Занятие для детей 6-7 лет по предмету «Основы православной культуры и нравственности».
методическая разработка (2 класс) на тему

 

Тема занятия: Хлеб – дар Божий, отец и кормилец.

Цели занятия:

  1. Формировать у детей интерес к православной художественной культуре посредством знакомства с иконой «Спорительница хлебов», а также с элементами русского народного творчества и искусства, посвященных хлебу.
  2. Обогащать словарный запас детей, развивать умение мыслить и рассуждать.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу и чувство благодарности к людям, выращивающим хлеб.
  4. Развивать творческие возможности детей, умение работать коллективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_-_dar_bozhiy_otec_i_kormilec..docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Елисеева Елена Александровна, Белокопытова Ирина Юрьевна

Занятие для детей 6-7 лет по предмету «Основы православной культуры и нравственности».

Тема занятия: Хлеб – дар Божий, отец и кормилец.

Цели занятия:

  1. Формировать у детей интерес к православной художественной культуре посредством знакомства с иконой «Спорительница хлебов», а также с элементами русского народного творчества и искусства, посвященных хлебу.
  2. Обогащать словарный запас детей, развивать умение мыслить и рассуждать.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу и чувство благодарности к людям, выращивающим хлеб.
  4. Развивать творческие возможности детей, умение работать коллективно.

Оборудование к занятию:

  1. Картины художников: А.К.Саврасов «Грачи прилетели», И.И.Шишкин «Рожь», А.Г.Венецианов «На жатве. Лето.»;
  2. Название темы урока – каждое слово на отдельных листах;
  3. Опорные слова: пахать, боронить, удобрять, сеять, опылять, поливать, жать, молотить, сушить, перемолотить, замесить, испечь, накормить;
  4. Сюжетные картинки к опорным словам;
  5. Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов»;
  6. Стихотворение «Урожай» К.Д.Ушинский «Родное слово» стр.244-245;
  7. Творческая работа: соленое тесто, клеенки для работы, влажные салфетки, основа для панно.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие

- Давайте поздороваемся друг с другом различными словами приветствия, прикасаясь ладошка к ладошке.

Дети стоят в кругу и приветствуют стоящего слева товарища:

- Здравствуй, Лена! (привет, рада тебя видеть, доброе утро и т.д.)

Затем все вместе:

- Всем, всем, доброе утро!

Формирование положительной

мотивации

  1. Создает проблемную ситуацию:

- Тема нашего занятия «Хлеб - …» (остальные слова закрыты.)

        2) Побуждает к осознанию темы занятия:

- К концу занятия мы должны закончить эту фразу. Поэтому будьте внимательны!

Участвуют в диалоге.

Формирование цели занятия и постановка воспитательных задач

Ведет побуждающий диалог:

- Какое сейчас время года?

- Посмотрите на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели» и перечислите приметы весны.

- А какое время года изобразил на своей картине этот художник?

- Как узнали?

- Да, Иван Иванович Шишкин изобразил на картине «Рожь» середину лета.

- Какие главные цвета на картине?

- Золотое поле, золотая нива (засеянное поле). И люди должны много потрудиться, чтобы поле стало золотым.

Участвуют в диалоге.

- Весна.

Дети передают друг другу весеннюю веточку и называют приметы весны.

- Лето.

Дети называют признаки лета.

- Голубой, зеленый, желтый – золотой, золотистый.

Решение воспитательных задач

  1. Стимулирует исследовательскую деятельность:

- Предлагаю составить цепочку из слов, определяющих последовательность полевых работ и расположить их напротив картинок, изображающих данный вид деятельности.

        2)  Второй учитель ведет побуждающий диалог по стихотворению «Урожай» из учебника «Родное слово» К.Д.Ушинского.

Учитель читает стихотворение вслух.

3) Направляет исследовательскую деятельность:

- Колосков много. Каждый из них делает поле золотым. Но и колоски бывают разными.

Чтение учителем стихотворения «Два колоска» (Из сборника Д.Тихомирова, 1914 г.)

Будто солнцу улыбаясь,

На соломке молодой

Дремлет медленно качаясь,

Ржи колосик золотой.

Весь с рогами – как улитка,

Жизни внутренней полна,

Он пригнулся от избытка

Полновесного зерна.

А вблизи, поднявшись важно,

Смотрит с гордостью другой,

Все лишь кверху, да отважно –

Так и видно, что пустой.

- О каких двух колосках говорится в стихотворении?

- Чем отличается пустой колос от полного зерна?

- Есть ли польза от пустого колоса, в котором нет зерна?

- Чем полезен колос, полный зерна?

- Каким качеством наделяет поэт колос полный зерна?

- Каким качеством наделяет поэт пустой колос?

- Какому из колосков можно было бы гордиться собою больше?

- Что есть «гордость» перед Богом?

Эксперимент: предложить ребенку соотнести вес пустой и полной коробочки, чтобы понять качества описанных колосков.

  1. Два ученика с учителем выполняют работу на доске:

Пахать

Боронить

Удобрять

Сеять

Опылять

Поливать

  1. Участвуют в диалоге.

Читают стихотворение хором по четверостишьям и объясняют, рисуют словесные картины.

