ОРКСЭ, модуль "Православная культура", тема урока "Подвиг"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Макарова Елена Валентиновна

Основные понятия данного урока "подвиг", " жертва","подвижник",героический подвиг, трудовой подвиг. В рамках учебного сотрудничества дети,работая в группах, обсуждают и выстраивают модель данной темы и делают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_urokapodvig_orkse.docx57.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Макарова Елена Валентиновна

Район

Сормовский

Место работы

МБОУ СОШ №85 с углубленным изучением отдельных предметов

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

А. В. Кураев «Основы православной культуры»

Тема урока

Подвиг, 19

Тип урока

Урок основного блока курса ОРКСЭ. Приобретение новых знаний

Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».

Задачи:

1) Образовательная. Сформировать у обучающихся представления о значении подвига и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».

2) Развивающая. Понять в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании.

3) Воспитательная. Учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями.

Оборудование и дидактическое обеспечение урока:  учебник,  диск, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, карточки с индивидуальными заданиями, тетради, задания для работы в группах, видеозапись,  словари, репродукция картины, бланки анкет, дополнительная литература. 

План урока с хронометражем:

I. Мотивация к учебной деятельности.

2 мин

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

5 мин

III. Выявление места и причины затруднения.

3 мин

IV. Построение модели выхода из затруднения.

7 мин

V. Реализация построенного проекта.

5 мин

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7 мин

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4 мин

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

5 мин

IX. Рефлексия учебной деятельности.

2 мин

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Ребята, я предлагаю вам выбрать одну из карточек и в соответствии с её цветом распределиться на группы.

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте успехов.

- «Погружение» в тему.

Учитель: Ребята, каждый из вас сейчас получит лист, на котором записаны слова:

(Подвиг, жадность, корысть, жертва, щедрость, подвижник, эгоизм.)

Учитель: При помощи ваших «любимых» и «нелюбимых» цветов раскрасьте слова, которые обозначают нравственные категории. Когда работа будет завершена - обсудите результаты в группах.

Дети выполняют задание индивидуально и далее обсуждают результаты в группах.

Ответы детей (Наша группа раскрасила «любимыми» цветами слова подвиг и щедрость; А наша группа «нелюбимыми» цветами раскрасила слова жадность, корысть и эгоизм).

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель:  Среди слов, с которыми вы работали, есть наиболее значимые для нашего урока. Это такие сложные понятия как «подвиг», «жертва» и «подвижник».

Учитель: А что так «подвиг»?

Дети высказывают свое мнение в группах, а затем обсуждают всем классом.

Ответы детей (Подвиг – это когда человек совершает хороший поступок; Подвиг совершает смелый, отважный человек).

Учитель:  С.И. Ожегов  считает, что «подвиг» это «подвигнуть, побудить к чему-либо к благородному возвышенному»

     Подвиг есть в сраженье,

    Подвиг есть и в борьбе

              Высший подвиг – в терпенье,

 В любви, и в мольбе.

Учитель: А теперь нас с вами ждёт игра «Магнит». В группах вам необходимо подобрать слова, которые на ваш взгляд тесно связаны со словом «подвиг». 

Дети в группах записывают слова, связанные со словом “Подвиг” и результат игры каждая группа прикрепляет на доску (Родина, герой, смелость, спасение, мужество, отвага, правда, геройство, храбрость, жизнь, смерть, воля, справедливость, добро, доблесть, самоотверженность).

      Учитель: А какие родственные слова вы можете подобрать к слову «подвиг»? Выслушиваются ответы детей (двигаться, движение и т.д.).

Учитель:  А куда движется человек совершающий подвиг?

Дети высказывают свое мнение (к добру, к добрым делам и поступкам, в сторону от эгоизма, от корысти и жадности).

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Ребята, а можете ли вы объяснить значение слов «жертва», «подвижник» с точки зрения православной культуры? 

Дети высказывают свои гипотетические суждения. 

Ответы детей (Жертва преступления; Жертва насилия; Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию).

Наблюдение учителя: У детей вызывает затруднение значение этих слов в соответствии с православным пониманием.

IV. Построение модели выхода из затруднения.

Используя мультимедийную доску (просмотр видеофильма), учащиеся знакомятся с картиной И. Крамского «Христос в пустыне».

Учитель:  Давайте займемся с вами исследовательской работой, чтобы разобраться со значением понятий «жертва» и «подвижник». 

 Каждая группа получает определенное задание, с которым она работает, а позже выступает на определенном этапе урока.

Учитель: Ребята 1группы работают с учебником, читают текст на стр.63 “Епископ Акакий” и занимаются исследовательской деятельностью, которая поможет решить возникшие перед нами проблемы.

Дети читают текст и определяют, какие наши гипотезы подтвердились, а какие дополнили наши исследовательские проблемы.

Учитель: Ребята 2группы работают с учебником, читают текст стр.63 (рубрика «Это интересно») и подумают над вопросом «Слово «подвиг» связано только с военным временем?».

Дети читают историю «О подвиге любви» рассказанную Митрополитом Антонием Сурожским, обсуждают вопрос «Слово «подвиг» связано только с военным временем?».

Учитель: Ребята 3группы работают со словарями, находят значения слов «жертва», «подвижник».

