курсовая работа по литературе 3 курс филфак
материал на тему

Боденова Елена Михайловна

Текст курсовой работы на тему: "Тема нравственного подвига в поэме Некрасова "Русские женщины""

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Калмыцкий государственный университет»

Курсовая работа

по дисциплине: «История русской литературы»

на тему:

«Тема нравственного подвига в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”»

                                                        Выполнила: студентка 3 курса

                                                заочной формы обучения

                                                                            по специальности: «Филология»

Боденова Елена Михайловна.

                                                    Проверила: к.ф.н, доц. русской

и зарубежной литературы

 Манджиева  Баирта Владиславовна.

Элиста, 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Образ жен декабристов в русской литературе …………………………………….5

Глава II. Изображение нравственного подвига в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»……………………………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………………………21

Список  литературы ………………………………………………………………………….23

 

Введение

Актуальность темы

Тема нравственного подвига в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» актуальна и сейчас, так как и в наши дни роль женщины в обществе значительна. Образ женщины жены, матери, способной на самопожертвование ради любви именно в России не будет противоречить  менталитету людей,  а исключительный идеал женщины – покровительница России  Пресвятая Богородица.

Поэтому поступки оцениваются с учетом традиций нашего воспитания и то, что кто-то назовет отсутствием здравого смысла, русский человек расценит как исполнение Божьего завета «возлюбить ближнего как самого себя». К сожалению, сегодня в обществе приветствуются несколько иные противоположные принципы, а идеалы прошлого кажутся чем-то фантастическим и люди, следующие им, считаются героями совершающими подвиг.

Цель курсовой работы: анализ темы нравственного подвига в поэме «Русские женщины».

Задачи курсовой работы:

- проследить, как тема нравственного подвига поднималась в различных изданиях журналов, в художественной литературе, в мемуарах очевидцев, в работах историков.

- проанализировать поэму «Русские женщины», изучив историю создания, исторические источники.

Объект исследования – героиня первой части – Е.И. Трубецкая, во второй части - княгиня М.Н. Волконская.

Предмет исследования – поэма Некрасова «Русские женщины», воспоминания очевидцев событий после восстания 1825 года, где современники декабристов и они сами рассказывают об их жизни в ссылке, взятые в качестве исторического источника.  

Методы исследования:

историко-литературный;

сравнительно-сопоставительный.

Практическая ценность:

   Практическая ценность работы состоит в возможности использовать полученные данные на уроках литературы в  целях воспитания нравственности у молодежи.

Декабристы Розен А.Е., Оболенский Е.П., Беляев А.П., Лорер Н.И., Кривцов С.И., Бестужев М.А., Басаргин Н.В., Якушкин И.Д. написали «Записки» и «Воспоминания», где впервые говорят о женщинах декабристках.

В работе «Сибирь и каторга» в конце XIX века историк Максимов С. написал немного о женах декабристов.

Уже в конце XX века в разных журналах  опубликовали свои статьи Ядринцев Н.М., Тимирязев В., Хин М.М., Шенрок В.

 Этой же теме  были посвящены работы таких исследователей XX века, как Щеголев П.Е., Чулков Н.П., Штрайх  С.Я., Кубалов Б.Г. и других.

Они считали, что  «подвиг» жен декабристов бессмертен. «Душевная красота и в отдалении времен останется красотой, и обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней»[1].

Много статей об этих великих русских женщинах появилось в канун 100-летнего юбилея восстания декабристов (например, Зильберштейн И.С.)

Академик Нечкина М.В. в своей работе «Движение декабристов» пишет о проблеме декабристов, говоря об их роли  в освободительном движении в России. А  подвиг  декабристок расценивает как сочувствие делу участников восстания против царя, который сыграл огромную роль в истории нашей страны на том историческом этапе развития.

 В последние годы появились интересные работы Сергеева М.Д. – «Несчастью верная сестра», «Подвиг любви бескорыстной», а также работа Павлюченко Э.А. «В добровольном изгнании».

Глава I . Образ жен декабристов в русской литературе.

 Отношение общества к поступку  жен декабристов.

