Конспект урока по основам православной культуры "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Наумова Анастасия Сергеевна

Конспект урока по основам православной культуры "Пасха"  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по основам православной культуры,

подготовленный учителем начальных  классов ГБОУ СОШ №416 Наумовой А.С.

Класс: 4

Предмет: основы религиозных культур и светской этики

Предметный модуль: «Основы православной культуры»

Тема: «Пасха»

Форма урока: урок открытия новых знаний

Педагогические технологии: творческие мастерские

Цель  урока:

Развитие интереса учащихся к традициям православной культуры через знакомство и расширение кругозора об истории возникновения, традициях и обрядах празднования Пасхи

Задачи:

образовательные:  

  • познакомить учащихся с историей возникновения главного праздника христиан, Пасхи;
  • сформировать представления о традициях, обрядах празднования Пасхи;
  • формировать уважительное отношение к культуре своих предков.

развивающие:

  • развивать речь, логическое мышление, внимание, память;
  • развивать навыки работы  с информацией;
  • совершенствовать навыки и умения работы в парах и группах, оценки своей деятельности;

воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к своей Родине, её культурному наследию;
  • развивать эстетический вкус, композиционное мышление и желание дарить радость другим делом своих рук.

Формируемые на уроке УУД:

Личностные УУД:

  • формирование способности к самооценке;

Регулятивные УУД:

  • формирование умения самопроверки и взаимопроверки.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения слушать и понимать других;
  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • формирование и отработка умения согласованно работать в группах и коллективе.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
  • использование материала для нахождения ответов на вопросы;
  • формулирование способа выполнения задания;
  • умение действовать по аналогии;
  • установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья;
  • познакомить с пасхальными традициям, обычаями, играми.

Личностные:

  • формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Метапредметные:

  • развивать умение работать с графической и текстовой информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
  • формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
  • формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
  • формировать умение взаимодействия в группах – коммуникативные УУД.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. - учебник для 4-5 классов, Кураев А.В. – М.: Просвещение, 2012 
  • заготовка для поделки «Пасхальное яйцо»;
  • наглядный материал: корзинки зелёного и жёлтого цвета, шаблоны яиц.

Техническое оснащение: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Структура учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация класса (1 минута)

Приветствие с учащимися. Психологический настрой учащихся на урок.

Приветствие с учителем. Настраиваются на урок.

2. Осмысление учебной задачи

(5 минуты)

Подводит к теме урока через анализ поэтического произведения

Делают вывод о теме урока и вывод о целях урока через анализ стихотворения

3. Изучение нового материала

(32 минуты)

Знакомит учащихся с историей возникновения Пасхи через рассказ и просмотр видеофильма.

Предлагает проанализировать предложенное стихотворение и сделать вывод об обычаях христиан в предпсхальное время и во время празднования Пасхи

Знакомятся и историей возникновения Пасхи через слушание рассказа учителя и просмотр видеофильма.

Делают вывод об обычаях христиан в предпсхальное время и во время празднования Пасхи на основе анализа поэтического произведения

Физкультминутка  

(1 минута)

Настраивает учащихся на небольшой отдых.

Ученик проводит физкультминутку

Организует работу в группах  -поиск ответов на вопросы по материалам учебника.

Организует обсуждение и обобщение  ответов детей.

Формирует представления о традициях, обрядах празднования Пасхи.

Предлагает создать эскиз пасхального яйца и обсудить получившиеся результаты.

Работают в группах. Находят ответы на вопросы с помощью информации из учебника.

Обсуждают культурные традиции и обычаи празднования Пасхи.

Создают эскизы пасхальных яиц, обсуждают получившиеся результаты.

5. Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(6 минут)

Рефлексия урока, самооценка деятельности учащихся на уроке.

Контроль записи домашнего задания

Обобщают сведения, полученные на уроке, самооценка. Записывают домашнее задание.

6. Организованный конец (1 минута)

Благодарит за урок.

Благодарят учителя и гостей за участие.

2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы:

  • словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;
  • наглядные методы – метод иллюстраций, демонстраций, ассоциаций;
  • метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – анализирование графической и текстовой информации;
  • метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа.

Формы организации работы на уроке: 

  • коллективная работа,
  • самостоятельная работа,
  • работа в группах и парах.

Средства обучения:

  • материальные – учебная литература, учебное оборудование, технические средства обучения;
  • идеальные – средства наглядности, учебные компьютерные программы по теме урока.

Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.

        Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.

2.4. Текст методической разработки

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам.
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым                                    

Пусть доброе утро длится до вечера!

2.  Осмысление учебной задачи

- С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

Проснулась я и слышу –

Весна стучит в окно!

Капель несётся с крыши,

Везде светло-светло!

И кажется – не птицы,

А ангелы летят.

О том, что скоро Пасха,

Он нам говорят.

- О каком празднике идёт речь в этом стихотворении? ( о Пасхе)

- Сегодня мы поговорим о православном празднике, Пасхе. (На интерактивной доске появляется слайд «Пасха»).

- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке?

3. Открытие нового знания

- Ребята, а что же это за праздник – Пасха?

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы.

Ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

- Особенной является и последняя неделя перед Пасхой. Каждый день этой недели особенный и несёт  свой смысл, имеет своё название. Про эту особенную неделю мы посмотрим видеофильм. (Просмотр видеофильма)

- Ребята, у вас на партах лежат листы со стихотворением. (Приложение 1) 

Прочитайте его и сделайте выводы, какие традиции и обычаи соблюдают православные христиане в Пасху. (Работают в парах)

4. Физкультминутка

Давайте немного передохнем.

Работа с учебником. Найти в учебнике ответ на вопросы:

1 группа – Что означает имя «Иисус», почему его называют «Спасителем (Спасом)»?

1 группа – От чего людей спасает крестная смерть Иисуса Христа?

3 группа – Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4 группа – В чём состоит христианский пост?

Озвучивание и обсуждение ответов учащихся, совместное рассматривание иллюстраций в учебнике)

- В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе. Приведите примеры.

(Гусеница в коконе и бабочка, яйцо и цыплёнок)

- Какие угощения традиционны для праздничного Пасхального стола?

(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная пасха)

- Яйца были не только украшением стола, у наших предков с ними  связано много игр. (Рассказ о пасхальных играх. Приложение 2)

- Предлагаю вам сыграть в одну из этих них.

- Ну и, конечно, яйца красили, покрывали узорами и дарили в подарок своим друзьям. Пасхальные яйца, которые покрывают узорами, называются писанками. Каждый узор на пасхальном яйце имеет своё значение:

Волнистые линии (меандр) – знак воды 
Зигзагообразная линия – это знак молнии 
Треугольник или ромб с точкой – это символ достатка и богатства 
Ромб – символ урожая 
Круг – символ солнца 
Завитки и спирали - это знаки космической силы. 
Точки - знаки плодородия 

- Предлагаю вам создать эскизы  пасхальных яиц с узорами.

- Кто хочет показать, что у вас получилось?

- Предлагаю вам взять эскизы домой и попробовать разукрасить таким образом настоящее пасхальное яйцо.

 5. Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что запомнилось? Получили ли вы ответы на поставленные в начале урока вопросы? (На доске появляется изображение двух корзинок)

- Если вам на уроке всё понравилось и было понятным – покажите большой палец, а если осталось, что не ясным – то ладошку.

Затем учитель спрашивает конкретных учеников, что им было непонятным, что понравилось.

Домашнее задание: подготовить рассказ о том, как отмечают Пасху в семьях учеников

6. Организованный конец

Приложения к методической разработке

Предлагаемая информация для учащихся

Приложение 1

Ожидание праздника 
Не дают лежать в кроватке
Солнца теплые лучи
И чудесный запах сладкий, –
Пахнут медом куличи.
И, еще не сняв пижамы,
Побежал на кухню я.
Там яички красит мама,
Смотрит нежно на меня:
– Утро доброе, сыночек,
Долго ты сегодня спал!
Хочешь кулича кусочек?
Тебе можно, ты же мал.
Обняла меня мамуля:
– Ты уже совсем большой!
Так что мы тебя, сынуля,
Ночью в храм возьмем с собой.
Улыбаясь милой маме,
Я сиял от счастья весь,
Крикну я сегодня в храме
Громче всех: ХРИСТОС ВОСКРЕС!

(Л. Громова )

 

Приложение 2

Пасхальные игры

Катание яиц «Каточки»

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц (”Каточки”). Яйца скатывают по деревянному лоточку на ровную поверхность, где до начала игры игроки раскладывают свои яйца в произвольном или заданном порядке. Цель игры - попасть в яйца соперников. Если игрок задевает своим яйцом чужое, он имеет право его забрать и продолжить игру дальше, пока не промахнется. Если же игрок промахивается, его яйцо остается на кону, а ход переходит следующему игроку.

«Найди яйцо»

 Один из игроков, пока другие отвернулись, прячет яйца в заранее подготовленные кучки песка или соломы или опилок. Иногда используются шапки. Игроки по очереди (очередь определяет жребий) пытаются отгадать и отрыть яйца из кучек или достать из под шапок, причем в одной кучке может быть сразу несколько яиц, а в другой одно или вообще ничего. У кого оказывалось после игры больше яиц - тот и выиграл. Очень часто в эту игру играли битыми яйцами, то есть уже отыгравшими в других играх яйцами.

«Угадывание яиц»

 Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает - забирает два яйца (свое и чужое), если нет - отдает свое.

«Поиск яиц с завязанными глазами»

 Один игрок на расстоянии 10-20 шагов кладет яйцо на поле. Другой, предварительно определив расстояние и количество шагов до яйца, с завязанными глазами должен до него дойти. Когда нужное расстояние пройдено, повязка или шапка с глаз снимается и игрок должен дотянуться до яйца (ложиться на землю запрещается). Если игрок дотягивается, яйцо - его, если нет - игрок отдает свое.

«Яйца бить»

Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики, игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (С носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон) отдается на съедение победителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности

Тема: Защитники Отечества.Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Конспект урока по основе православной культуре

Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;  Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной куль...

Конспект урока по основам православной культуры

Конспект урока по основам православной культуры. Тема "Храм"...

Конспект урока по Основам православной культуры "Крещение Руси"

Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра  у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...