Главные вкладки

    Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_n_kursy.doc110 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»

     Ф.И.О.  учителя: Полтева Елена Ивановна

    Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль  «Основы православной культуры».        

    Класс - 4

    Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро»                                                                                                                                Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010 г

     

    Цель урока: помощь учащимся в осмыслении нравственных христианских основ отказа от эгоистической позиции. Слайд 2

            

    Планируемые результаты:

     личностные:

    – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле .

    метапредметные: 

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    -овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

    предметные:         

    знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;

    - понимание значения нравственности  в жизни человека и общества.

    Тип урока - урок  «открытия» нового знания.

    Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ  легенды,  работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, составление буклетов,  участие в учебном диалоге.

    Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.

        Перечень  используемых на уроке ЭОР:

    1. Презентация к уроку.                     

                                     

                                                                       ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

            

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    Планируемые

    результаты

    (личностные, метапредметные, предметные)

    Время

    1.Организаци-онный момент

    - Добрый день, ребята! Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока.

    - Тихо сядьте.

    Доброжелательный настрой на урок.

    Самоопределение

    2 мин

    2.  Мотивация учебной деятельности.

    Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.

    Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

      Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

    -Пусти меня.

    Волк сказал:

    - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

    Белка сказала:

    -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

    Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

    - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

     О чем эта сказка?

    Инсценируют сказку 3 учеников, остальные смотрят.

    Учащиеся высказывают свои мнения.

    (-О добре и зле.)

    Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…

    5 мин

    3.Формирова-ние темы и целей урока.

    -Верно, ребята!

    Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3

    -Сегодня на уроке нам предстоит узнать:

    -Как подражают Христу.

    -Чему радуются святые.

    -Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить?

    Формулируют тему урока: «Зачем творить добро».

    Высказывают свои мнения:

    (Что такое добро?

    Что такое зло?

    Что такое совесть?

    Что такое милосердие?

    Что такое добродетель?)

    Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

    Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

    3 мин

    4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия

    Игра «Цветок Добра»
    Приходилось ли вам совершать добрые дела?

     Перед вами на партах лежат лепестки.

    Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать и приклейте их к сердцевине нашего цветка Добра.

     -Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)? Слайд 4

    Учащиеся записывают на лепестках добрые поступки

    Вспоминают правило нравственности:

    «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними».

     (То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»).

    Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

    5 мин.

    5. Открытие

    нового знания.

    Работа с учебником.

    Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

    Словарная работа.

    - Кто такие эгоисты?

    Определение понятия «эгоизм» по словарю:

    ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

     

    -Что противостоит эгоизму?

    - Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

                                       

              Благодарность

     Благо                    дар дарить

    Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

     

    Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

    Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

    Работа с текстом.

    - Познакомьтесь с легендой на с. 68 Слайд 5

     

    Вопросы на восприятие.

    -Понравилась легенда?

    -Кого обвинили в поджоге города?

    -Как с ними поступили?

    -Почему Пётр решил покинуть Рим?

    -Что это за странник повстречавшийся Петру?

    -Что спросил поражённый Пётр у Христа?

    -Что ответил Христос?

    -Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

     

    - Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?

    -Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

    -Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

    -Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

    -Возможно, даже рискуя своей жизнью.

    -Что говорил Христос?    

    -Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

    -Такое состояние человека называют самоотверженность. Слайд 6

    -Как вы понимаете это слово?

    Словарная работа.

                                        Самоотверженность.

    Сам             отверженность

    человек       жертвование

    Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

    Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший,  любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.

    -Какого человека можно назвать святым? Слайд 7

    Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

    -Какой вывод можем сделать?

    - Каким человеком нужно стремиться быть?

    Так чему же радуются святые? 

    Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.

    ФИЗМИНУТКА.

    «Волшебный цветок добра». 

    Рубрика: «Это интересно».

    - Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу

    (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение:

     «Спешите делать добро».

    Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

            Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

            

    - Как вы понимаете это изречение?

    Работа с учебником.

    Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.

    Рубрика «Это интересно»

    - Как был распят Пётр?

    Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.

    -Как был распят апостол Андрей?

    Работа с иллюстрацией.

    Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

    -Как на иконе изображен апостол Андрей?

    -Какие художественные детали и подробности отражены художником?

    -Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

    Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга - символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.

    -Почитается ли имя апостола Андрея?

    - Что символизирует имя апостола Андрея?

    -На каком знамени изображён Андреевский крест?

    -Как называется этот флаг?

    Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации. Слайд 8

    Работа со словарём.

    Благодарность.

    Ответы детей:

    -Благо, дарить.

