Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Жить во благо себе и другим.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_11.docx46.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Жить во благо себе и другим.

    Цель: создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения.

    Задачи:

    •образовательная: формировать у детей понятия о простых нравственных истинах, о влиянии слов, эмоций и поступков на жизнь окружающих;

    развивающая: развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

    •воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    - Здравствуйте, ребята!

    - Я рада вас видеть! А какое у вас возникает настроение, когда вы видите солнышко

    - Солнце - это символ добра, света, радости. Давайте, возьмемся за руки, почувствуем тепло ваших ладошек и поприветствуем с улыбкой друг друга кивком головы.

    II. Введение в тему.

    - Ребята, как вы думаете, а обычные люди, такие как мы с вами, могут творить чудеса?

    - Наш урок  даст ответ на этот вопрос.

    - Вы готовы? Тогда отправляемся в плавание по необыкновенному морю.

    - А море –это человеческая жизнь, в которой бывают и бури, и спокойствие. Вот на горизонте появляются корабли –это люди в житейском море. А морские волны, раскачивающие корабль, – это эмоции и качества человека

    - Посмотрите, какого цвета паруса?

    - Как вы думаете, какое настроение у этого человека?

    - Но вот показался корабль с чёрными парусами. Какой человек управляет этим кораблём?

    - Вам знакомы такие эмоции?

    - Как вы думаете, легко такому кораблю, т.е. человеку плыть по жизни?

    - Приятно ли общаться с таким человеком?

    - Обратите внимание на цвет парусов, вот и душа у человека чернеет от таких чувств. А давайте очистим душу этого человека от негативных, отрицательных качеств и подберём противоположные по смыслу слова:

    Злость - доброта.

    Гнев  радость.

    Ненависть  сочувствие.

    Жестокость – милосердие.

     (Паруса становятся белыми)

    - А с таким человеком вам захочется дружить?

    - Вот и свершилось маленькое чудо – вы сделали радостным и светлым чей-то жизненный путь. Но настоящее большое чудо ещё впереди!

    - Сейчас мы очень быстро подобрали противоположные качества, так сказать сменили гнев на милость, а в реальной жизни это легко сделать?

    - Поэтому мы должны жить так, чтобы было хорошо и радостно и нам и окружающим нас людям.

    - Это и есть тема нашего занятия - живи себе и другим во благо. А как вы понимаете слово «благо»?

    III. Знакомство с понятием доброжелательная и недоброжелательная критика.

    1. Вопрос-ответ.

    - Каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания.

    - Вам нравится, когда вас хвалят?

    - А как вы отреагируете, если вам по-доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету?

    - Можно сказать, что такой доброжелательный совет придётся во благо человека?

    - А какие высказывания могут ранить, обидеть человека?

    - Такие недоброжелательные слова называют осуждением. Можно их назвать благом для человека?

    2. Работа в группах.

    - Давайте разберём на конкретных ситуациях – где доброжелательная критика и совет, а где обидное осуждение?

    Каждая группа знакомится с ситуацией и делает вывод, обосновывая его.

    1 группа.

       Вера читает наизусть стихотворение.  После прочтения учительница говорит девочке: « Первое четверостишие прочитала монотонно, не выразительно. Во втором четверостишии был нарушен порядок слов, а вот последнее четверостишии прозвучало с нужной интонацией, с соблюдением пауз и логических ударений.»  (Это критика, т.к. после критических замечаний, девочка прочитает это стихотворение выразительно, без ошибок.)

    2 группа.

        У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников:

    - Фу, смотри какое у него кривое дерево!

    - Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха!  (Это осуждение, т.к. недоброжелательно и скрытно  высмеивают недостатки в чужих работах, может быть даже несправедливо.)

    3 группа.

        Мама попросила Гришу пропылесосить в комнате. Мальчик сделал это наспех, считая неинтересным занятием. Мама, увидев результат его работы, сказала: «При такой уборке твоя комната скоро превратится в горы мусора!» Грише стало стыдно. (Критикуя сына, мама хотела, чтобы ему стало стыдно, и он в следующий раз тщательнее убирался. Так мальчик станет аккуратным.)

    4 группа.

         Бабушка заболела и попросила Лизу принести ей малиновое варенье. Девочка заигралась с подружками и забыла про бабушкину просьбу. Пришлось бабушке самой идти за вареньем к Лизиной маме. Вернувшись домой, Лиза встретилась с бабушкой. Бабушка, горестно вздыхая, ей сказала: «Когда ты болела, мы с твоей мамой заботились о тебе, а ты даже не вспомнила о моей просьбе.» Лиза покраснела от услышанных слов.