Героический поступок жен декабристов стал темой для размышления  у  многих писателей, музыкантов и революционеров: Пушкина А.С., Чайковского П.И., Герцена А.И., Некрасова Н.А. и других.

Одоевский написал стихотворение, посвященное Камиле Ле-Дантю.

Примечательно, что она поехала в ссылку к Ивашеву, даже не будучи его женой, чтобы «разделить его оковы, утереть его слезы»:

«С другом любо и в тюрьме»-

В душе мыслит красна девица:

«Свет он мне в могильной тьме…

Встань, неси меня, метелица.

Занеси в его тюрьму,

Пусть, как птичка домовитая,

Прилечу и я к нему,

Притаюсь, людьми забытая»

Не остался равнодушным к судьбам заговорщиков и их родных В.А. Жуковский.

Он добивался амнистии для декабристов у Николая I.

Вот как выразился о женщинах декабристках П.А. Вяземский: «Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории»[2]

А  Александр Сергеевич Пушкин, который разделял и поддерживал убеждения декабристов, смог переслать с А.Г. Муравьевой свое стихотворение «Во глубине сибирских руд…», где  четверостишие посвятил этим смелым женщинам:

«Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас»[3] 

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины» - поэма, целиком написанная о двух женщинах, которые добровольно отправились за своими мужьями на далекие рудники.

Автор, работая над своей поэмой, думал и старался связать образы героинь начала XIX века с женщинами своего времени.

Женщины – декабристки.

Великий писатель Ф.М. Достоевский правильно выразился о женщинах – декабристках и о том, что им пришлось бросить все, что имели и дали им родители, ради «высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть»[4]. Женщины стойко переносили все трудности вместе со своими мужьями.

Да, только русские женщины способны ради любви пойти на любые жертвы, вплоть до лишения жизни, как у некоторых и произошло через небольшой промежуток  времени. Ведь многие женщины умерли в Сибири, вернулись домой единицы. Но именно в этом  сила русского характера.

А как же формировался этот самый характер, что повлияло на формирование именно таких понятий о долге, чести, истинном патриотическом отношении к родине? Конечно, на первый план выходят события 1812 года. Ведь отец  Марии Раевской, в будущем Волконской, был генералом, героем Отечественной войны. И у других девушек тоже отцы, братья принимали участие в этой войне. Поэтому младшее поколение в семьях героев войны с Наполеоном пережили время подъема патриотических чувств.

И вот в сложной жизненной ситуации женщины оказались перед нравственным выбором, определяющим их последующую жизнь на долгие годы. Они сделали его в пользу близких и любимых мужчин, которые заботились о будущем народа и поставили нравственные идеалы на первое место, забыв о себе и потеряв свое высокое положение в обществе. Этим хрупким женщинам хотелось помочь и хоть как-то облегчить жизнь своих любимых. Они втайне надеялись на снисхождение царя, который запрещал и всячески препятствовал женам декабристов.

Да, поступок декабристов очень сильно повлиял на их возлюбленных, раскрывая все самые лучшие порывы их души. Оказалось, что женщины тоже готовы на нравственный подвиг, хотя и почти никто из них даже не подозревали о революционной деятельности своих мужчин. Как бы ни было трудно впоследствии, женщины стойко и отважно переносили все тяготы жизни в ссылке. Перед их терпением и выносливостью можно только преклоняться.

Как бы ни хотелось императору стереть память о декабристах, этого не произошло благодаря именно деятельности жен декабристов, которую они развернули, оказавшись в Сибири.  Декабристы получали от них всяческую поддержку и прежде всего моральную. Женщины вели интенсивную переписку, таким образом, нарушая изоляцию заключенных от общества. А.Г. Муравьева передала стихотворение Пушкина «Во глубине…», что так же подбодрило узников, они поняли, что их поняли и не забыли.

Женщинам приходилось также убеждать петербургскую и сибирскую администрацию в необходимости облегчить условия проживания узников.

Именно здесь в тюрьме женщины сблизились со своими мужьями духовно, так как лучше стали понимать их взгляды на жизнь и причины их поступка. Каждый год все отмечали день 14 декабря, что еще раз подтверждает их великую силу духа и уверенность в правильном нравственном выборе.

