урок в 4 классе, предмет ОРКСЭ, "Гордость и гордыня"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

задачи: познакомить с понятиями гордость и гордыня; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gordost.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Светская этика.

учебник: М. Т. Студеникин

«Основы светской этики» 4 класс

Тема урока: Гордость и гордыня.

ЗАДАЧИ: Воспитывать порядочность и скромность, развивать способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

ЦЕЛИ: Познакомить с понятиями гордость и гордыня. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  • На доске таблички с различными понятиями.
  • Знакомы ли вам эти понятия? (Вежливость, дружба, честность, искренность, альтруизм.)
  • Что обозначают эти слова? (Дети высказывают свои мнения)
  • Я предлагаю вспомнить ещё некоторые понятия, но работать теперь вы будете группой. Задание   - соединить слово со значением.

  • Над значением, каких слов мы уже работали? (Добро, зло, порядочность, человечность)
  • Проверим, правильно ли вы вспомнили значение этих понятий. (СЛАЙД №1)
  • Какие слова оказались новыми? (Гордость и гордыня)

4. Сообщение темы и целей урока.

  • Назовите тему урока. (Гордость и гордыня) (СЛАЙД №2)

5.  Работа по теме урока.

  • Ребята, напишите на листочках всё, что вы знаете о гордости и гордыни. (Дети пишут)

Фронтальная работа.

  • Ребята, вот что нам хочет сказать автор учебника Михаил Тимофеевич Студеникин о гордости. Прочитаем. (Дети читают текст стр. 70)
  • Сделайте пометки значками: «V»- уже знал, «+» - новое для меня, «-»  думал по-другому, «?»- не понял, есть вопросы.(Значки дети ставят по ходу чтения на полях простым карандашом)
  • Расскажите друг другу, что вы узнали из этого текста.
  • О чём вы думали по-другому.
  • С какими сведениями вы не согласны.
  • Какие у вас возникли вопросы по ходу чтения.
  • Ребята, что же такое гордость?
  • Чем можно гордиться? (Дети высказывают своё мнение) (СЛАЙД №3,№4)
  • Выполним задание в учебнике. (Стр.75-77)
  • Читаем по абзацам.
  • Ваши впечатления от прочитанного.
  • О чём говорится в тексте?
  • Что вы узнали о М. И. Кутузове? (СЛАЙД №5)
  • Чем мы ещё можем гордиться? (Победой в 1812 году, русским народом)
  • Ваши товарищи подготовили сообщение о наших знаменитых земляках, послушаем эти сообщения (Сообщения о графе Чернышеве А.И., Сафонове Ф.Г., Фуфурине Н.А.)
  • Что же такое ГОРДОСТЬ?

ГОРДОСТЬ - чувство удовлетворения от чего-либо, сознания успехов в чём-либо.    

Физминутка

6. Продолжение работы

  • Ребята, а чем вы можете гордиться в вашей повседневной жизни?(Своими успехами в учёбе, трудолюбием)

ГОРДОСТЬ - чувство собственного достоинства, самоуважение.(СЛАЙД №7)

7.Чтение рассказа

  • Ребята, я очень люблю рассказы В. Осеевой. Послушайте произведение В. Осеевой «Сыновья»  (СЛАЙД №8)
  • Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой: 

  • Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. 
  • А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. 
  • Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. 
  • Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. 

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

  • Ну что? Каковы наши сыновья?
  • А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

  • Какие чувства испытывали женщины, когда рассказывали о своих сыновьях?                                                      
  • Изменились ли они после слов старика?
  • Что значит быть хорошим сыном?
  • Кем по вашему можно по настоящему гордиться? (Кто доказал свою способность делать добрые дела и совершать хорошие поступки)

Вывод: Гордость надо заслужить.

8. Продолжение работы.

  • Предлагаю посмотреть мультфильм и потом обсудить его.
  • Что произошло с богатырём? (Он слишком загордился, им обуяла гордыня)
  • К чему привела гордыня богатыря? (К разрушению города и гибели людей)
  • Что оказалось созидательной силой? (Любовь, добро)
  • Какие слова вам запомнились?
  • А есть ли опасность для вас заболеть гордыней?

