ВКР по ОРКСЭ «Крещение Руси и его исторические последствия»
статья по орксэ по теме

Карпова Лариса Александровна

ВКР по ОРКСЭ "Крещение Руси и его исторические последствия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_po_orkse.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление    

Автор: Карпова Лариса Александровна

учитель начальных классов МБОУ лицея№5 города Ельца

Тема «Крещение Руси и его исторические последствия»

Введение

        Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Крещение предков наших одно из самых важных событий человечества. На мой взгляд, невозможно оставить эту тему без особого внимания, поскольку это событие величайшего масштаба, определившее дальнейший путь развития Руси. И на уроках по изучению ОРКСЭ данная  тема является одной из важных.                                            

       Я твердо убеждена, что без знания основ христианства невозможно понять корни современной русской цивилизации, особенность истории нашей страны, культуру разных эпох и народов. Изучать христианство можно всю жизнь, так как оно представляет собой огромный богатейший мир, сокровищницу мудрости, красоты, источник глубоких чувств и переживаний. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что принятие христианства способствовало развитию культуры Руси. А понятие культура включает в себя все, создаваемое трудом и творческой энергией человека.  

     Цели и задачи моей работы – изучение  материала о  деятельности князя Владимира Святославовича,   о предпосылках, причинах  и значении принятия Русью христианства, о ходе, последовательности событий, связанных с крещением Руси; создание  методической разработка по теме исследования; донесения до учащихся на научной основе данного материала; на основе полученных знаний  способствовать формированию у учащихся  чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.  

       Я считаю важным изучение этой темы, чтобы раскрыть словосочетание «крещение Руси», раскрыть весь смысл происходящих в то время событий, с чего всё началось и как происходило. С введением христианства к нам пришли и новые праздники, христианство сливалось с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки русской культуры. Из поколения в поколение переходили традиции, и я считаю важным донести их до наших времен. Молодое поколение мало интересуется историей Древней Руси, а ведь это самое начало, самое интересное и неизведанное в жизни наших предков. Воссоздание этой истории позволит нам представит полную картину происходящего.  

 Литература:

  • Платонов С.Ф. Учебник русской истории. ООО корпорация «Фолиум Норд», 1994.
  • Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987.
  • Ишимова А.О. История России в рассказах для детей: В 2 кн. Кн 1 / А.О. Ишимова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  • Кондахсазова Д.Р. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 9-17 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2003.
  • Белов О.А. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1989.
  • Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Изд-во Эскмо, 2002.  
  • Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь Русской истории. – Нижний Новгород: «Два богатыря» и «Братья Славяне», 1997.  
  • Интернет ресурсы.

Основное содержание.

Теоретико-методологические основания темы.

     Важнейшим событием  для жизни нашей страны является принятия Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако неоднократно создавало и критические моменты в ее истории. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основой обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него – княгини Ольги, а еще ранее – киевских князей Аскольда и Дира.
    Самые ранние о проникновении христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры, когда в Малой Азии, на Балканском полуострове, в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и их ученики. В Крыму и на Таманском полуострове от тех времен сохранились тайные катакомбные церкви. Первые подступы  крещению Русь сделала в ΙX веке. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском полуострове, в Керчи. Христианские проповедники обращали в христианство руссов, живших в Крыму. Херсонес стал центром христианства во всем Северном Причерноморье. Здесь с незапамятных времен существовала самостоятельная митрополия, то есть церковная организация во главе с митрополитом. Мощное влияние оказали проповеди и широкая просветительская деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия, которых высоко чтили на Руси даже в языческие времена.
    В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождавшие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям,  записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события. Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Крещение его, вероятнее всего, происходило в Корсуне или в Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; оттуда Владимир привез в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В начале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. А первую из них – церковь святого Василия – он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.
   Христианизация Новгорода была поручена дяде князя  Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и в других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.
    Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов,  но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод  на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.
    Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовой жизни, быта и культуры.
     Владимир не мог не учитывать еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковный служитель, как римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.
    Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить количество священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников, необходимых  для "совершения треб и для научного просвещения паствы". Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения.
    Во главе Русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри, строй жизни, которых и идеология были целиком перенесены из Византии.
    Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.  
     Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало к консолидации древнерусского сознания - как этнического, так и государственного. Христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могло не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности.  
    В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.
   С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца X в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.
    Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.
    Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык.        Таким образом, Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы.  
В период, определяемый концом X и XI веков, когда в Приднестровье складывались феодальные отношения, христианство явилось большой социальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было проводников в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами.
     Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества.  Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д . Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел(техника резьбы по камню, мозаика,  фресковая живопись).  
    Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной области. До нас сохранились поразительные по своей художественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства,  
Крещение Руси оказала большое влияние и на повседневную жизнь русского народа. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем  развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора. Религия охватывала все сознание человека, и развитие культуры было также неотделимо от религии. Поэтому закономерно, что центром сосредоточения культуры становились монастыри.
         Именно в эпоху средневековья на Руси были достигнуты значительные успехи и в развитии научной, инженерно-технической мысли, особенно связанной с зодчеством, строительным искусством. Высокие  образцы средневекового искусства составили эпоху в развитии мировой культуры, неповторимую, дарственною всем последующим поколениям. Источником вдохновения великих мастеров средневековья и единственным языком, доступным широкому кругу потребителей культуры этого времени была вера в Христа.
 
