План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности
методическая разработка (3 класс) на тему

 

Тема: Защитники Отечества.

Цели:

1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.

2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории своего народа, пробудить познавательный интерес.

Раскрыть сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, долг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Белокопытова Ирина Юрьевна

План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности.

2 класс. 19 февраля 2008 года.

Тема: Защитники Отечества.

Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.

2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории своего народа, пробудить познавательный интерес.

Раскрыть сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, долг.

Оборудование: опорные слова, презентация, предметы необходимые для посадки рассады цветов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Представление гостей.

- Как называется предмет, на уроке которого у нас присутствуют гости?

(Основы православной культуры и нравственности – на доске.)

  1. Повторение.

2008 год – объявлен годом семьи. И в связи с этим мы вместе с родителями пытаемся вспомнить нашу родословную. На уроках литературного чтения и ОПК наши ребята рассказывают о своих родственниках.

- Что это – родословная ? (Это перечисление своих предков).

- Кто -  наши предки ? (Это наши прародители, которые жили до нашего рождения, т.е. старшие родители).

В Православной Церкви установлены особые дни поминовения предков, которые называются родительскими субботами. Поминальная служба называется панихидой. 

Род – наша семья. Близкими по смыслу к этому слову стали слова:

Родители           Отец

Родные              Отчий дом

Природа            Отеческая любовь

Родник

Родина               Отечество

Вывод: таким образом мы с вами выяснили, что такое Отечество, Родина – это близкие по смыслу слова.

Ю.Яковлев писал: « Когда мы произносим слово Родина, перед нами как бы раскрываются бескрайние просторы – леса, поля, горы, снега, пески, реки, моря, острова. Зажигаются огни городов, похожие на зеленые созвездия. Поднимаются дымки далеких селений…

Но как Волга берет начало из маленького ручейка, так Родина начинается у твоего дома: с березки, шумящей на ветру; с земли, заросшей травой или покрытой снегом; с улицы, уходящей вдаль. Родина начинается рядом с нами, где бы мы ни жили – на юге или на севере нашей страны.»

  1. Работа над темой.

Тема нашего сегодняшнего урока «Защитники Отечества», т.е. Родины.

Защитник – тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-что-нибудь.

Защитить – охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности. Образовано с помощью суф. –ити от щитъ.

Щит – лат.                 . Буквально – «то, что защищает, загораживает; заслон, навес».

- Кого и что можно защищать? ( Слабых, обездоленных, страну, мораль, веру). Того, кого любим.

- Вспомним, что можно назвать настоящей любовью? (Не то, когда ты себе приносишь удовольствие – любить игрушки, одежду, вкусную еду, а то, когда другим делаешь хорошее (защищаешь, помогаешь, не обижаешь. Предугадать желание других.)

Вывод: Защитники Отечества охраняют, оберегают свою Родину, потому что любят ее.

  1. Просмотр презентации. Защитники Отечества – фронтальный опрос.

- Вспомним святых и любимых защитников Отечества. (Святые люди жертвовали собой – отдавали свою жизнь – во имя защиты Родины, во имя любви к Богу.)

* Вот мы и добрались до имен тех богатырей, которых знает каждый из нас. Портреты этих богатырей изобразил на своей знаменитой картине художник Виктор Васнецов, она так и называется – «Богатыри».

 (Демонстрируется картина. Звучит запись начала «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.)

Думаю, картина эта известна каждому.

Назовите, что это за богатыри на ней нарисованы.

Но больше всего любили люди Илью Муромца. Согласно преданию, он на склоне лет непобежденным воином пришел в Киево-Печерский монастырь и постригся в иноки. Здесь он почил с Богом. Сейчас можно видеть его богатырские косточки в монастырских пещерах. Упоминание об иноке Илье сохранилось в Киевском патерике. 1 января – день его памяти. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните и о славном богатыре Илье Муромце, великом защитнике земли Русской.

А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда с ним приключилась в детстве и кто его от той беды избавил? (Сидел сиднем Илья 30 лет, а вылечили его калики перехожие – дали испить святой и целебной водицы.)

* Князь Владимир заслужил в истории имя Великого, или Святого. Его княжение ознаменовалось принятием православной веры, расширением государства. Он ввел просвещение, построил города, учредил училища, в том числе художественные.

. Великий князь Владимир, прозванный в народе за принесенный им Свет Евангелия Христова Красным Солнышком.

* Князь Александр Ярославович был выдающимся государственным деятелем Руси 13 столетия. Он был приглашен на княжение новгородцами, когда ему было 16 лет. Это был тяжелейший для Руси период: наступали татаро-монголы, крестоносцы. Юный князь показал себя великим полководцем, мудрым политиком, молитвенником и защитником земли Русской. В 1240 году его войско разгромило на реке Неве шведов « Не в силе Бог, а в правде. Если Бог за нас, то кто против нас? Никакие враги не смогут одолеть», а в 1242 году  разбило на Чудском озере тевтонских рыцарей.

