Выступление на РМО
методическая разработка по орксэ на тему

Прокопчук Людмила Владимировна

—  Актуальность. Причины введения курса.

—  Нормативно-правовая основа и нормативно-правовое обеспечение курса (федеральный, региональный, муниципальный уровни)

—  Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

—  Знакомство с учебниками и учебными пособиями.

—  Тематическое и поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gubenko_l.v._mbou_izluchinskaya_onsh.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги.Хотелось узнать о курсе Основы религ.культур и светской этики ОРКСЭ в большей степени для себя, понять что представляет собой этот курс.  Я в этом году  веду уроки по курсу ОРКСЭ,  поэтому так скажем разобраться во всех аспектах сразу сложно, так как курс все-таки требует определенной подготовки, требуют еще определенной доработки. Говорили о том, что есть некоторые ошибки в учебниках. Поэтому  Прошу не судите строго, для меня этот курс тоже новый.  В моем выступлении будет больше теоритического материала. А во второй части расскажу о домашних заданиях и какую работу провожу на своих уроках с ребятами.

План выступления (слайд 1)

  • Актуальность. Причины введения курса.
  • Нормативно-правовая основа и нормативно-правовое обеспечение курса (федеральный, региональный, муниципальный уровни)
  • Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Знакомство с учебниками и учебными пособиями.
  • Тематическое и поурочное планирование.

Ну и первый вопрос это причины введения курса. Конечно же это связано.

АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА (слайд 2)

  • Падение нравственности.
  • Преступления, совершаемые детьми.
  • Распространение сектантства.

Ну и для примера хочу привести следующие факты.

В 2005 году несовершеннолетними было совершено 1200 убийств, более 3000 разбойных нападений, 18 000 грабежей; на учёт  были поставлены 100000 несовершеннолетних алкоголиков , около 4 млн наркоманов от 11 лет и старше.

Я думаю после таких ужасающих цифр вопрос о введении курса ОРКСЭ никаких сомнений  вызывать не должен.

Для чего вводится курс ОРКСЭ? (слайд 3)

  • Введение курса  ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.
  • ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.

Цели курса ОРКСЭ (слайд 4)

  • Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).
  • Цель курса -  формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса ОРКСЭ (слайд 5)

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

ОРКСЭ – культурологический курс, в основе которого лежит обращение к вопросам духовности и нравственности.

        В чем состоит специфика курса? Это воспитание духовности.

Специфика курса ОРКСЭ (слайд 6)

Ну и конечно же мы не должны забывать о правовом аспекте курса. Это

Правовые основы преподавания курса ОРКСЭ (слайд 7)

  • Конституция РФ (ст. 13, 14)
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Закон  «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 5)

(Слайды 8-9-10)

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

        Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики.

       Хочется подчеркнуть что:

 Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Также следут сказать и нормативно-правововом обеспечении:

На Федеральном уровне, это:

1.     Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089».

2.    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики»

На Региональном уровне: (слайд 12)

1.    Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.02.2012 № 151 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 № 99.

2.    Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.04.2012 № 358 «О внесении изменений в приказ от 14.02.2012 № 120 «Об утверждении плана мероприятий плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

3.    Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.04.2012 № 398 «О создании регионального координационного совета по введению в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

И Муниципальный уровень: (слайд 13)

1.      Приказ Управления образования администрации Нижневартовского района от 16.02.2012 № 43 «Об утверждении плана мероприятий по введению в муниципальных общеобразовательных учреждениях района комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

2.      Приказ Управления образования администрации Нижневартовского района от 26.03.2012 № 99 «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в муниципальных общеобразовательных учреждениях района в 2012/2013 учебном году»

 (Слайд15) Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики.

(Слайд16)

Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками:

1)  Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);

2)  Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).

3)  Традиционные религии и этика в России (13 ч.);

4)  Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).

(Слайд 17)

Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

  • Первый урок называется - «Наш дом – Россия».
  • На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы.
  • Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа,  о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.
  • На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
  • (Слайд 18)

Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)

  • Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля.
  • В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.
  • Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
  • (Слайд 19)

Блок 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.)

  • Продолжается раздельное обучение.
  • Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося.
  • В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни.
  • Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.
  • (Слайд 20)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.)

  • Учащиеся одного класса работают вместе.
  • Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)».
  • Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России.
  • Блок завершается школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

На что делается акцент в курсе ОРКСЭ? (слайд 21)

(Слайд 22) Работа с семьями обучающихся. Какая работа ведется?

Какие формы работы с родителями предлагаются?

1) проведение  родительских собраний;

2) система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс;

3) участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

  • (Слайд 23)  Каковы содержательные линии предметной области «Основы духовно-нравственной  культуры народов России»:
  •  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;

  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Осознание ценности человеческой жизни.

(слайд 24) Разделы основной образовательной программы начального общего образования

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • учебный план начального общего образования;
  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;
  • программа коррекционной работы;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

( Слайд 25) Предлагаю посмотреть как выглядит «Портрет выпускника начальной школы» по ФГОС:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

(слайд 27)

Обращаю ваше внимание на Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Ну и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу (слайд 28,29)

В результате изучения  Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
       
знать/понимать:
       - основные понятия религиозных культур;
       - историю возникновения религиозных культур;
       - историю развития различных религиозных культур в истории России;
       - особенности и традиции религий;
       - описание основных содержательных составляющих священных книг,  сооружений, праздников и святынь;
      В результате изучения  Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

 уметь:
       - описывать различные явления религиозных традиций и культур;
       - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
       - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
       - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
       - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
       - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
       - готовить сообщения по выбранным темам.