    Христианство духовно связывало части страны друг с другом, позволяло общаться с европейскими странами с помощью дипломатии «именем Христа». Церковь поднимала значение княжеской власти, борясь со взглядами на князя как на чисто военного главу, которого можно прогнать или даже убить. Вместе с православием на Русь пришли письменность, школы, суды, новые законы. Церковь опекала нищих, больных, убогих. Вместо родовых, племенных, дружинных связей она дала стране православное общество – особый духовный союз. Церковь повлияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала на их нравственность.

Методическая разработка по теме.

Цели:   - показать причинно-следственные связи крещения Руси, внутреннюю политику князя Владимира;

            - воспитание гуманизма, уважения к историческому прошлому своей Родины.

            - развитие элементов творческой деятельности как качества мышления, пространственного воображения, смекалки.

Ход урока:

1.Актуализация знаний.(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

Отечество моё! Россия!                                    Из тьмы веков ты восставала

В тебе дух старины живёт.                              И становилась всё сильней.

И ни одна ещё стихия                                      Святая Русь – твоё начало,

Не победила твой народ.                                 И князь Владимир в ней.

- Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?( Русь).

- Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

- Кто такие предки? (лексическое значение слова предки (предки – это люди, которые жили перед нами).

- Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами? (по отношению к предкам мы – потомки)

- Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем? (знать историю своей страны, семьи, древо семьи)

2. Сообщение темы урока.

-Тема  нашего  урока  «Крещение  Руси »(на доске).

-В словаре Ожегова написано так: «Крещение - христианский обряд (таинство) принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к Церкви и  наречение личного имени».

-Кто знает, кого из вас крестили?

-Значит, вы христиане. Как это происходило?

3.Работа по теме урока.

-И начнём мы с того, что узнаем, кто правил Русью в те далёкие времена, почему  правитель Руси решил ввести христианских религию?    

-В 10 веке великим киевским князем стал князь Владимир, сын Святослава.  Князь Владимир постоянно заботился об укреплении Древнерусского государства. Он защищал Русь от врагов. О процветании земли русской мечтал Владимир. Несмотря на свои огромные размеры, Киевская  Русь  не признавалась соседними странами великим государством, потому она была  языческой. Народы соседних с Киевской  Русью  стран не были язычниками, а являлись православными или католическими христианами, мусульманами или иудеями.

-Итак, какова первая  причина, по которой князь Владимир решил крестить  Русь?      ( Он хотел, чтобы  Русь  была признана другими государствами).

-Князь Владимир стал сомневаться в силе  языческих  богов: как – то раз в июле не выпало ни капли дождя; посевы начали засыхать; люди принесли в жертву  языческим  богам много юношей и девушек; дождя по- прежнему не было, посевы погибли; наступил страшный голод.

-Итак, какова же была вторая причина, по которой князь Владимир решил крестить  Русь? (Языческие  боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им в жертву юношей и девушек. Древние славяне переставали верить в  языческих  богов).  