Став Великим князем, Александр Невский приложил много сил к собиранию русских земель, к защите их от внешних и внутренних врагов, восстановил разрушенные храмы и селения. Скончался благоверный князь в Городце на Волге, возвращаясь из Орды.

* То был год, лета 1380, страшной битвы на поле Куликовом, когда молодой московский князь Дмитрий собирал рать для битвы с ханом Мамаем. Никогда еще московские улицы не видели такого количества воинов. Дружины прибывали из многих городов русских. Победа нужна была всем.

Великий князь Дмитрий Иванович перед битвой спешит к преподобному Сергию Радонежскому (кстати, Сергий Радонежский был крестным отцом двоих сыновей князя – Юрия и Петра). Святой благословил князя на ратный подвиг «Княже, твой долг заботиться о Родине. Бог вручил тебе эту землю. Знай: Мамая ждет гибель, а русское войско – победа…» и отпустил с ним двух иноков-схимников, боярских сыновей, обученных воинскому делу, - Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Во время битвы святой игумен с братией стоял на молитве и по имени называл каждого воина, которого в этот момент далеко от монастыря настигала смерть от вражеского оружия.

* Семьдесят лет прожил русский полководец Александр Васильевич Суворов. 54 из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом. 35 больших боев и сражений провел Суворов, и во всех он был победителем.

* В 1799 году Ушаков получил высший чин флотоводца – адмирал за взятие крепости Корфу и победы на Средиземном море над французами. Выше оставался только чин генерал-адмирала, который давался членам царской семьи.

Командуя огромными армиями, и Суворов и Ушаков, навсегда сохранили любовь и уважение к простому солдату и матросу, ценили и берегли своих людей.

В молодости оба имели возможность получить спокойное, прибыльное место: Ушаков возглавлял командование царской яхтой, Суворов занимался поставкой провианта для армии. Но они избрали великий путь служения своей Родине и принесли ей славу и процветание. Ушаков добился назначения на военный корабль. Ушаков умер в своем имении, он похоронен в Санаксарском монастыре. Канонизирован Русской Православной Церковью 5 августа 2001 г. как святой праведный воин, адмирал Флота Российского.

* Главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов.

«Во время военной кампании в Крыму летом 1774 года Кутузов получил сильнейшее ранение, по сле которого он чудом остался жив. Во время столк новения с турками пуля попала Кутузову в голову. Врачи признали его смертельно раненным, однако Кутузов выжил. Среди ученых нет единого мнения, совсем Кутузов потерял зрение или нет. На живопис ных портретах он изображен как с черной повязкой, так и без нее. Глаз у Кутузова сохранился, но зрение с течением времени стало падать. Глаз болел, и Куту зов позже стал надевать повязку.

На этом ранения Кутузова не закончились. Про шло некоторое время... Кутузов опять оказался на юге, у Очакова. Осада крепости была очень тяжелой, много русских погибло. Во время очередной вылазки турок Кутузов опять был ранен в голову. Опять мне ние врачей было совершенно единодушным: раненый не оправится после такого ранения и со дня на день скончается. Но Кутузов не только не умер, но очень скоро вновь вернулся в строй. Один из врачей писал: «Надобно думать, что Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна». Когда после смерти его в 1813 году врачами было сделано вскрытие, то их удивлению не было предела: обе раны задели часть мозга и должны были быть смертельными.

Ему был уготован жребий спасителя России...

5. Памятники.

- Прошли века, а мы помним этих людей. Какие источники помогают сохранить, сберечь свою историю?

Музей

Книги-энциклопедии

Фильмы

Родословная

Памятники

Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь.

Обелиск – «островерхий столб» «клинок, острие». Памятник, сужающегося кверху столба.

* Воины, освобождавшие территорию Австрии, «встретились» со своим россий ским прошлым, отстоявшим от них, вои нов XX в., на 130 лет. В центре города Бунцлау (после войны это польский город Болеславец) они увидели гранитный обелиск с надписью: «До сих мест полководец Ку тузов довел победоносные войска российские, но здесь смерть положила предел славным делам его. Он спас Отечество и открыл пути освобождения Европы. Да будет благословенна память героя».

Это было в 1945 году. 1941-1945 – что это за дата? (22 июня 1941 года началась ВОВ. 9 мая 1945 года – День Победы) В этом году мы будем отмечать уже 63 – й раз. В годы войны российские люди совершили трудовой и боевой подвиг во имя Победы. Велики их жертвы. В этой войне погибло в концлагерях, на оккупированной территории, в тылу, на поле боя и от ран 22-24 млн. советских людей. Немало на нашей земле братских захоронений воинов, могил и памятников, тем кто погиб в этой страшной войне.    Над братскими могилами стоят памятники — от самых скромных до грандиозных, известных не только в горо дах, их поставивших, но и многих других странах.

Стихотворение Исаковского.

Жители нашего поселка чтят память защитников Отечества, ушедших со ст.Анисовка и не вернувшихся. У школы стоит памятник, на гранитной плите высечены их имена.

