Урок по предмету "Основы правослевной культуры". Тема урока: Подвиг
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) по теме

Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной стороной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_19._podvig._kotova_e.s.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 19. ПОДВИГ.

Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной стороной.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

  • развивать осознанное понимание значимости “подвига” в реальной человеческой жизни;
  • воспитывать отношение к подвигу, как к проявлению жертвы ради себя и ради другого человека.

метапредметных результатов

  • развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
  • развивать умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования;
  • формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметных результатов

  • раскрыть сущность понятия “подвиг”, “подвижник”,  в православной культуре;
  • способствовать осознанию учащимися сути жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру;
  • формировать у детей желание быть внимательным к людям, преодолевая собственный эгоизм.

Ход урока

Организационный момент

Доброе утро, ребята!
Доброе утро, гости!

Давайте, улыбнёмся, друг другу и начнем урок!

Актуализация знаний предыдущего урока

- Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке (Как христианство пришло на Русь).

- Когда православное христианство стало распространятся на Руси? (в 988 году)

- Назовите имя князя, с именем которого связано распространение христианства на Руси. (Князь Владимир)

- Как в народе называли князя Владимира? (Владимир Красно Солнышко)

- А в церкви он считается святым.

Работа в группах

Давайте вспомним понятия. (кроссворд)

1) Религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. (Заповедь)

2) Слово, несущее в себе два корня, обозначающие “верный”, “мнение, прославление”. (Православие)

3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость. (Милосердие)

4) Внутренняя оценка человеком своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание человеком своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. (Совесть)

5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом, обращение к Всевышнему.( Молитва )

6) Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)

- Постарайтесь по вертикали найти ключевое слово (подвиг)

Тема и цели урока

- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде? Итак тема нашего урока это ПОДВИГ

- Какие цели мы можем поставить перед собой?

- чему мы будем учиться на уроке?

1. Узнаем что такое «Подвиг»

2. Познакомимся с примерами подвига в жизни

Выявление места и причины затруднения

- Посмотрите на тему урока.

- как вы думаете эта тема заслуживает нашего внимания?

- Попробуйте растолковать значение этого слова. (ответы детей)

- можем ли мы самостоятельно найти точный ответ на вопрос , что такое «ПОДВИГ»

Исследовательская работа

Найдем нужную нам информацию  и определим понятие «Подвиг».

(на стр. учебника или в словарях по группам, или карточки с понятиями из разных словарей)

- итак, подведем итоги вашей исследовательской работы:

ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким – либо чувством; принесение жертвы рад другого человека, ради себя, ради Родины, ради служения Богу.

В жизни человека есть разные понятия подвига: подвиг для себя, подвиг ради человека, подвиг ради Бога.

Обратимся к страницам учебника абзац «Делая физическую зарядку…»

- Кто может привести примеры подвига для себя?

Правильно, ребята. Подвиг для себя – это работа над собой, своими привычками, своим поведением. Это умение извиниться, признать свои ошибки.

Послушайте такую историю:

Стоял жаркий летний день. В речке купались дети. Маленький Серёжа долго купался на речной отмели, а потом решил вместе со взрослыми ребятами поплавать на глубине. Нырнув с берега, он не смог справиться с течением реки, и его стало относить всё дальше и дальше. Взрослые мальчишки заметили это, но ни один из них не рискнул броситься на спасение, потому что в этом месте река была очень бурная. И только Николай, отбросив все сомнения, побежал по берегу, и , догнав, Сержу, бросился в воду. Долго мальчики боролись с водной стихией. В конце концов, они выбрались на спокойное место. Тогда уже к ним подскочили и остальные ребята и помогли выбраться на берег. Жизнь маленького Серёжи была спасена.

- Как вы оцениваете поступок Николая?

- Что могло бы случиться, если бы Николай не бросился на помощь?

- Подвергал ли он опасности свою жизнь, спасая жизнь Серёжи?

- Как мы можем назвать поступок Николая?

Такие подвиги люди совершают в обычной жизни. И пусть они не оставляют после себя памяти в веках, но они очень важны.

Групповая работа

- Сейчас вы будете выполнять задание в своей группе.  На листочках записаны реальные истории из жизни и вопросы к тексту. Прочитайте их и ответьте на вопросы.

Каждой группе дан свой текст:

  1. Толстой «Котёнок»
  2. Спасение людей в Крымске
  3. Случай в Беслане
  4. Спасение на пожаре

Вопросы:

1.Кто совершил подвиг?

2. Ради кого совершён подвиг?

3.Почему этот поступок можно назвать подвигом?

Работа продолжается 5-6 минут. Затем дети зачитывают свои примеры и выслушиваются ответы

- ребята, мы рассмотрели примеры подвига ради себя, ради другого человека.

-  Но в жизни православных христиан есть еще кто – то, ради кого они преступают через свой эгоизм. Люди совершают подвиг ради исполнения воли Бога, т.е. идут путём подвижничества.

Вот рассказ об одном таком подвижнике…

Работа с текстом учебника стр.63 абзац «Римская империя воевала с персидской…»

Итог прочитанного

Продолжите моё определение: «Подвижник, это человек, который…… (ответы детей)

- Т.е. подвижник это…… человек, который борется за достижение высоких целей, во имя служения Богу.

- а ведь есть и у нас подвижник Земли Русской. Это Сергий Радонежский. Что вы о нем знаете?

Подведение итогов. Работа в группе

- ребята, сегодня мы с вами познакомились с понятиями «Подвиг», «Подвижник». Сейчас я предлагаю вам составить опорную схему по теме урока. У вас на столах лежат карточки с понятиями. Попробуйте выстроить между ними взаимосвязь.

Подвиг, подвижник, ради другого, ради себя, ради служения Богу, святой, гордость, эгоизм, привычки, зависть, лень, страх.

Учении работают в группах, составляют опорную схему. Затем презентация у доски каждой группы.

Рефлексия

1. подвиг может совершить каждый человек? (Да)

2.Какие это подвиги? (Ради себя, ради другого, ради Бога)

3. подвижником может быть каждый человек? (нет)

4. Обоснуйте свой ответ!

Домашнее задание:

Дополнить предложения на карточках


Для меня подвиг это…

В жизни любого человека должен быть подвиг, потому что…

Самым лёгким подвигом для себя я считаю…

Самым трудным подвигом для себя я считаю…

Какой случай подвига вас особенно поразил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Урок ОРКСЭ в 4 классе. Тема: Нравственный подвиг учителя.

Цель: Создать условия для формирования понятия о нравственном подвиге вообще и учителя в частности.Задачи:1) Подвести учащихся к пониманию термина нравственный подвиг;2). Формировать такое качество ли...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

ОРКСЭ, модуль "Православная культура", тема урока "Подвиг"

Основные понятия данного урока "подвиг", " жертва","подвижник",героический подвиг, трудовой подвиг. В рамках учебного сотрудничества дети,работая в группах, обсуждают и в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»

В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...