Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_n_kursy.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»

 Ф.И.О.  учителя: Полтева Елена Ивановна

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль  «Основы православной культуры».        

Класс - 4

Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро»                                                                                                                                Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010 г

 

Цель урока: помощь учащимся в осмыслении нравственных христианских основ отказа от эгоистической позиции. Слайд 2

        

Планируемые результаты:

 личностные:

– развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле .

метапредметные: 

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

предметные:         

знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;

- понимание значения нравственности  в жизни человека и общества.

Тип урока - урок  «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ  легенды,  работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, составление буклетов,  участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.

    Перечень  используемых на уроке ЭОР:

  1. Презентация к уроку.                     

                                 

                                                                   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

        

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организаци-онный момент

- Добрый день, ребята! Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока.

- Тихо сядьте.

Доброжелательный настрой на урок.

Самоопределение

2 мин

2.  Мотивация учебной деятельности.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

  Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

 О чем эта сказка?

Инсценируют сказку 3 учеников, остальные смотрят.

Учащиеся высказывают свои мнения.

(-О добре и зле.)

Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…

5 мин

3.Формирова-ние темы и целей урока.

-Верно, ребята!

Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3

-Сегодня на уроке нам предстоит узнать:

-Как подражают Христу.

-Чему радуются святые.

-Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить?

Формулируют тему урока: «Зачем творить добро».

Высказывают свои мнения:

(Что такое добро?

Что такое зло?

Что такое совесть?

Что такое милосердие?

Что такое добродетель?)

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

3 мин

4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия

Игра «Цветок Добра»
Приходилось ли вам совершать добрые дела?

 Перед вами на партах лежат лепестки.

Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать и приклейте их к сердцевине нашего цветка Добра.

 -Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)? Слайд 4

Учащиеся записывают на лепестках добрые поступки

Вспоминают правило нравственности:

«Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними».

 (То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»).

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Работа с учебником.

Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

Словарная работа.

- Кто такие эгоисты?

Определение понятия «эгоизм» по словарю:

ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

 

-Что противостоит эгоизму?

- Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

                                   

          Благодарность

 Благо                    дар дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

 

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

Работа с текстом.

- Познакомьтесь с легендой на с. 68 Слайд 5

 

Вопросы на восприятие.

-Понравилась легенда?

-Кого обвинили в поджоге города?

-Как с ними поступили?

-Почему Пётр решил покинуть Рим?

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?

-Что ответил Христос?

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

 

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

-Возможно, даже рискуя своей жизнью.

-Что говорил Христос?    

-Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

-Такое состояние человека называют самоотверженность. Слайд 6

-Как вы понимаете это слово?

Словарная работа.

                                    Самоотверженность.

Сам             отверженность

человек       жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший,  любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.

-Какого человека можно назвать святым? Слайд 7

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

-Какой вывод можем сделать?

- Каким человеком нужно стремиться быть?

Так чему же радуются святые? 

Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.

ФИЗМИНУТКА.

«Волшебный цветок добра». 

Рубрика: «Это интересно».

- Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу

(1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение:

 «Спешите делать добро».

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

        Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

        

- Как вы понимаете это изречение?

Работа с учебником.

Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.

Рубрика «Это интересно»

- Как был распят Пётр?

Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.

-Как был распят апостол Андрей?

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

-Как на иконе изображен апостол Андрей?

-Какие художественные детали и подробности отражены художником?

-Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга - символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.

-Почитается ли имя апостола Андрея?

- Что символизирует имя апостола Андрея?

-На каком знамени изображён Андреевский крест?

-Как называется этот флаг?

Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации. Слайд 8

Работа со словарём.

Благодарность.

Ответы детей:

-Благо, дарить.

 

Учащиеся пересказывают легенду.

-Христиан.

-Арестовывали, казнили.

-Он был христианином.

-Христос.

 

-Куда ты идёшь, Господи?