     

    Учащиеся пересказывают легенду.

    -Христиан.

    -Арестовывали, казнили.

    -Он был христианином.

    -Христос.

     

    -Куда ты идёшь, Господи?

    -Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

    -Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

    -Вернулся в город.

    -Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»

    -Да Пётр был благодарен Христу.

    -Христос и Пётр.

    - Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей:

    -Добрым, а не эгоистом.

    Духовной радости, духовному опыту.

    Выполняют упражнения, предложенные учителем, под музыку.

    Слушают учителя.

    Высказывают своё мнение

    Ответы детей.

    Работа с учебником.

    Чтение рубрики

    «Это интересно»

    -На кресте, головой вниз.

    -На косом кресте.

    Работают с иллюстрацией.

    -Андрей стоит на фоне косого креста.

    Ответы детей.

    -Да, почитается.

    -Косой Андреевский крест.

    Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.

    -Андреевский флаг.

    Рассматривают иллюстрацию.

    Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

    10 мин

    6.

    Первичное закрепление с проговарива-нием

    вслух.

    -Так что же такое добро для христианина?

    - ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться, процветать.

     

    - Понятие многогранно:

       добро- хорошие поступки, добрые дела;

       добро - качества человека.

      -Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

     - Объясните, что лично вы относите  к полезному, приятному и истинному добру.

    -Для чего рождён человек?

    -Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

     - Какое добро делают ребята нашей школы?

    (сажают деревья, чтят память ветеранов, проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…)

    - Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)

    Чтение древней церковной притчи. (Учебник)

    Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

    -Как вы понимаете эту притчу?

    Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи.

    Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны.

    Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

    Работа над понятием ЗЛО

    Что такое зло? (противоположность добра)

    ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

    (проговариваем вслух)

    Соотнесение понятий  ДОБРО  и ЗЛО

    -Что совершать легче: добро или зло? Почему?

    Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби:  «Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и  не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить».

    -Для чего рождён человек?

    -Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

    Ответы детей.

    (проговариваем вслух)

    ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться, процветать.

    (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

    Человек рожден для добра, а не для зла.

    Ответы детей.

    Чтение древней церковной притчи.

    Ответы.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Проговариваем вслух.

    «Человек рожден для добра, а не для зла.

    Ответы детей.

    10 мин

    7.

    Самостоятель-ная творческая

    работа.

    Творческая  работа  в группах. Слайд 9

       Составьте синквейн по теме нашего разговора:

    Зло

    Беспощадное, изворотливое

    Губит, калечит, убивает.

    Зло необходимо уничтожить!

    Борьба!

    Добро.

    Светлое, радостное.

    Помогает, спасает, лечит.

    Добро должно победить!

    Счастье!

    - Прочтите слова, которые вы видите на слайде.

    - К чему призывает нас автор строк?

    Слайд 10

    Составление синквейна.

    Читают стихотворение.

    Автор строк призывает поклоняться доброте.

    5 мин

    8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

    - Ребята, что вы узнали нового?

    -Какие цели и задачи мы ставили на уроке? Всех ли целей достигли?

    - Какими качествами должен обладать человек?

    -Каким должно быть его сердце?

    - Оцените свою работу на уроке.

    Ответы детей, самооценка своей деятельности.

    Умение  контролировать и оценивать свои действия.

    3 мин

      9.Дифференцированное домашнее задание.

    Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор: слайд 11

    1)расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;

    2)подбери пословицы о доброте;

    3)подбери притчу о доброте.

    Заключительное слово учителя.

        Категории  «добро » и «зло»-  вечные.

    Мне хочется закончить урок стихотворением:

    Хочу я, чтоб ДОБРО  

    к тебе пришло,
    Как свет весенний,

    как тепло  костра:

    Пусть для тебя источником добра.

    Не станет то, что для другого зло.

    По жизни ты иди всегда

    только дорогой Добра.

    2 мин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")

    Разработка урока в 4 классе по теме  "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по ФГОС

    Технологическая карта урока по русскому языку в  4 классе. Тема урока: Как отличить простое предложение  от  сложного..Тип урока: урок изучения нового материала....

    Технологическая карта урока по светской этике в 4 классе по теме "Свобода и ответственность"

    Мною представлена разработка урока по светской этике в 4 классе. Цель урока: подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными)  за последствия свобод...

    Технологическая карта урока по предмету "Математика " в 3 классе на тему: "Прием округления чисел при сложении"

    Данная технологическая карта составлена по программе : " Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС....

    Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир", 1 класс по теме "Растения в классе"

    Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с требованиями современного урока....