Рабочий поселок Приволжский Энгельсского района. Обелиск в память о погибших земляках.

Город Энгельс. Обелиск Победы.

Город Саратов. Памятник воинам-саратовцам, погибшим в последней войне. Гордо и печально летят 12 серебристых журавлей, вознесенные в мирное небо тремя сорокаметровыми пилонами на Соколовой горе.

(заслуженный архитектор РСФСР, в прошлом фронтовик Ю.И.Менякин. Возможно песня, которую вы сейчас услышите, вдохновила архитектора на создание этой замечательной композиции).

Песня «Журавли»

Город Волгоград. Мамаев курган. Родина-Мать зовет. Стихи Викулина Николая Григорьевича.65-летие Сталинградской битвы.

 

В Берлине, в старинном Трептов-парке, стоит поис тине всемирно известный па мятник советским воинам-героям. Над могилой насы пан высокий зеленый курган, а на кургане — грандиозная бронзовая фигура советского воина. В правой руке он дер жит меч, а другой бережно поддерживает ребенка. Доверчиво склонила девочка кудрявую голову на крепкое плечо своего спасителя

Не для завоеваний и грабежей шел совет ский солдат от Волги до Берлина. Он шел, чтобы спасти людей от ужасов кровавого фа шизма.

Памятник в Трептов-парке скульптор Е.В. Вучетич создавал в 1948 г.,

 Сюжет памятника не придуман. Во вре мя штурма Берлина на ничейной полосе возле груды кирпичей девочка трех-четырех лет, плача, ползала вокруг убитой ма тери. В редкие мгновения тишины с обеих сторон был отчетливо слышен жалобный детский плач. Солдата-белоруса Трифона Андреевича Лукьяновича никто не посы лал под пули. Он дополз до девочки, взял ее на руки, но обратно ползти по-пластунски уже не мог. На некоторое время выстрелы прекрати лись. Пуля вражеского снай пера настигла солдата, когда тот передавал ребенка в про тянутые руки и через силу сказал: «Возьмите девочку, а я, кажись, готов».

20 тысяч солдат похоронены здесь. 20 тысяч солдат отдали свою жизнь при взятии Берлина. Комната Памяти. Орден Победы из драгоценных камней и металла. Картины, как добивалась Победа. Книга Памяти – 20 тысяч советских солдат поименно. Здесь братские могилы. Землю на эти могилы эшелонами день и ночь везли из Советского Союза. Плакучие березы – из советской страны. «Пусть наши солдаты будут согреты иеплом родной земли.» Народ живет памятью!

9 мая, в день Победы, к этим святым местам приходят тысячи людей. Звучат проникновенные слова благодарности и скорби, на митингах памяти раздаются залпы салютов. Объявляется минута молчания. Все замолкает. Склонив головы, люди разных поколений мысленно повторяют: «Беспредельна наша признательность вам, спасители жизни и свободы. Спите спокойно! Помяни их, Боже, в Царствии Твоем!»

  1. Как учиться любить?

- Жизнь дана на добрые дела. Люди, о которых мы сегодня говорили, отдавали свою жизнь за Родину, не думая о славе, о наградах, о деньгах. Они служили другим людям. Что может давать человеку служение другим, как вы думаете? (Чувство ответственности, чувство долга, чувство своей нужности в жизни.)

Нельзя допускать, чтобы в человеке возникло чувство гордыни, самоудовлетворения от служения.

Как с этим бороться?

Надо не считать своих трудов, не хвастаться ими и помнить, что все доброе в мире – от Бога. Мы только Его помощники. Вот молитва, которую обычно читают после окончания удавшегося дела: «Не нам, не нам, но имени Твоему прими славу».

Я опять хочу вернуться к слову ЛЮБИТЬ. Любви надо учиться. А как это делать, знаете?

Сначала надо отучить себя делать плохие дела: не вредить, не злиться, не обижать и не обижаться. И делать хорошие дела. Помнить о тех, кто отдал свою жизнь за нашу свободу, ради нашей жизни.

  1. Посадка рассады.
  2. Заключение.

Ю.Яковлев. «Многие из вас часто говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать своим трудом, учебой, своей борьбой, своей жизнью.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину, беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием… Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день.

Будущее Родины в ваших руках.

Помните об этом.

Готовьтесь к этому. Ваши отцы доверяют вам самое священное – Родину. Любите ее, как мать. Как свою мать».

Как любили ее защитники Отечества, о которых сегодня говорили!

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №42

Города Энгельса

План-конспект урока

 по «Основам православной культуры и нравственности» по теме «Защитники Отечества»

                                                         Подготовила и провела:

                                             Учитель начальных классов

                                           Белокопытова Ирина Юрьевна

                                           19 февраля 2008 года                                                                        

                                            22 февраля 2008 года

                                            городской семинар

                                            на базе детского сада-школы

                                            1 апреля 2008 года

                                            областной семинар

                                            на базе МОУ «СОШ №2»