С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка».

Учитель: Ребята 4группы восстанавливают «рассыпавшиеся» высказывания и объясняют их смысл. Для задания вам предлагаются эти карточки.

Учитель: Ребята 5группы составляет модель по теме урока, опираясь на текст учебника стр.62-63.

Дети составляют модель с опорой на текст учебника А. В. Кураева «Основы православной культуры» стр.62-63, учитель консультирует детей по данному вопросу.

V. Реализация построенного проекта.

     Учитель:  Ребята 1группы прочитали небольшую притчу о подвижнике.

Учитель:  Так кто же такой, по вашему мнению, «подвижник»?

Ответы детей (Подвижник – человек, который через тяжелые испытания совершает подвиг и т.д.)

Учитель:  А теперь послушаем определение из словаря, которое подготовили ребята 3 группы.

Подвижник – реальное или мифическое лицо из религиозных побуждений, совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу.

Учитель: Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм? Выслушиваются мнения групп (Акакий переплавил золотые сосуды в монеты, выкупил пленников, накормил их и дал деньги на путь к дому. В результате чего наступил мир).

Учитель:  Ребята 4группы получили «рассыпавшиеся» высказывания,  восстановили их и попытались объяснить смысл. Посмотрим, что у них получилось.

Смелость – жизненная энергия души. К. Д. Ушинский

Подвижники нужны, как солнце. А. П. Чехов

Где слова привета, там улыбка для ответа.

Дети зачитывают высказывания и истолковывают их смысл.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель:  Послушайте начало текста миниатюры:  

«Вечерело; По дороге шли два путника: отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему больно. Кряхтя, он обошел камень, и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу.

На третий день отец с сыном снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень».

Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже на дороге не было. На обочине дороги сидел седой старше.

—  Дедушка, — спросил мальчик, — ты не видел здесь камень?...»

Учитель:  Каким мог быть, по вашему мнению, конец этого рассказа?

Дети высказывают свои предположения, каким мог быть конец этого рассказа. Учитель зачитывает конец рассказа В.А.Сухомлинского.

«…- Я убрал его с дороги,

- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

- Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

- Почему же вы убрали камень?

- Потому что я — человек».

Учитель:  Слово предоставляется ученикам 2 группы. Ваше мнение, ребята, об истории, которую поведал вам Антоний Сурожский. 

Дети высказывают свои мнения по тексту «О подвиге любви» (Это текст о том, как совершенно незнакомая женщина пожертвовала своей жизнью, ради жизни другой женщины, которая являлась матерью двоих детей и была женой русского офицера).

Учитель: Ребята, как вы думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем?

Подготовленные ученики рассказывают о героях нашего времени.

1. О подвиге мальчика 9 лет Николая Лебедева спасшего ребенка,

2. Про Илью Жаворонкого, который спас 4-х летнюю девочку,

3. Про подвиг майора Сергея Солнечникова.

Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:   Ребята, вам необходимо поработать с притчей «О двух волках». Она представлена на электронной доске в виде деформированного текста. Вам необходимо вставить пропущенные слова, используя слова для справок.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло –… Другой волк представляет добро –…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слова для справок: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, мир, любовь, надежда, истина, доброта, верность.

Учитель: Ребята, давайте проинсценируем данную притчу.

Дети инсценируют данную притчу.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Предоставляем слово ребятам 5 группы.  Продемонстрируйте, пожалуйста, свою работу – модель нашего урока.

        

Фронтальное обсуждение данной модели урока детьми (Я не должен быть жадным, эгоистичным, корыстным, я должен жертвовать собой ради самого себя, ради другого человека, ради Бога, и каждый раз при этом совершать пусть маленький подвиг).

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:  Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?

Ответы детей (Мы познакомились с понятиями  «подвиг», «жертва», «подвижник»; Мы не должны быть эгоистами, жадными; Мы должны жертвовать собой ради других; Мы должны совершать подвиги; Мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время; В жизни всегда есть место подвигам).

Учитель:  Ребята, а знаете ли вы, что такое «трудовой подвиг»?

Ответы детей (Трудовой подвиг совершают люди, которые много трудятся на благо своей Родины).

Учитель: Все достижения нашей страны в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил. А знаете ли вы о трудовом подвиге ваших родственников?

 Обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание по выбору:

1.Подготовить сообщение на тему «Трудовой подвиг моих родственников».

2.Подготовить сообщение на тему «В наши дни всегда есть место подвигу».

Литература

Основная

Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры»

Дополнительная

  • книга для учителя;
  • словари:  С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;
  • В.И. Даль «Пословицы русского народа»;
  • В.А. Сухомлинский «Уроки осердечивания ума»;
  • А. Ю. Кожевников «Мудрость веков. Россия»;
  • притча «О двух волках»;
  • статья Крамской И. «Христос в пустыне» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»

Конспект урока Цели урока:  - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить  с  историей   развития   древнерусской  ико...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Урок ОРКСЭ в 4 классе Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: Семья

Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся....

Урок по ОРКСЭ 4 класс Модуль "Основы религиозных культур". Тема "Введение. Моя Родина-Россия"

Цель урока: формирование готовности учащихся к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию, социокультурной идентичности....