(Слайд 30) Ну и еще один важный аспект на который обращаю ваше внимание Оценивание результатов обучения (воспитания)

  • В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).
  • Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

А сейчас предлагаю посмотреть на

(Слайд31,32,33) Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2012/2013 учебный год

Основы духовно-нравственной культуры народов России

21

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

72

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры**

4-5

Просвещение

73

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры**

4-5

Просвещение

74

Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры**

4-5

Просвещение

75

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры**

4-5

Просвещение

76

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур**

4-5

Просвещение

77

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики**

4-5

Просвещение

Основы духовно-нравственной культуры народов России

153

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика

4

Баласс

** Данный учебник используется также в составе системы учебников "Школа России"

* В соответсвии с межгосударственным стандартом ГОСТ 7.60-2003 (дата введения 2004-07-01) учебник может быть представлен в печатной и электронной форме.

 Учебники, принадлежащие к завершённой предметной линии учебников

Основы духовно-нравственной культуры народов России

423

Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур

4-5

Дрофа

424

Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры

4-5

Дрофа

425

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры

4-5

Дрофа

Основы духовно-нравственной культуры народов России

423

Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур

4-5

Дрофа

424

Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры

4-5

Дрофа

425

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры

4-5

Дрофа

426

Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры

4-5

Дрофа

427

Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры

4-5

Дрофа

428

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

4-5

Дрофа

429

Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России

4

Ассоциация ХХI век

430

Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России

4

Мнемозина

431

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России

4

Издательский дом «Федоров»

432

Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России

4

Астрель

433

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России

4

Русское слово

434

Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

4

Русское слово

Обратите внимание, как выглядят учебники изд-ва «Просвещение» Здесь вашему вниманию представлены все 6 модулей. Плюс книга для учителя, книга для родителей и программа

(Слайд 34) Еще раз подчеркну, что занятия 1,30-34 это Совместные уроки, когда все модули занимаются в классе вместе.

Урок  1. Россия – наша Родина.

Урок  30. Любовь и уважение к отечеству.

Урок  31.

Урок  32.                  Проектная деятельность учащихся

Урок  33.

Урок  34.

        

Презентация творческих проектов на тему

«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

(народное творчество, стихи, песни, кухня народов России т.д.)

     Вот так выглядит книга для учителя (слайд 35)

(Слайд 36) Задачи Книги для учителя

  • обеспечение необходимой справочной информацией религиоведческого и этического характера;
  • обеспечение дополнительной учебной информацией, которая может быть использована при подготовке и проведении уроков по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • расширение компетентности в вопросах теории и методики преподавания религиоведения и этики как учебных дисциплин;
  • расширение компетентности в вопросах взаимодействия с представителями религиозных организаций.

(Слайд 37) Структура Книги для учителя

  1. Введение.
  2. Религия и общество.
  3. История религий и современная религиозная ситуация в России.
  4. Основные религиозные направления.
  5. Основы светской этики.
  6. Перечень  включенных в пособие дополнительных материалов по курсу.

А так выглядит книга для родителей (Слайд 38)

Структура Книги для родителей (Слайд 39)

 Глава 1. Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Глава 2.Ваш ребенок – младший подросток. С какими трудностями он столкнется при переходе из младшей в основную школу?

Глава 3.Зачем в школе вводится новый курс «Основы мировых религий и светской этики»?

Глава 4.Как будет организовано преподавание курса «Основы мировых религий и светской этики»?

Глава 5.Что будут изучать Ваши дети?

Глава 6.Несколько практических советов о том, как Вы можете помочь своему ребенку в освоении курса «Основы мировых религий и светской этики»?

(слайд 40) Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

  • Социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ
  • К 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ
  • В 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами

(слайд 41) Механизм введения курса в образовательный процесс ОУ

  • Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного   совета.   Результаты   выбора   должны   быть   зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
  • Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества.

На следующем слайде вы видите сайты, которые помогут вам в работе.

Как проходил механизм введения курса ОРКСЭ в нашей школе?

Были проведены родительские собрания.  Родители были ознакомлены со всеми 6 модулями. Подробно объяснялось о причинах, актуальности введения курса. Родители были ознакомлены с нормативно-правовыми аспектами. Результаты  были зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. И с 1.09.13 г. в моём классе проводятся занятия по модулю «Основы светской этики»

О рабочей программе в нашей школе.

взято 3 раздела.

1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.(1 ч.)

2.Основы светской этики. (28ч.)

3.Духовные традиции многонационального  народа России. (5час)

 (слайд 43) Сопровождение процесса внедрения курса ОРКСЭ: информационное, методическое , консультационное ведется
через  портал АПК и ППРО (профес.переподг.работников образования)

И в заключение хочу подчеркнуть, что Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является светским и не предполагает освоение религиозных учений. (слайд 44)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....