 «Вообрази, как они мне близки, - писала М.К. Юшневская из Петровского завода, - живем в одной тюрьме, терпим одинаковую участь и тешим друг друга воспоминаниями о милых, любезных родных наших»[5]

 И не смотря на то, что прошло много лет, их духовная красота и возвышенные идеалы просто поражают и будоражат сознание, заставляя нас переоценивать свои жизненные приоритеты.

Таким образом, в литературе не остались незамеченными образы жен декабристов: Одоевский посвятил стихотворение Камиле Ле-Дантю, Пушкин в знаменитом стихотворении «Во глубине…»  также посвятил несколько строк этим женщинам, и Достоевский очень высоко оценил их подвиг.  А Некрасов Н.А. посвятил поэму «Русские женщины»

Глава II. Изображение нравственного подвига в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

История создания поэмы

     Поэма «Русские женщины» написана Н.А.Некрасовым в 1871-1872 годах.

Поэзия Некрасова всегда была подлинно современна, откликаясь на важные вопросы и явления окружавшей поэта действительности. Поэма обращена к прошлому, но это прошлое опять пробуждало мысль о революции, напоминая о славных, героических участниках восстания декабристов. В поэме подчеркнуто историческое значение дела декабристов, дано первое описание происходящего на площади 14 декабря 1825 года.  

Некрасов создавая поэму, исследовал массу достоверных исторических источников, записок современников, стремясь верно изобразить особенности того времени и события из жизни конкретных людей.

Поэма состоит из двух частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

Размышляя и работая над образом первой героини поэмы «Русские женщины», княгини Екатерины Трубецкой, поэт довольствовался скудным и разрозненным материалом. Очень помогли в работе «Записки» А.Е. Розена.

Розен вспоминает о решимости и самообладании, которые проявила Е.И. Трубецкая в разговоре с иркутским губернатором: «Женщина с меньшею твердостью стала бы колебаться, уславливаться, замедлять дело переписками с Петербургом и тем удержала бы других жен…» Розен особенно подчеркивает благородство души и широкую образованность Трубецкой: «Голос и речь ее были отпечатком доброго сердца и очень образованного ума...» Не менее восторженную характеристику Трубецкой дает и другой современник, познакомившийся с ней уже  в сибирской ссылке, незадолго до ее смерти: «Это была олицетворенная доброта, окруженная обожанием не только товарищей по ссылке, но и всего оехского населения, находившего у ней помощь словом и делом..» Трубецкая умерла в ссылке в 1854 году в Иркутске.

Некрасов, при встрече в театре с М.С. Волконским, просил его прочесть первую поэму и сделать свои замечания.  Волконский прочитал рукопись и сделал заметки о характере героини, который был изменен для красоты мысли и стиха. Впоследствии автор не согласился  исправить четверостишие, в котором Трубецкая плохо отзывается о светском обществе, куда она на самом деле рвалась  душою до конца своих дней.

Первая поэма имела огромный успех, поэтому  Некрасов решил написать вторую поэму уже о Марии Волконской.  Ему стало известно, что у сына Волконской есть ее дневник, и поэт решил, что это будет достоверным материалом. Мария Волконская вела записи по-французски, а поэт не владел языком, поэтому попросил перевести и прочитать Михаила Волконского. Читали три вечера. «Вспоминаю, как при этом Николай  Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал и  со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок…  Тут я увидел, насколько наш поэт жил нервами и какое место они должны  были занимать в его творчестве»[6] 

Слушая, поэт для себя записал главные факты. Впоследствии Некрасов в письме обращался второй раз с просьбой дать ему записи на 2 месяца, чтобы поймать их манеру изложения и колорит, но Волконский не ответил.

Поэтому поэту пришлось довольствоваться первыми записями в работе над своим произведением.

При написании поэмы записи  Волконской сыграли важную роль: с одной стороны они помогли в работе, а с другой стороны поставили поэта в кабальные условия, т.к. Михаил Волконский был главным цензором поэмы, ему хотелось, чтобы все было достаточно достоверно написано.