Приходят к выводу:

И художники, и поэт прославляют хлеб.

Золотое поле – это очень красиво!

Но как эта красота достается, расскажут ребята, которые работали у доски.

  1. Ребята рассказывают о своей работе у доски и делаем вывод:

- Мы узнали, как поле становится золотым. Для этого нужны золотые руки. Люди потрудились, и Бог наградил их хорошим урожаем.

Хлеб – дар Божий. (открывается запись на доске!)

  1. Участвуют в диалоге.

- «Пустой» - легкий, значит, колосок прямостоящий; «полный» - тяжелый, оттого и колос склоненный.

- Скромностью, смирением.

- Гордостью, хвастовством, высокомерием.

- Один из самых больших грехов.

2-3 ребенка сравнивают.

Рефлексия

- Давайте порадуемся хорошему урожаю. Игра «Хоровод».

Дети идут в хороводе, один ребенок в кругу.

Дети:

Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик припусти

Дай ржи порасти.

Дети обращаются к ребенку, стоящему в кругу:

Ты поле вспахал?

Рожь в поле сеял?

Дождик рожь поливал?

А поспела рожь?

Как ты будешь урожай убирать? (показывает движениями)

Продолжение решения воспитательных задач

  1. Организует решение воспитательных задач:

- Посмотрите на картину А.Г.Венецианова «На жатве. Лето.»

- Кого вы видите на переднем плане?

- Каким орудием труда пользовались женщины?

- Что мы видим на втором плане картины?

- Отгадайте, что это?

Лежит мужичок в золотом кафтане.

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так не встанет.

- Таких мужичков в золотом кафтане на картине много. Это сноп.

Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями. Хлеб вяжется снопами, пучками. Обвязка на нем – скрутка.

Точно такие снопы, вы можете увидеть на иконе Божьей Матери «Спорительница хлебов».

Эта икона была написана по благославению преподобного Амвросия Оптинского. Он сам указал день празднества (15/28 октября) и назвал образ, указывая на то, что Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

  1.  Предлагает составить цепочку из слов, определяющих последовательность полевых работ и расположить их напротив картинок, изображающих данный вид деятельности.

  1. Второй учитель предлагает детям вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

- Кого мы называем батюшкой?

- Вывод: Хлеб – дар Божий, отец. (появляется запись на доске)

- Как мы называем того, кто нас кормит?

-Вывод: Хлеб – дар Божий, отец и кормилец. (появляется запись на доске)

  1. Участвуют в диалоге.

Вывод: Чтобы хлеб пришел в дом нужно много людям труда приложить.

  1. 2 ученика с учителем выполняют работу на доске:

Жать

Молотить

Сушить

Перемолоть

Замесить

Испечь

Накормить

  1. Участвуют в диалоге.

Только ангелы с неба не просят хлеба.

Хлеб да вода – молодецкая еда.

Покуда есть хлеб и вода, все не беда.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Отца.

Нива – Божья ладонь; всех кормит.

Кормилец.

  1. Ребята рассказывают о своей работе у доски и делаем вывод:

Хлеб достается большим трудом. Это дар Божий, отец и кормилец. Ценен для каждого человека.

Закрепление полученных знаний

- Не зря на Руси так значимо бережное отношение к хлебу. А что для вас бережно относиться к хлебу?

- Хлеб – дар Божий, отец и кормилец.

Выращивать хлеб – это доброе дело?

Для кого оно доброе?

Эпиграф нашего урока:

«Из добрых дел ценятся выше те, которые служат на пользу другим. Иоанн Златоуст.»

  1. Участвуют в диалоге.

- Брать столько, сколько съешь.

- Не бросать.

- Не выбрасывать.

- Покормить животных, птиц.

- Поделиться с другими людьми, у которых нет денег на хлеб.

- Да.

- Для всех!

Читают хором.

Рефлексивная деятельность учащихся

- Сегодня на занятии мы славили хлеб. Хвала хлебу!

Хлеборобы – трудом, художники – красками, поэты – стихами, музыканты – песнями!

А вы хотите славить хлеб?

- Как?

- Мы сделаем панно-картину «Урожай поспел» и посвятим ее хлебу. Для всех!

Делать картину будем делать из необычного материала – теста.

- Вы умеете замешивать тесто?

-Что для этого нужно?

-Для нашего теста нужны только мука, соль и вода.

Включает музыку.

  1. Участвуют в диалоге.

Выполняют творческую работу по группам.

Прощание

  1. Похвалить за творческую работу.
  2. Повторить тему урока и эпиграф.
  1. Выставка коллективной работы.
  2. Участие в диалоге.
  3. Дети встают в круг, держатся за руки «Всем, всем до свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности

Тема: Защитники Отечества.Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...

Роль предмета «Основы православной культуры» в повышении нравственного уровня младших школьников

Данное сообщение поможет учителям, преподающим предмет "Основы православной культуры", расширить своё представление о данном учебном курсе и его возможностях....

Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"

Разработка урока и презентация  по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального  государственно...

Доклад: «Взаимодействие школы, Курганской епархии РПЦ в духовно-нравственном воспитании детей в рамках предмета «Основы православной культуры».

Во всём мире дети изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении Российской государственности. Понять отечественную истори...