9. Работа с учебником

  • Давайте узнаем, как же считает автор учебника. Прочитайте. Стр. 71. (Дети читают, ставят значки на полях простым карандашом)
  • Что вам показалось знакомым?
  • Какую новую информацию вы нашли в тексте?
  • С какими сведениями вы не согласны?
  • Это тоже гордость? (Зазнайство, гордыня)
  • Что такое гордыня?

Ребята, ГОРДЫНЯ – это гордость вне всякой меры, ставшая слишком преувеличенной.   (СЛАЙД №9)

У гордыни есть другие имена.

Тщеславие - важничанье, считает себя лучше других, переоценивает себя и не видит достоинства других.

Заносчивость - это высокомерие.

Самодовольство - полный довольства, любование самим собой.

10. Притча

Сошлись однажды Гордость и Гордыня…
Гордыня, осмотревшись, свысока
Сказала жестко: «Гордость! Я отныне
Хозяйка на Земле. А ты пока уйди с дороги.


Не снизойдя до «низшего» сословья
Гордыня видела одну себя,
И, оставляя за собой злословье,
Растила свое собственное «я».

И ничего вокруг не замечала.
Куда уж ей, «великой», до забот?
Мольбы и просьбы ловко отклоняла:
Мол, и своих проблем невпроворот.

А где же Гордость? Что же с нею стало? 
Куда девалась скромница сия?
Посмотрим, что к ее рукам пристало,
Иль жизнь свою она сжигает зря?

С гордынею расставшись, незаметно
Пошла туда, где нет высоких слов.
Жила как все и не гнушалась бедных, 
Не попирала нравственных основ.

Она по крохам в души возвращала
Слова любви, терпение храня,
В себе и гнев, и ревность побеждала, 
И укрощала собственное «я».

Не плакала и милость не просила,
С достоинством лишения терпя.
По совести жила и не судила,
Не вознося на пьедестал себя.

...Вот жизнь опять свела двоих на тропке…
Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,
Но не одна – в плену мечтаний топких, 
И так высокомерно говорит:

«Я вижу, Гордость, ты не преуспела!
Немного заработала ты льгот!
Вот я, ты видишь, стала, кем хотела!
Живу теперь в богатстве, без забот!

Но Гордость ей без страха отвечала:
«Да, я тружусь, и в этом мой успех.
Несу Любовь – она всему начало.

Я – честь, а ты – всего лишь смертный грех».

   11 . Ну вот мы с вами и выяснили, что такое гордость и гордыня.

Стадия «Рефлексия»    

  • Вернёмся к 1 заданию.
  • Все ли правильно соединили слово со значением.
  • Что такое гордость?
  • А гордыня?

12. Итог урока.

  • Сейчас, на основе того, о чём мы с вами сегодня говорили, я попрошу вас написать на лепестках, лежащих у вас на парте, пожелания своим друзьям, близким, а может быть себе или мне.
  • СПАСИБО ЗА УРОК!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики«Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.» , учебник М.И.Моро, 1 класс, 1 часть

Конспект урока  математики в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространс...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Гордость и гордыня", программа М.Т.Студеникина

Данная презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по программе М.Т.Студенкина "Гордость и гордыня"...

Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Конспект урока 1 класс Русский язык. УМК "Школа России".

Критериальное оценивание на уроках русского языка.Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Тема: "Слова, названия предметов ,признаков предметов, действий предметов"....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Гордость и гордыня»(4 класс) УМК "Начальная инновационная школа"

Цель урока: формирование представлений о значении понятий гордость и гордыня, их различии, значимости понятий в жизни, в истории России.Задачи урокаДидактические:Иметь представление о понятиях: гордос...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ, "Гордость и гордыня",2 класс

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:Задачи урока:...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Гордость и гордыня" (4 класс)

Цель урока: формирование у младшего школьника мотиваций для понимания значения понятий гордость и гордыняЗадачи урокаДидактические:иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, чело...

Презентация по ОРКСЭ в классе по теме "Гордость и гордыня"

Презентация по ОРКСЭ в  классе по теме "Гордость и гордыня"...