Некрасова же не интересовали детали, главное для него была идея произведения и художественный замысел поэмы.

Еще большей проблемой было напечатать свои поэмы. Смягчали, изменяли, сокращали в порядке домашней цензуры А.А. Краевский и М.С. Волконский. «В частности, по замечаниям Краевского Некрасов был вынужден заменить строки, в которых упоминался царь: «Прощенье царь дарует вам» («Прощенье обещаем вам»)»  и многое другое[7].

Творчеству Некрасова цензура нанесла огромный ущерб. До сих пор продолжается работа текстологов над восстановлением текста поэм, особенно пострадал текст поэмы «Княгиня Трубецкая». Но, несмотря на это его произведения имели колоссальный успех у читателей.

А вот как вспоминает о том, как впервые услышала поэму «Русские женщины» жена Федора Алексеевича, брата поэта:

«Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату и сказал: «Пойдём в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение, и был счастлив»[8].

Восторженно приняла поэму и передовая молодежь, увидевшая в «Княгине Волконской» апофеоз революционного подвига. Иным было отношение реакционных кругов, увидевших в ней «пропаганду», напуганных  ее революционным звучанием.

Критик В.П. Буренин назвал поэму мемуарами в стихах, которым место в журнале «Русский архив».

П.В. Анненков считал, что в поэме «недостает только одного мотива, чтобы сделать ее также и несомненно верной исторической картиной, - именно благородно аристократического мотива, который двигал сердца этих женщин.»[9] 

Вот так по-разному отзывались о поэме «Русские женщины». Также известно, что Некрасов планировал написать продолжение, героиней которого должна была стать Александра Григорьевна Муравьева (жена Никиты Муравьева) – самоотверженная, великодушная женщина, умершая в Сибири, в дни пребывания декабристов в каторжной тюрьме Петровского завода. Сохранились черновики.

В письме к брату Некрасов в 1873 году сообщал: «Моя поэма «Княгиня Волконская»…имеет такой успех, какого не имело ни одно из моих прежних писаний…»

 Анализ поэмы «Русские женщины»

 Вначале «Декабристки»

    «Русские женщины» - это произведение о подвиге жен декабристов, которые бросились вслед за своими любимыми, оставив все, что им было дорого в жизни: родных, друзей и даже детей, может быть, даже до конца еще не понимая, значения своего деяния для будущих поколений. Они отказались от привычной жизни и обрекли себя на муки, а многие и на смерть. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, настойчивость и смелость.

 Именно великая сила духа и героизм этих молодых женщин поразили   писателя, тем более что  прямо о героическом мужестве самих декабристов подумать и написать  было невозможно из-за цензурных запретов. Напечатать поэму тоже было необычайной смелостью.

    Поэма «Русские женщины» - одно из значительных произведений Н.А. Некрасова. Она  объединяет две  поэмы, тесно связанные одной темой – «Княгиня Трубецкая»  и «Княгиня Волконская».

«Декабристки» показали пример женщинам поколения 70-х годов, которые шли путем борьбы с самодержавием, боролись за освобождение народа. Некрасов приветствует их именно за то, что:

«Она другим дорогу проложила,

Она других на подвиг увлекла!»

     Некрасов вначале думал назвать поэму «Декабристки», что вполне  соответствует ее содержанию. Но, назвав свое произведение «Русские женщины»,  автор обобщил эти образы  и более  в широком смысле выразился о женщине на Руси. Говоря о героизме «декабристок», Некрасов наделил их свойствами характерными для всех русских женщин и народа в целом.

Решив впервые напечатать поэму «Княгиня Трубецкая» в издании «Отечественные записки» автор выразился так: «самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Исключительная  красота души, внутренняя сила и мужество, проявляющиеся в трудных жизненных ситуациях, супружеский долг перед мужем и безграничная верность и самопожертвование органично сочетаются и сближают княгинь и крестьянок в  одно высокое звание  «русские женщины».

Но Некрасов в поэме показывает поступок героинь не только как исполнение долга перед супругом, а как осознанный героический поступок, как подвиг борьбы за счастье других людей.