    (Это критика во благо, ведь Лиза оказалась забывчивой, нечуткой, может даже равнодушной девочкой, а слова бабушки пробудили в ней сочувствие и раскаяние за нанесённую обиду.)

    5 группа.

         В классе было принято на свой день приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света, откусив кусочек, поморщились и сказали « Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!» (Хотя ребята сказали прямо в лицо Жене, но сделали это нетактично, грубо. Это осуждение. Оно пользу не принесёт, а лишь глубоко ранит, обидит Женю, ведь он не может изменить ситуацию.)

    IV. Работа с пословицами.

    - Молодцы ребята! Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы.

    Я буду произносить начало, а вы – продолжение пословицы.

    - Слово не воробей,…(вылетит - не поймаешь)

    - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном.)

    - Семь раз отмерь,…(один отрежь)

    - О чём она говорит? (Прежде чем сделать, высказаться подумай хорошенько, взвесь свои слова.)

    - Как аукнется, …(так и откликнется)

    - Как другими словами можно сказать? (Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе.)

    - Дети, но если уж так получилось, что вы кого-то обидели, ранили острым словом, то какими словами можно загладить свою вину? (Прости , извини, прошу прощения, я виноват и т.д.)

    - Молодцы, но обращаю ваше внимание, что часто можно услышать «извиняюсь» - так нельзя говорить. Суффикс –сь показывает , что вы извиняете сами себя, а ведь вы просите извинения у другого человека.

    - С давних времён и по сей день на Руси существовала традиция в последний день Масленицы просить прощения друг у друга - так называемое прощёное воскресенье. В вашей семье есть такая традиция?0

    - Замечательно! А сейчас наступает время настоящего волшебства.

    V. Практическое задание.

    - Слышали ли вы выражение «голубь мира»?

    - Это выражение получило известность после 2-ой Мировой войны в 1949 году и является символом мира, мирных намерений. Художник Пабло Пикассо нарисовал голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.

    L84

    - А что напоминает вам этот голубок?

    - Верно, чтобы помириться, иногда достаточно пожать друг другу руки. И вы в свободное время можете самостоятельно сделать таких голубков. Но сейчас я вам предлагаю достать из конвертов заготовленных заранее мною  голубков и подарить тому человеку, кого когда-то обидели грубым словом или недобрым поступком.

    - Кто затрудняется, не может вспомнить, я подскажу: чаще всего мы обижаем того с кем делим одну парту, с кем дружим, порою сами не замечаем того, как невзначай, не задумываясь, мимоходом больно раним словом или делом.

    - А может, кому-то есть в чём повиниться перед классным руководителем.

    - Кто не отдал своего голубка, посчитав, что не причинил никому зла?

    - Я вам открою тайну - больнее всего страдает от вашего грубого слова… Мама! Вы постарайтесь сегодня, придя домой, обнять её и попросить прощения. Договорились?!

    - Скажите, стали ли вы чуточку радостнее и счастливее от того, что принесли извинения обиженному вами человеку?

    - А как вы думаете, у того, кому вы вручили голубка, стало теплее на душе?

    - Вот и произошло настоящее чудо!

    VI. Подведение итогов.

    - Получается вы сами ответили на вопрос, поставленный в начале занятия. Научиться быть добрым не трудно, просто надо делать добро не один раз в год и не когда вам вдруг захочется, а ежедневно проявлять заботу,  доброту и сочувствие! От всей души вам этого желаю! Спасибо за занятие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час на тему: "Твори добро другим во благо..."

    Классный час на тему: "Твори добро другим во благо..." был проведён в 4 классе. Цель данного мероприятия: закрепить понятия "добро" и "зло"; формировать умения различать их; показать учащимся необходи...

    Урок "Я уважаю себя и других"

    "Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали"- главная мысль всего урока...

    "100 книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и других."

    Список книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и других"....

    Живи во благо себе и другим

    Конспект урока по ОРКСЭ...

    помоги себе и другим.Памятка№1

    безопасность в чрезвычайных ситуациях...

    памятка№2.помоги себе и другим.Безопасность в чрезвычайных ситуациях

    памятка№2.Помоги себе сам.Безопасность в чрезвычайных ситуациях...

    Памятка №3 Помоги себе и другим

    Памятка №3.помоги себе и другим...