Календарно - тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Усачёва Ольга Валериевна
Материал включает в себя КТП ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._ktp_orkse.docx170.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Протокол педагогического совета МБОУ «СОШ № 4» №10  от «28» августа  2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

_____________________________  О.А.Зуева

«_____» ________________  2014 г.

Приказ № 80  по МБОУ «СОШ № 4»

от 29 августа 2014 года

Рабочая учебная программа

по ОРКСЭ (Основы светской этики)

для обучающихся 4 классов

Составлена на основе: Программы курса «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы светской этики» под редакцией М. Т. Студеникина. М.: ООО «Русское слово», 2011 г

                                                                               Составитель Усачёва О. В.

                                                                                                                   учитель  начальных классов

г. Донской

2014 год

Информационный лист

Класс

Число часов в неделю

Число часов в год

Проекты

Учебник, авторы, название, издательство, год издания

4

1

34

1

ОРКСЭ Основы светской этики

4 класс под редакцией

 М. Т. Студеникина

       М.: ООО «Русское слово», 2011 г

Всего

34

1

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный государственный образовательный  стандарт общего начального образования.

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Планируемые результаты основного общего образования.

5.Примерная программа основного общего образования по ОРКСЭ (Основы светской этики) для 4 классов.

6.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

7. Программа по ОРКСЭ (Основы светской этики) М. Т. Студеникина.  М.: ООО «Русское слово» 2011 г.

8.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки  России от 04.10.2010 г. №986 г .Москва)

9.СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189)

10.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ  №4» город Донской Тульской области.

Общая характеристика курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, – его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

                                                  Место курса в учебном плане

На изучение ОРКСЭ (Основы светской этики)  предусматривается  34 ч. в 4 классе (1 час в неделю).

Цели и задачи курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода,  имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в  том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями,  признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного  процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного   воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный  идеал – это высоконравственный,  творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,   укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа   Российской Федерации.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид  деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное  развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации   содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  1. Патриотизм
  2. Социальная солидарность
  3. Гражданственность
  4. Семья
  5. Труд и творчество
  6. Наука
  7. Традиционные российские религии
  8. Искусство и литература
  9. Природа
  10. Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой  нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе    общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди   которых воспитание детей и молодёжи.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету

«Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Результаты освоения предмета

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

• формирование семейных ценностей;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Критерии и нормы оценки ЗУН

Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. М. Т. Студеникин  «Основы светской этики» 4 класс. К. А. Кочегаров, М. Т. Студеникин.  М.: ООО «Русское слово», 2012г

2.Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса:

Презентации, видеоролики, мультфильмы.


 

Тематическое планирование  по основам религиозных культур и светской этике

(модуль  «Основы светской этики»). 4 классы.

Тема

Количество часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Введение в предмет

1

Народы России, их духовно- нравственная    культура.     Учебник

«Основы светской этики»,  его струк- тура. Истоки вежливых  слов.  Значе- ние вежливости

Иметь  представление о   поняти- ях: этика, этикет, светский.

Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего  поведения; фор- мулировать вопросы к тексту и отвечать на них

Россия – Роди- на моя

2

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, рус- ские. Наша  Родина – Россия, ее гео- графическое положение, природа, население. Радушие  и доброжела- тельность  россиян. Россия – много- национальное государство.  Нацио- нальность и раса. Древние  города России, их памятники культуры

Иметь  представление о   поняти- ях:  Родина, Россия, националь- ность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Рос- сийской   Федерации   на   карте, объяснять значение  однокорен- ных   слов,    происхождение на- звания  Русь;  пересказывать про- читанное,  составлять  рассказ   с введением в него новых фактов


Этика и этикет

2

Понятия этика,  мораль (нравствен- ность).  Назначение этики, ее  кате- гории.  Понятие этикет, его про- исхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершен- ствование.        Современные    правила поведения, манеры  поведения чело- века, их характеристика

Иметь  представление о   поняти- ях: этика, этикет, манеры, нрав- ственность (мораль).

Уметь: следовать  правилам хоро- шего  тона;  объяснять практиче- ские ситуации проявления этики и этикета  в повседневной жизни; проявлять стремление к  добрым делам и поступкам

Вежливость

2

Понятия        вежливость,     уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай   рукопожатия, обычай   сни- мать головной убор. Этикет  привет- ствия  в школе  и дома,  на улице.  От- ношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет  разговорной речи. Умение слушать друг друга

Иметь  представление о   поняти- ях:  вежливость, уважение,  так- тичность, скромность.