  Поэма «Княгиня Трубецкая»

Путь молодой героини к мужу в Сибирь стал в видении автора дорогой  назад в сон о прошлой жизни, которую она  навсегда оставила и ничего уже не хотела  вернуть. Именно сновидением и чем-то далеким и нереальным показалось  для княгини прошлое, которому не было места в настоящем.

  В начале поэмы, изображая точную картину восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, поэт показал  непреклонность и мужество декабристов, которые не поддались на лживые и лицемерные речи царя и его генералов, до конца стояли, отражая нападение войск правительства:

Приспели новые полки:

«Сдавайтесь!» тем кричат.

Ответ им – пули и штыки,

Сдаваться не хотят.

Какой-то бравый генерал,

Влетев в каре, грозиться стал-

С коня снесли его.

Другой приблизился к рядам:

«Прощенье царь дарует вам!»

Убили и того.

Восставшие войска не поддаются и лживым уговорам митрополита. Лишь только бесчеловечный приказ императора палить из пушек в упор приводит к поражению:

Тогда-то пушки навели,

Сам царь скомандовал: «Па-ли!..»

Для печати автор был вынужден выразиться мягче:

 «Раздалось громкое: «Па-ли!»

Некрасов первым в художественной литературе нарисовал эпизоды восстания.

   Почти явью было видение о восстании на Сенатской площади. Некрасов понимал, что княгиня не могла быть свидетельницей восстания, но это требовалось для создания нужного образа.  Героине необходимо было знать о произошедшем восстании, сочувствовать восставшим, понимать, что царь  – палач, чтобы потом, услышав от мужа слова: «Не тронешь палача», принять их как должное.

В итоге сновидение становится центральным в поэме, а уже от него можно проследить цепочки событий дней  минувших и будущих.

Некрасов был уверен, что именно отношение к восстанию декабристов сыграет решающую роль в переоценке взглядов на прошлую жизнь. Теперь царь был для нее убийцей, и она с ужасом вспоминает, как совсем недавно танцевала первую кадриль с ним:

А ты будь проклят, мрачный дом,

Где первую кадриль

Я танцевала… Та рука

Досель мне руку жжет…[10]

 Трубецкая и Волконская окончательно порвали с прошлой жизнью и со светским обществом, понимая всю его трусость,  лицемерие и подлость:    

Там люди заживо гниют,

Ходячие гробы,

Мужчины – сборище Иуд,

А женщины – рабы.

И только  близкие по духу и убеждениям люди отнеслись с сочувствием и поддержали, как это было возможно.

Некрасовская героиня понимала все, что произошло и что ждет впереди, когда ехала в Сибирь. Ничто ее не пугало, и возникшая ненависть ко всему в прошлой жизни поддерживала в ней силу духа.  Некрасов знал, что люди, знакомые с Трубецкой, говорили об ее доброте и кротости. Откуда же ее стойкость, мужество в разговоре с губернатором, который употребил все средства, чтобы  остановить княгиню. Вначале он  представил все трудности жизни в таком месте, где находятся рядом до 5 000 каторжных, где ей придется жить без прислуги, без удобств в общей казарме. Ее это совсем не заботило:

Пусть смерть мне суждена –

Мне нечего жалеть!..

Я еду, еду! Я должна

Близ мужа умереть.

 На обвинение в адрес мужа, который якобы «увлекся призраком пустым», и самой Трубецкой, которая, по словам губернатора, «бежит за мужем, как жалкая раба»,  она отвечает с презрением и гордостью:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

 Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь –

Соперница моя,

И  если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..[11] 

     Наконец губернатор употребил последнее средство, сказав, что отправит княгиню только пешком. Когда она согласилась, губернатор заплакал и произнес:  «Вы поедете»[12].

   Скупое упоминание в записках Розена об «увещеваниях» Трубецкой иркутским губернатором  превратилось в поэме в волнующую драматическую сцену, где раскрывается  вся сила и упорство русского женского характера.

