Конспект урока по основе православной культуре
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

  1.   Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  2.   Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
  3.   Учить детей продуктивному чтению, пересказу;  высказывать свое отношение к прочитанному.
  4.   Учить работать в группе, развивать коммуникативные навыки, анализировать своё поведение.
  5.   Воспитание гражданской идентичности, любви и уважения к православным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sukhanova_n.i._orkse_-_kopiya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основе православной культуре.

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Издательство «Просвещение»

Тема урока

Человек и Бог в православии

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Цель: формировать  у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, представление о нравственных идеалах и ценностях; познакомить с дарами, которые Бог дал человеку, как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Задачи:

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,         формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
  • Учить детей продуктивному чтению, пересказу;  высказывать свое отношение к прочитанному.
  • Учить работать в группе, развивать коммуникативные навыки, анализировать своё поведение.
  • Воспитание гражданской идентичности, любви и уважения к православным традициям.

Необходимое оборудование

Учебник, интерактивное оборудование, доска, заготовленные тексты со стихами и вопросами, мультимедийный диск, рабочая тетрадь.

Дидактическое обеспечение

Репродукции картин, презентация

Планируемые результаты  урока

  • личностные

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

  • предметные

  • Знание, понимание смысла понятий «Бог», «Дары Бога»

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнеров
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Проекты учащихся « Дар Божий- совесть, доброта, любовь»

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • УМК «Просвещение» Кураев А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры». 4-5 кл. Просвещение, Москва, 2012

Дополнительная

Интернет-ресурсы

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Проводит беседу с детьми по вопросам:

-  Какие свойства человеческой души вы можете назвать?

- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? (одно из качеств – добро)

- Как вы понимаете смысл слова «добро»? (всё хорошее, положительное, полезное).

-что значит быть добрым?

-просто ли быть добрым и почему?

Принимают участие в беседе, дают ответы на вопросы

Познавательные УУД: Умение отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: анализ своих поступков  и жизненного опыта

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

На экране полу шуточное определение человека. «Человек-это такое существо, которое умеет краснеть»

Учитель предлагает детям подумать над смыслом этого высказывание и ответить на вопрос: «От чего может краснеть человек»

Дети высказывают предположения. Предположительные ответы:

-можно краснеть от смущения. Когда хвалят или благодарят

-можно краснеть от стыда (за плохой совершённый поступок)

Регулятивные УУД: рефлексия собственного опыта

Познавательные: развитие монологической речи,

Рефлексия материала, пройденного на прошлых уроках.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Организация  перекрестной дискуссии.     Бог говорит: « Я дал тебе преимущество над миром ради того, чтобы ты мог работать с ним, изменяя в этой работе и себя самого и тот мир, который ты будешь преображать своим трудом».  Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы быстрее получить больше выгоды и удобств. Они перестали видеть, что их окружает   прекрасный храм Божий.

2.Работа в группах.

Создание синквейна «Почему Бога называют Творцом»

Пример.

1. Созидатель.

2. Свободный. Разумный.

3.Любит, радуется, оберегает.

4.Создатель, который создал мир.

5.Любовь!

Делятся на группы, обсуждают, выражают свои мысли, аргументируют, обмениваются своими идеями.

Личностные УУД:

Знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные УУД: оценка

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группах.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работа с учебником.

Текст учебника про мальчика Ваню.

- что вас поразило в мальчике Ване?

-Можно ли Ваню назвать православным человеком?

- Как его убеждения проявились в поступке?

Читают текст учебника. Работают с новой информацией.

Слушают, затем в ходе беседы с помощью учителя приходят к выводу, что любой предмет в руках человека может принести добро или зло.

Познавательные УУД поиск и выделение необходимой информации.

Рефлексия способов и условий действия; смысловое чтение; моделирование, постановка и формулирование проблемы; анализ и синтез.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Просмотр презентации

Подумайте, можно ли поговорить с Богом?

Как вы думаете, почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? Объясните.

Смотрят презентацию.

Высказывают свои мнения, делают выводы.

Познавательные

Умение формулировать логичное емкое высказывание

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника, оценивать полноту и правильность высказывания товарища.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Обратите ещё раз внимание на тему урока – «Человек и Бог в православии». Люди издавна задумывались, какими качествами надо обладать, как поступать, чтобы приблизиться к Богу.

Работа в парах.

Распределение слов на две группы: дерзость, молитва, непослушание, соблюдение заповедей, обида, обман, добрые поступки, жадность, любовь к ближнему, забота о родных.

 1.Что удаляет человека от Бога?

2.Что помогает человеку быть ближе к Богу?

Чтение слов в парах, обсуждение значений слов, осмысление человеческих поступков.  Доказывание своей точки зрения, ответы на поставленные одноклассниками вопросы.

Познавательные УУД:  осознанное восприятие  ,рассуждение, доказательство, установление прич.-следст. связей,

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные УУД: понимание основных моральных норм, формирование убеждений

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель даёт задание: описать ситуации, когда один и тот же предмет может в руках человека нести добро или зло

Индивидуально выполняют задание

Регулятивные, познавательные Саморегуляция.

Личностные УУД:

Формирование нравственной модели поведения

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Что на уроке было новым? О чем заставил задуматься этот урок?

На кого из героев вы хотели быть похожими? Что для этого нужно делать?

Отвечают на вопросы.

Выбор модели поведения.

Личностные УУД: Формирование  нравственной модели поведения детей.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

- На какую тему мы размышляли сегодня?

- Что нового каждый открыл и узнал для себя?

Какие законы добра мы придумали для всех людей?

- Напишите и прикрепите на доску листочки с вашими высказываниями, какие поступки не надо совершать.

Запись домашнего задания.

Учащиеся дают оценку работы на уроке, записывают  домашнее   задание.

Познавательные УУД:

.

Регулятивные УУД:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности

Тема: Защитники Отечества.Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Конспект урока по основам православной культуры

Конспект урока по основам православной культуры. Тема "Храм"...

Конспект урока по Основам православной культуры "Крещение Руси"

Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра  у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...


 

Комментарии

Курбанова Елена Владимировна

Спасибо за предоставленный конспект. Использовала в своей работе.

Спасибо за оставленный комментарий