Уметь: осознанно использовать слова  вежливости в разных  жиз- ненных  ситуациях; соблюдать правила    вежливости  и   этикета на улице,  в школе  и дома;  уметь подобрать к термину новое зна- чение;  говорить   и слушать,  уча- ствовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения


Тема

Количество часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Добро и зло

2

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских на- родных сказках, былинах.  Правила разговорной  речи:  громкость голо- са, интонация, мимика, жесты. Язык жестов.         Значение   слов.    Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдер- жанности в споре.  Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать  – начало  доброго  отноше- ния  к людям.     Благожелательность. Забота о родных и близких.  Бес- корыстная помощь нуждающимся в ней  людям.  Повседневные проявле- ния доброты

Иметь  представление о поня- тиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, так- тичность, сдержанность, благо- желательность, бездушие.

Уметь: выявлять элементы обще- человеческих ценностей; объяс- нять  смысл  пословиц и  погово- рок;   определять значения  слов; соотносить понятия с определе- ниями;  соотносить текст   с  ри- сунком;  применять правила  раз- говорной речи;  проявлять заботу о родных и близких, нуждаю- щихся в помощи людях


Дружба и поря- дочность

2

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия   в  укреплении дружбы.  Ка- чества настоящего друга и их прояв- ление  в  повседневных отношениях. Честность, доброта,  порядочность, трудолюбие, понимание,  бескоры- стие,   справедливость. Взаимопони- мание, требовательность и ответ- ственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской  ли- тературы. Понятия-синонимы друг, приятель,  товарищ.  Правила  друж- бы.  Отношения в классном коллек- тиве

Иметь    представление   о   поня- тиях:  дружба,   бескорыстие, по- рядочность,  доверие,   честность, трудолюбие, бескорыстие, спра- ведливость, ответственность. Уметь:   выявлять  элементы  об- щечеловеческих ценностей; со- блюдать   правила   дружбы;   дру- жески   общаться  в   коллективе; проявлять доброжелательность в классном  коллективе,  уважение друг к  другу; избегать  конфлик- тов,  находить  выход  из  спорных ситуаций, относиться с понима- нием к детям иной национально- сти,  цвета  кожи,   иных  культур- ных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок


Тема

Количество часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Честность

и искренность

2

Понятия  честность  и  искренность. Из истории традиций по выявлению честности  и лжи.  Значение выраже- ний   о  честности   («честное   слово»,

«честно исполнять свой долг», «жить по совести,  честно»  и др.).  Что  зна- чит  быть  честным  с самим  собой,  с окружающими. Честность,  правди- вость  и тактичность. Позитивные качества  честности. Искренность – составная часть  честности. Чест- ность  по  выполнению правил  пове- дения  в школе  и дома,  соблюдению законов

Иметь  представление о   поня- тиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репу- тация,  закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои  по- ступки;  оценивать позитивные ка- чества  честности; проявлять чест- ность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблю- дению  законов; решать  практиче- ские  задачи  и  рассмотреть часто возникающие ситуации; соотно- сить иллюстрацию с текстом

Гордость

и гордыня

2

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного   достоинства  челове- ка,  самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и  гордыня, зависть.  Воспитание положительных качеств  личности, тренинги. Гор- дость за хорошие  дела и поступки ге- роев России

Иметь представление о понятиях: гордость,  гордыня, самоуваже- ние, человечность, скромность, тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать автор- ский    замысел    художественного


произведения, выявлять в нем эти- ческие понятия гордость и гордыня

Обычаи

и обряды русского народа

2

Что  такое  обычай и  обряд. Из  исто- рии обряда  бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы  и заму- жества. Сваты.  Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом- солью.  Этикет  царского обеда.  Осо- бенности бракосочетания в совре- менной России

Иметь  представление о поня- тиях: обычай, обряд,  помолвка, венчание, бракосочетание.

Уметь: подобрать  нужные  посло- вицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом;  пользоваться словарем   в  конце   учебника; со- ставлять план для сообщения; работать   с  разнообразными ис- точниками информации

Терпение и труд

2

Значения слова  терпение. Что  такое труд. Трудовые  дела в школе  и дома, их последовательность и систематич- ность.  Постоянные домашние по- ручения  и их выполнение. Значение труда в жизни  человека  и общества. Свободный и  посильный труд.  По- вседневные дела  и техника  безопас- ности  в работе.  Твои  любимые  дела. Потребность в труде. Сочетание тру- да умственного и физического. Уче- ба – важнейший труд школьника

Иметь  представление о  поняти- ях:  терпение, труд,  прилежание, старание,  профессия,  отдых, лень.