В поэме Некрасов изобразил в характере Трубецкой не только твердость и мужество, отвращение и гнев по отношению к императору и всему свету, но и решимость  отомстить и бороться:

«Скажи, что делать? Я сильна,

Могу я страшно мстить!

Достанет мужества в груди,

 Готовность горяча…» -

спрашивает она у мужа.

    Поэма о Трубецкой заканчивается сценой победы над губернатором. Некрасов не описывал дальнейшие события, жизнь в Сибири, он взял самые трагические эпизоды, которые с наибольшей яркостью говорили о героизме жен декабристов.

   Естественно, у Некрасова получился обобщенный образ княгини Трубецкой, как и других жен декабристов. Автор наделяет их боевым характером, решительностью, самоотверженностью, способностью забыть о себе и пойти на любые жертвы, примеры которых  он видел в лучших людях своего времени. Это ли не нравственный подвиг?

      Поэма «Княгиня Волконская»

   «Русские женщины» были задуманы как героическая поэма. Как раз такой получилась первая часть, где все детали, эпизоды раскрывали героический характер декабристки. В итоге получился обобщенный образ непохожий на настоящую княгиню Трубецкую.  

   Создавая вторую поэму, Некрасов вынужден был придерживаться некоторых рамок, так как использовал за основу «Записки» самой Марии Волконской,  и сын Михаил Волконский настаивал на правдивости создаваемого образа.

     Некрасов создал одновременно пленительный и героический образ благородной и самоотверженной  русской женщины. С самого начала показана Волконская – юная и обворожительная девушка -  «царица бала», увлекавшая молодежь «голубым огнем» своих прекрасных глаз. Далее мы читаем о браке с Сергеем Волконским, с которым ей пришлось провести вместе всего несколько недель. Муж не решается посвятить свою совсем юную жену в подробности заговора, о котором она стала догадываться, когда он сжигал компрометирующие документы.

    Узнав обо всем, Волконская не растерялась, а наоборот, именно тогда проявилась вся внутренняя сила характера, а встреча в каземате крепости окончательно укрепила ее и дала новые силы. Волконский для нее превратился в настоящего героя и борца за освобождение страны от рабства и несправедливости.

   Волконская принимает решение ехать за мужем в ссылку. Ей «душен казался родительский дом». Нелегко было выдержать борьбу с семьей, которая всеми силами пыталась остановить молодую девушку. В этом упорстве и умении оказать сильнейшее сопротивление семье, возможность противостоять всем уговорам раскрывается вся нравственная сущность ее души.  

 Обратившись к царю за разрешением на поездку в Сибирь, княгиня получает «элегантный» и лицемерный ответ Николая, озлобленного ее просьбой, в котором  Волконская смогла прочесть все тяготы предстоящей жизни и невозможность вернуться назад, и все-таки она решается покинуть маленького сына и отправляется в далекий путь. Встреча в Москве с Пушкиным внушает веру в правильность ее поступка. Пушкин напутствует ее прекрасными и гордыми словами:

Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстный!..[13]

    В этих словах звучит не только уверенность поэта в огромном поучительном значении подвига декабристов, но и предстает благородный и светлый образ самой Марии Волконской, с ее душевной чистотой и «гордым терпеньем», которое она проявляет на протяжении всей тяжелейшей жизни.

   По пути в Сибирь Волконская видит всю нищету и угнетение, которые испытывает народ. Дорожные впечатления еще больше ее наполняют негодованием против деспотичной власти царя, внушают сочувствие и любовь к обездоленному народу. В конце пути это уже другая женщина. Ее стойкость и самоотверженность проявляются в заключительной сцене свидания с мужем.

Это практически самая значительная сцена в произведении и, чтобы быть исторически точным, Некрасов должен был описать встречу в остроге, как вспоминает о ней Волконская. Но автор смог убедить М. Волконского отойти от записей дневника. Ведь поэт думал, что перенеся встречу в шахту, читатели смогут увидеть психологическое поведение княгини по отношению не только к мужу, но и к его соратникам, а также оценить ее взгляды на движение декабристов вообще.

Героиня бесстрашно спускается к узникам в шахту, словно солнечный луч в непроглядную тьму и радостная вестница «края родного», даря им  уверенность в праведности их поступка и бодрость духа.

