.

Рефлексия.

Что вас удивило? Что узнали нового?

Кто уже бывал в храме? Кто хотел бы посетить храм?

Кадр 19. Храм глазами детей. Нарисуйте свой храм (по желанию)

На следующем классном часе можно устроить выставку рисунков.н

Заключение

Я считаю, что предложенный материал вполне способствует достижению поставленной цели: помочь младшему школьнику сделать осознанный выбор модуля «Основы  православной культуры». Этому способствует отбор доступного и близкого юным петербуржцам материала для занятий, который, на мой взгляд, будет также стимулировать изучение родного города.

Справочная литература и другие ресурсы

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» 4 класс: методическое пособие к DVD диску и рабочей тетради/ сост. Т.А. Берсенева; под общ. ред. священника А.А. Мороза – 2-е изд., испр, и доп. –СПб.: Сатись, 2013.
  2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение, 2012.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki
  4. Этнокалендарь
  5. Рабочая тетрадь-раскраска «Кириллица». Автор составитель Потапова Е.Б. – СПб: «Издательство «Русь», 2015.
  6. Праздники и знаменательные даты православного календаря. Жизнеописания святых. Обычаи. Гадания. Поверья. Приметы./ Составитель Козлов А.В. СПб., 1993
  7. http://www.hramiova.ru/p0031.htm
  8. http://www.serafim-kupchino.ru/
  9. http://www.hram-slava.ru/o-khrame


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка "Алёшин сон" (литературный материал для внеклассной работы, классного часа во 2-4 классе)

Сказку можно использовать во внеклассной работе и на уроке по воспитанию душевных качеств ребёнка....

Курсовая работа "Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Театр"

В 2011году все школы перешли на новые ФГОС. Была введена внеурочная деятельность. Рабочая програма  курса "Театр"  рассчитана для обучающихся 1-4 классов.  Приложение можно скачать на с...

курсовая работа по литературе 3 курс филфак

Текст курсовой работы на тему: "Тема нравственного подвига в поэме Некрасова "Русские женщины""...

Работа классного руководителя .Тематика классных часов в 3-А классе

в разработке представлена тематика класных часов классного руководителя Порчинской Н.А. для обучающихся 3-А класса на весь учебный год по месяцам, с формами проведения и обсуждаемыми вопросами...

Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»

Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»...