-Чтобы объединить Русь и суметь противостоять врагу, а ведь в то время на Русь часто нападали, к тому же она была раздроблена на княжества, Владимир решил принять веру, но не знал какую. Он стал расспрашивать у других народов об их вере.

-Соседи, узнав, что князь Владимир решил выбрать новую веру для своего народа, прислали к нему послов. Послушайте, какой разговор мог бы состояться между князем и послами из разных стран?(Учащиеся читают текст по ролям за послов, а учитель за князя Владимира).

Автор. Пришли к князю мусульмане.

Мусульманин. Ты- князь мудрый, а закона не знаешь. Прими нашу веру и поклонись нашему богу Аллаху.

Князь Владимир. А какова же ваша вера?

Мусульманин. Наш Бог учит нас не есть свинины  и  не пить вина.

Князь Владимир. Веселие  Руси - в еде  и  питье. Не может наш народ жить без этого. Идите с миром.

- Как вы думаете, ребята, почему князь Владимир отослал мусульман домой?(Русский человек любит поесть и выпить, а мусульманская вера в этом человека ограничивает).

Автор. Пришли к князю Владимиру евреи.

Еврей. Прими, князь Владимир, нашу веру.

Князь Владимир. А где же ваша земля?

Еврей. В Иерусалиме.

Князь Владимир. Но там ли вы живёте теперь?

Еврей. Нет, бог разгневался на наших отцов и разбросал нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал христианам.

Князь Владимир. Зачем же нам вера людей, отверженных богом? Если бы бог любил вас, вы бы не жили в чужих странах. Вы что хотите, чтобы и с нами было тоже?

 -Итак, ребята, почему же князь решил не принимать веру евреев? (выслушиваются мнения детей).

Автор. Чтобы узнать о других верах, отправил князь Владимир послов в дальние страны. Побывав в католической церкви, вернулись послы из Рима. Послушаем, что они сказали.

Посол из Рима. Красива католическая церковь и внутри, и снаружи, священники носят богатые одежды, но не понравилось нам то, что поют там на непонятном для верующих языке.

Автор. Вернулись послы и от немцев. Послушаем их речь.

Посол от немцев. Бедна, некрасива их церковь.

Автор. Возвратились послы и от греков. Вот что рассказали.

Посол от греков. В церкви у греков не знаешь, где и находишься: то ли на небе, то ли на земле, потому что на земле не бывает такой красоты… чудесное пение на понятном для каждого верующего языке, и красота внутри церкви вызывает неописуемый восторг! Тот, кто верит в их Бога, хоть умрёт, но потом воскреснет и будет жить вечно.

Автор. Веру греков, веру православную выбрал князь Владимир для своего народа.

-Поясните, ребята, почему?

-Что  произошло дальше, расскажут ребята.( Мини-доклад)

1 уч-ся.  Дружина напомнила Владимиру о том, что бабушка его, Ольга, приняла греческую веру. Стало быть, греческая вера должна быть хорошей, так как бабушка Ольга была умнее всех людей и не переняла бы чего-нибудь плохого.  Послушался Владимир свою дружину, захотел креститься в греческую веру. Но просить греков о том, чтобы его окрестили, не стал: не хотел, чтобы греки потом стали гордиться этим.   Он решил поступить по-хитрому. Пошёл со своим войском в греческую землю и послал сказать греческим царям о том, что хочет жениться на сестре их Анне, а не то будет драться с ними.

2 уч-ся. На это цари ответили, чтобы жениться, ему необходимо принять греческую веру. Этого-то Владимир и добивался. « Пусть же придёт ко мне ваша сестра, а с нею и ваши священники, которые бы окрестили меня» - сказал Владимир. Анна боялась идти к Владимиру, ибо раньше он был сердитым. Но чтобы сделать доброе дело - обратить целый народ к истинной вере, вере Истинного Бога - она решилась стать его женой. Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал больной, почти ничего из-за боли в глазах. Греческие священники быстро его окрестили. В тот же день он стал видеть, совсем скоро поправился. Выздоровев, Владимир сказал: « Теперь я узнал Истинного Бога!» . После крещения князь Владимир женился на греческой царевне Анне, и вместе с ней вернулся в Киев. Он не верил больше в деревянных идолов, и приказал их сжечь, а людей обратить в христианскую веру.