Я только теперь, в руднике роковом,

Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моем,

Вполне поняла его муки,

Он много страдал, и умел он страдать!..

Невольно пред ним я склонила

Колени,- и, прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила!..[14]

Для  Некрасова подвиг этих самоотверженных женщин был наполнен глубочайшим лиризмом, где соединились и душевные переживания и восхищение, и уверенность в будущей свободе, преклонение перед красотой и богатством русской женской души:

В груди кипят рыдающие звуки,

Пора, пора им вверить мысль мою!

Твою любовь, твои святые муки,

Твою борьбу – подвижница, пою!..

Такие слова как подвиг и подвижничество можно соотнести и с образами декабристок, имена которых не забыты во многом и благодаря Некрасову тоже, и с образами никому не известных крестьянок, получивших вечную жизнь в произведениях Некрасова.

Поэма  «Русские женщины» погружает нас в отличную от народных поэм общественную среду и несколько другой исторический этап развития общества на пятьдесят лет назад, но, не смотря на это, поэт пытается проследить связь между разными поколениями революционеров.

Несомненно, в образах декабристок Некрасов пытался рассмотреть свойства характеров, которые соответствовали бы и революционеркам-современницам, не боящимся ни ссылок, ни каторги, участвуя в борьбе с правительством царя.

Идейное содержание замысла поэта было понято и принято прогрессивной молодежью.  

В.Н. Фигнер, видная деятельница революционного народничества, вспоминала именно об этом: «обаятельный образ женщины второй четверти прошлого века сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней. Их лишения, утраты и нравственные страдания роднят их с нами, женщинами позднейших революционных поколений».

Воспроизводя в своем произведении нравственный подвиг  женщин-декабристок, Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, великий поэт Некрасов мастерски изобразил новые черты национального женского характера.

Конечно, многие женщины добивались  свободы для народа, поэтому в поэме «Русские женщины», автор  прославляет всех русских женщин, включая революционерок.

Заключение

Изучив различные исторические источники и проанализировав поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины», можно только еще раз восхититься самоотверженностью и героизмом жен декабристов, которые, несмотря на все трудности, служили примером для подражания во всей их последующей жизни в Сибири. Ни они, ни их любимые мужчины,  ни разу не усомнились в правильности их выбора.   Поступок этих удивительных женщин сыграл очень важную роль в истории России, послужил примером для борцов с самодержавием, воодушевил и помог представителям других поколений победить в правом деле за свободу народа.

Размышляя о роли подвига декабристок, принято говорить о двух точках зрения общества. Одни склонны считать, что все дело заключается в верности супругу, патриархальном воспитании, исполнении библейских заветов. Вот такая семейно-бытовая причина поступка двигала женщинами. Это одна точка зрения.

С общественно-политической точки зрения значение подвига состоит в том, что причина их поступка кроется не только в бесконечной любви к мужьям, но и в глубоком понимании долга перед обществом, сознания своей причастности к делу декабристского освободительного движения.

Особую «поэзию жизни» видели декабристы в этих удивительных женщинах, обладающих несгибаемой силой воли, высокими моральными принципами, безупречным авторитетом.

«Главное, - писал И.И. Пущин с каторги, - не надо утрачивать поэзию жизни, она меня до сих пор поддерживала…».

К сожалению, далеко не все декабристы и их жены вернулись из многолетней ссылки, но выжившим в ужасных условиях пребывания удалось сохранить лучшие качества характера, которые им были присущи с самого начала пути.

Царь не мог предвидеть будущего и не смог осознать своих ошибочных поступков, а ведь и февральскую революцию сотворили тоже женщины, стремительная и неясная «революция кастрюль», именно так ее назвали монархисты, в результате которой было покончено с самодержавием.

По большому счету получается, что великая цель, поставленная еще в далеком декабре участниками восстания, достигнута была только в 1917 году. Но их подвиг и нравственный подвиг их жен мы вспоминаем с удивлением и неподдельной гордостью до сих пор.

