Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках ОРКСЭ средствами научно-исследовательской деятельности".
статья по орксэ (4 класс) на тему

  Татьяна Петровна Заруцкая

Большое значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план всегда выдвигалось нравственное формирование. Сегодня государство стремиться расширить воспитательное и образовательное культурно-историческое миропонимание учащихся через знакомство школьников с основами духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ.

Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют  развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у учащихся  универсальных  умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. В наше время акцент делается  на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и научно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заруцкая Татьяна Петровна

Почётный работник общего образования Российской Федерации,

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках ОРКСЭ средствами научно-исследовательской деятельности.  

Большое значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план всегда выдвигалось нравственное формирование. Сегодня государство стремиться расширить воспитательное и образовательное культурно-историческое миропонимание учащихся через знакомство школьников с основами духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ.

Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют  развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у учащихся  универсальных  умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. В наше время акцент делается  на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и научно-исследовательской деятельности.

Я веду предмет «Основы религиозных культур и светской этики»  пятый год.   Очень часто применяю метод исследовательской деятельности, который позволяет  «погрузиться» в тему, а иногда и выйти за рамки урока. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.

Что же характерно для исследовательской деятельности?

1.Она личносто-ориентирована.

2.Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.

3.Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

4.Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

5.Характеризуется  возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.

        Условия успешности исследовательской деятельности:

1.Личный интерес учащихся.

2.Чёткость и конкретность постановки цели.

3.Определение планируемых результатов.

4.Констатация исходных данных.

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на них ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат. Во время исследовательской работы  каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, ощутить успех. Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

Как организовать исследование на уроках ОРКСЭ? Как это делаю я в своей работе? Какие виды исследовательской деятельности  применяю  на уроке?

1. Применение исследовательских методов изучения.

Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования.  

2. Экспресс-исследование.

 Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Например, при изучении темы  «Альтруизм и эгоизм» у детей возникают вопросы «Что такое эгоизм?», «Что такое альтруизм?», «Откуда произошли эти слова?» и т.д.  Учащимся на уроке  предлагаются различные виды источников: словари (Толковый словарь, словарь синонимов и антонимов, фразеологический словарь, словарь происхождения иностранных слов), компьютер, подключенный к сети Интернет, художественная литература, где они должны найти примеры, в которых проявляются понятия, значения которых они исследуют.

3. Исследования-соревнования

Очень  эффективны  исследования-соревнования. На уроках ОРКСЭ ведущими являются коллективные формы учебной деятельности: работа в парах, малых группах, командах и т.д. Они позволяют учащимся получить учебную и эмоциональную поддержку одноклассников, формируют нравственные чувства дружбы, взаимопомощи, и ответственности друг за друга. Например, провожу соревнование на лучшую шпаргалку. Заранее готовлю учебный текст по  темам «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы», «Джентльмен и леди»  и предлагаю учащимся, работая в группах, составить шпаргалку по тексту. В такой форме  учащиеся  знакомятся  с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, они стараются выбрать тот текст, который является  главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод учит учащихся  рационально использовать научную литературу.

4. Нетрадиционные уроки (урок-презентация «Этикет», урок – дискуссия «Что значит быть моральным?», урок  открытых мыслей по теме «Честь и  достоинство»)

К дискуссии учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. При подготовке сообщений, учащиеся часто  выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии. Результатом такой работы стала «Тетрадь открытий и догадок», в которую дети помещают свои мысли, то, что для них стало новым, интересным.

5.Долговременные исследования - исследовательские проекты.

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы учащихся, которая состоит из нескольких этапов:

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.

Привлекая учащихся к исследованиям  стараюсь   базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Считаю главным для себя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

6.Домашнее задание исследовательского характера:

  • проведение наблюдений,
  • социологический опрос,
  • проблемный анализ текста,
  • подготовка вопросов к дискуссии, анкеты,
  • теоретическое исследование (реферат),
  • творческие работы и др.

По окончании  работы над исследованием   ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».

Применение научно-исследовательской деятельности на уроках ОРКСЭ позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, развивать их творческий потенциал, но и учит детей проявлять более высокую степень самостоятельности, задавать вопросы и находить на них ответы, сопереживать, понимать чужие мысли, чувствовать настроение других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ "Гимназия№5",г.Северобайкальск

Формирование толерантности  средствами научно - исследовательской  деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск) «Какое наслаждение вопроша...

Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ".

Презентация к  представлению статьи на городском семинаре "Духовно-нравственное воспитание обучающихся"....

Статья «Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС»

Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС...

Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся через предметы ОДНКНР и КНЯ».

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...