-Как вы считаете, хотели ли киевляне принимать новую веру, если известно, что князь Владимир приказал горожанам: «Кто не будет завтра на реке, богатый или убогий, знатный или раб, тот будет мне враг». (Мнения детей)

-Сделайте вывод, как отнеслись к желанию князя Владимира крестить всю  Русь  жители Новгорода, если известно, что их самих, образно говоря, «крестили мечом  и  огнём» (Мнения детей)

-Но, несмотря на нежелание  и  даже сопротивление народа, русский князь Владимир всё – таки крестил всю Киевскую  Русь. В 988 году князь принял крещение и отдал приказ крестить жителей Киева. После  крещения   Руси  её жители ещё долгое время не забывали своих древних богов  и  продолжали  им  поклонятся. Случалось, что после службы в церкви они шли молиться Перуну. Ещё дольше сохранялась вера в домовых, леших  и  водяных.

-Итак, в каком году князь Владимир крестил Русь?

- После принятия христианства Владимир приказал строить в Киеве церкви, учить боярских детей грамоте, чтобы узнали они Слово Божие, а в дни церковных праздников устраивать для народа пиры. Узнав из Евангелия, что Бог учит помогать бедным, Владимир разрешил всем нуждающимся приходить на княжий двор за едой и деньгами. А для больных и старых, которые не могли прийти к нему на двор, Владимир велел развозить еду на телегах. Люди полюбили Владимира за доброту и ласково называли его князь Красное Солнышко. Православная церковь, за Крещение Руси, причислила князя Владимира к лику святых.

-Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

-988 год стал поворотным годом  в истории нашей страны. Почему? Мы сможем это понять, если подумаем над тем, что дало принятие христианства Руси?

- Ответ на этот вопрос на ваших столах, но прозвучать он сможет, если вы поработаете в паре со своим соседом и восстановите рассыпанные фразы. (на листочках начало фразы (для 1 варианта) и конец фразы для 2 варианта))

Русские люди стали осознавать себя…… единым государством.

Укрепилось …… государство.

Русь перестала быть ….. варварской страной.

На тех местах, где раньше стояли идолы богов…… строились церкви и школы.

Стали появляться церковные книги, ……… распространилась грамотность.

Люди стали …… лучше относиться друг к другу.

 4.Закрепление изученного.

-Итак, наш урок подходит к концу. Давайте обобщим все полученные на  уроке  сведения.

1)Кто крестил  Русь?

2) Какой год считается годом Крещения  Руси?

3)Каковы основные причины принятия христианства на  Руси?

4)Чем привлекла князя Владимира христианская вера?

5)Чему способствовало крещение Руси?

5.Обобщение.

-Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, на имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.

6.Рефлексия. 

- Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы: сегодня на уроке я узнал …; мне было особенно интересно …..

7. Задание на дом.

 Подготовить сообщение на тему: «Крещение Руси».

Заключение.

     Изучив теоретический материал  курса, пройдя тестирование, позанимавшись на тренажерах, ответив на вопросы и написав ВКР, я получила важные и необходимые знания для преподавания курса ОРКСЭ. Данные  знания помогут мне при проведении уроков, внеклассных мероприятий  сформировать у обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крещение Руси, причины, последствия

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Крещение Руси". В презентации найдётся информация по пройденному  материалу: летописи,  яз...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Крещение Руси и его исторические последствия

Цель данной работы – изучить историческое событие X в. – Крещение Руси.Задачи изучения: выяснить основные причины крещения; раскрыть значение и последствия данного исторического события для развития Р...

Историческое крещение Руси в православных летописях

В этом материале вы найдете сведения из летописей, о том, как было принято православие на Руси. узнаете какую роль в принятии православия принял князь Владимир. Все сведения взяты из летописей, истори...

Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Презентация поможет полноценно провести урок музыки в 3 классе ....

Презентация по ОРКСЭ "Крещение Руси"

Презентация к уроку " Крещение Руси"...

Проект развития исторической культуры и исторической памяти "По линии обороны Сталинграда"

В 2023 году в России отмечали 80-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Двести героических дней и ночей обороны Сталинграда сыграли решающую роль в историю...