Список  литературы

1. Некрасов Н.А. Избранные произведения.  – Т. 2. – М.: Худ. лит., 1966.

2. Некрасов Н.А. Сочинение. – М.: Правда, 1954.

3. Некрасов Н.А. Живые страницы. – М.: Дет. лит., 1974.

4. Некрасов Н.А.  Лирика. – М.: Светская Россия,1978.

5. Некрасов. Н.А. Стихотворения и поэмы. – М.: АСТ Олимп,1996.

6. Н.А. Избранная лирика. – М.: Дет. лит., 1986.

7. Некрасов Н.А. Русские женщины. – М.: Дет. лит., 1972.

8. Жданов В. Некрасов Жизнь замечательных людей. –  М.: Молодая гвардия, 1971

 9. Басаргин Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи. – Иркутск, 1988.

10.  Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. – М.: Правда, 1990.

11. Гессен А.И.  Декабристы на каторге и в ссылке. Документальная повесть. – М., 1978.

12. Форш. З.О. России верные сыны. – М.: Молодая гвардия, 1988.

13.Алпатов М.В. Александр Иванов: В 2 т. – Т. 1. – М., 1956

14. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. Собр. соч.: В 30 т. – Т. 2. – М., 1956.

15. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 5 т. – т.3 – М., 2007

16.  Нечкина М.В. Восстание декабристов. – Т. 1. –  М.: Наука, 1984

17.  Волконская М.Н. Записки. – М., 1977

18.   Пушкин А.С. Собрание сочинений. – Т.2 – М., 1989

19. Михайлов М.С. Сподвижники и сподвижницы. –  М., 1990

20. Павлюченко Э.А. В добровольном изгнании. – М., 1976

21. Сергеев М. Несчастью верная сестра. –  М., 1975

22.  Федоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992

23. Лунин Б.В. Живые страницы.  –  М.: Дет. лит., 1974

Интернет-ресурсы

Волконская М. Н. Записки // http://decemb.hobby.ru – Виртуальный музей декабристов


[1] Михайлов М.С. Сподвижники и сподвижницы. –  М., 1990  с. 14.

[2]Павлюченко Э.А. В добровольном изгнании. – М., 1976, с. 60.

[3]  Пушкин А.С. Собрание сочинений. –  Т.2 –, М., 1989, с. 210. 

[4]  Михайлов М.С. Сподвижники и сподвижницы. –  М., 1990, с. 15.

[5] Форш З.О. России верные сыны. –  М.: Молодая гвардия, 1988, с.181

[6] Лунин Б.В. Живые страницы. –  М.: Дет. лит., 1974, с. 363 

[7] Лунин Б.В. Живые страницы. –  М.: Дет. лит., 1974, с. 362

[8] Лунин Б.В. Живые страницы. –  М.: Дет. лит., 1974, с. 367 

[9] Лунин Б.В. Живые страницы. –  М.: Дет. лит., 1974, с. 370

[10] Жданов В. Некрасов Жизнь замечательных людей. – Изд.: Молодая гвардия, 1971,  с.437

[11] Жданов В. Некрасов Жизнь замечательных людей. – Изд.: Молодая гвардия, 1971,  с.439

[12]Жданов В. Некрасов Жизнь замечательных людей. – Изд.: Молодая гвардия, 1971,  с.438

 

[13] Жданов В. Некрасов Жизнь замечательных людей. – Изд.: Молодая гвардия, 1971,  с.442

[14] Жданов В. Некрасов Жизнь замечательных людей. – Изд.: Молодая гвардия, 1971,  с.443


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Театр"

В 2011году все школы перешли на новые ФГОС. Была введена внеурочная деятельность. Рабочая програма  курса "Театр"  рассчитана для обучающихся 1-4 классов.  Приложение можно скачать на с...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Курсовая работа: Классные часы в поддержку курса ОПК.

Планирование классных часов в 1-4 классах по теме "Основы православной культуры. Можно и спользовать как классные часы по истории Санкт-Петербурга....

Курсовая работа "Активизация познавательной деятельности на уроках литературы"

Курсовая работа "Активизация познавательной деятельности на уроках литературы"...

Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»

Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»...