Уметь: заниматься самообслу- живающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания;  бережно   относиться к материальным и  духовным  цен- ностям; давать  определения по- нятий; отгадывать  ребусы,  ре- шать кроссворды


Тема

Количество часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Семья

2

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнород- ственных  связях.  Из  истории семьи. Семья  на Руси. Имя  и фамилия. Фа- милия   – наследственное  семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи.  Ро- дословная семьи

Иметь  представление о  поняти- ях:  род,  родословие, семья,   фа- милия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потреб- ности с потребностями членов семьи;   изготовить аппликацию; ответить  на вопросы  анкеты;  на- писать   эссе;   подготовить фото- газету

Семейные традиции

2

Традиция  – передача   из  поколения в поколение правил  поведения в се- мье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собствен- ные традиции семьи, их создание

Иметь  представление о  поняти- ях: традиция, семья,  семейная этика, любовь, забота.

Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в  семье;  обо- сновать свой ответ, сформули- ровать собственные выводы; выявить  различия понятий,  дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочи- нение


Сердце  матери

2

Роль  матери  в семье.  День  матери  в России. Традиция празднования Дня матери   у  народов   мира.   Материн- ская  любовь.  Мать  и  счастье  – не- раздельные понятия. Мать  – творец человека.  Подарить радость маме. Ответственность мамы  за  своих  де- тей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей  к  роди- телям, родным  и близким

Иметь  представление о  поняти- ях: семья,  любовь,  счастье,  забо- та, терпение

Уметь:   проявлять  внимательное и   уважительное отношение  к своим близким, к маме; анализи- ровать  рассказы для  детей;  уча- ствовать в классных играх; струк- турировать учебный материал по предложенному плану

Правила твоей жизни

2

Сознательная  дисциплина  учащих- ся  в  школе.  Правила приема   пищи в  школе.   Этикет  школьного празд- ника.    Самообслуживание   учащих- ся. Поддержание порядка и чистоты в школе  и дома,  во дворе  дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика.  Культура общения   сверстников.   Особенно- сти общения детей  между собой  и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил  личной  безопас- ности.   Внимательное отношение к маленьким  детям,    престарелым и инвалидам, помощь им

Иметь  представление о  поняти- ях: правила, дисциплина, чест- ность, равнодушие, сочувствие, вежливость

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; за- ниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту  в школе  и дома; соблюдать  распорядок дня; выполнять правила   личной   без- опасности;  определить свое  по- ведение  или свою позицию, обо- сновать поступок


Тема

Количество часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Праздники народов России

2

Христианские праздники. Проис- хождение  Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост.  Старин- ные праздники: Пасха,  Рождество Христово, святки, Крещенский со- чельник, Крещение. Праздничный застольный этикет.  Курбан-байрам, день  Сангхи, обряды  народов, сво- бода совести

Иметь  представление о  поняти- ях: праздник, религия, христи- анство,  мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести

Уметь:  выполнять правила  пове- дения  на  праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимо- го отношения к людям,  к их ре- лигии; соблюдать праздничный застольный этикет;  пользоваться справочниками и словарями

Защитники

Отечества

2

23 февраля – День  защитника Оте- чества.    Состав    Вооруженных  сил РФ.  Страницы боевой  славы  Роди- ны  с ХIII  до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском  озере, Ку- ликовская битва,   борьба  с  поляка- ми  в  ХVII  в.,  подвиги   полководца А.В. Суворова, Отечественная война

1812 г., Великая  Отечественная вой- на 1941–1945  гг. Охрана  сухопутных, воздушных  и водных границ  страны

Иметь  представление о  поняти- ях: Отечество, защитник, патри- от, воин.

Уметь:   уважительно  относиться к защитникам Отечества, вете- ранам Великой Отечественной войны  1945–1945  гг.; подготовить сообщение о  патриотах   России; определять значение красных  дат календаря; планировать и кон- тролировать  учебные   действия,

в наше время. Защита  Родины – долг каждого  гражданина РФ,  служба в Вооруженных силах  РФ  – почетная обязанность каждого  мужчины. По- дарочный этикет

оформлять  и   представлять ре- зультаты труда, оценивать свою деятельность

Итоговое повторение

Защита проектов

3

Основные знания и умения  по этике и этикету

Иметь  представление о  поняти- ях: основное содержание учебни- ка, важнейшие понятия.

Уметь:  ответить  на  вопросы, со- отнеся определения с понятиями, пословицы с изученными тема- ми; выполнить тестовые задания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

Урок по новому предмету в рамках ФГОС....

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....