-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

-Вернулся в город.

-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»

-Да Пётр был благодарен Христу.

-Христос и Пётр.

- Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей:

-Добрым, а не эгоистом.

Духовной радости, духовному опыту.

Выполняют упражнения, предложенные учителем, под музыку.

Слушают учителя.

Высказывают своё мнение

Ответы детей.

Работа с учебником.

Чтение рубрики

«Это интересно»

-На кресте, головой вниз.

-На косом кресте.

Работают с иллюстрацией.

-Андрей стоит на фоне косого креста.

Ответы детей.

-Да, почитается.

-Косой Андреевский крест.

Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.

-Андреевский флаг.

Рассматривают иллюстрацию.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

10 мин

6.

Первичное закрепление с проговарива-нием

вслух.

-Так что же такое добро для христианина?

- ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться, процветать.

 

- Понятие многогранно:

   добро- хорошие поступки, добрые дела;

   добро - качества человека.

  -Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

 - Объясните, что лично вы относите  к полезному, приятному и истинному добру.

-Для чего рождён человек?

-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

 - Какое добро делают ребята нашей школы?

(сажают деревья, чтят память ветеранов, проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…)

- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)

Чтение древней церковной притчи. (Учебник)

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

-Как вы понимаете эту притчу?

Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи.

Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны.

Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло? (противоположность добра)

ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

(проговариваем вслух)

Соотнесение понятий  ДОБРО  и ЗЛО

-Что совершать легче: добро или зло? Почему?

Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби:  «Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и  не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить».

-Для чего рождён человек?

-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

Ответы детей.

(проговариваем вслух)

ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться, процветать.

(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

Человек рожден для добра, а не для зла.

Ответы детей.

Чтение древней церковной притчи.

Ответы.

Ответы детей.

Ответы детей.

Проговариваем вслух.

«Человек рожден для добра, а не для зла.

Ответы детей.

10 мин

7.

Самостоятель-ная творческая

работа.

Творческая  работа  в группах. Слайд 9

   Составьте синквейн по теме нашего разговора:

Зло

Беспощадное, изворотливое

Губит, калечит, убивает.

Зло необходимо уничтожить!

Борьба!

Добро.

Светлое, радостное.

Помогает, спасает, лечит.

Добро должно победить!

Счастье!

- Прочтите слова, которые вы видите на слайде.

- К чему призывает нас автор строк?

Слайд 10

Составление синквейна.

Читают стихотворение.

Автор строк призывает поклоняться доброте.

5 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

- Ребята, что вы узнали нового?

-Какие цели и задачи мы ставили на уроке? Всех ли целей достигли?

- Какими качествами должен обладать человек?

-Каким должно быть его сердце?

- Оцените свою работу на уроке.

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Умение  контролировать и оценивать свои действия.

3 мин

  9.Дифференцированное домашнее задание.

Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор: слайд 11

1)расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;

2)подбери пословицы о доброте;

3)подбери притчу о доброте.

Заключительное слово учителя.

    Категории  «добро » и «зло»-  вечные.

Мне хочется закончить урок стихотворением:

Хочу я, чтоб ДОБРО  

к тебе пришло,
Как свет весенний,

как тепло  костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

По жизни ты иди всегда

только дорогой Добра.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету «Математика». 2 класс."Конкретный смысл умножения"

Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на деление и умножение, развивать внимание и логическое мышление...

Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс

Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс

Цель : раскрыть роль дружбы в жизни человека....

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс

Цель: раскрыть особенности моральных норм...

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ 4 класс "Честь и достоинство"

Технологическая карта урока отражает не только этапы урока, виды работы учащихся, но и формируемые УУД на каждом из этих этапов....

Технологическая карта урока Тема: ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ. ОДИН, ДВА, ТРИ… ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…»

Технологическая карта урокаТема: ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ. ОДИН, ДВА, ТРИ…ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…»...