Технологическая карта урока ОРКСЭ УМК «Основы светской этики», 4 класс. Тема: «Жить во благо себе и другим»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Болгар Екатерина Александровна

Цель урока:  формирование у обучающихся представлений о милосердии.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с понятиями: «благо», «нравственное поведение», «справедливость», «тактичность»;

2) проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

научатся:

1)понимать нравственное содержание прочитанного;

2) отвечать на вопросы по содержанию.

Развивающие:

1) развивать познавательные интересы, внимание;

2)способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

 

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения;

2)  воспитывать навыки сотрудничества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 14.02.2023

Школа: Многопрофильный лицей № 95

Класс: 4-10

Урок: 5

Время: 11:50- 12:30

Кабинет: 204

Студент: Дьяченко Екатерина

Группа: 31

Учитель: Маркина Елена Ивановна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Жить во благо себе и другим »

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:  формирование у обучающихся представлений о милосердии.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)познакомить обучающихся с понятиями: «благо», «нравственное поведение», «справедливость», «тактичность»;

2) проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

научатся:

1)понимать нравственное содержание прочитанного;

2) отвечать на вопросы по содержанию.

Развивающие:

1) развивать познавательные интересы, внимание;

2)способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения;

2)  воспитывать навыки сотрудничества.

УМК: «Основы светской этики» А.И. Шемшурина «Основы религиозных культур и и светской этики»

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф.р.

Словесный: беседа

  1.  Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я.

  1.  Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- Повернитесь к соседу по парте и пожелайте хорошей работы.

- Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
  2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное

сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и

сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

Практический: работа впарах

Ф.р.

1. Организует повторение того, что знают  дети.

- Напомните, какой раздел мы с вами изучаем? Как он называется? Если забыли, то давайте обратимся к учебнику на странице 159. (слайд 2)

- Назовите мне золотое правило жизни. (слайд 3)

- Давайте вспомним, что такое милосердие? (слайд 4)

- В чём различие: проявить милосердие и подать милостыню?

 В чем проявляется милосердие?

- Вы считаете себя милосердным?

2. Работа в парах.

- На слайде представлены два столбика. В левом начало пословиц, в правом конец.

- Соотнесите эти два столбика так. Чтобы получились пословицы. (слайд 5-6)

 - Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.

       

3. Проверка домашнего задания.

- Вашим домашним заданием было привести примеры сказок, в которых герои проявляют милосердие, записать в тетрадь.

1.Отвечают на вопросы учителя.

- Простые нравственные истины.

- Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

- Не обижающая человека помощь, внимание к его положению и искренне стремление решить возникшую проблему.

- Милостыня

добровольная раздача (пожертвование) своих денег, помощь нуждающимся. В этом и различие.

2. Выполняют задание.

- Милосердие украшает сильного.

Против милосердия и меч бессилен. 

Милосердие никогда не бывает ошибкой.

3. Зачитывают домашнее задание.

М: научатся адекватно оценивать

правильность или ошибочность

выполнения

учебной задачи, еѐ объективную

трудность и собственные

возможности еѐ решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать факты и явления.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4 – 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.р.

Словесный: беседа, рассказ

Наглядный

1. Подведение к формулировке темы и целей урока

- Прочитайте слова, изображенные на слайде, и распределите их по группам.

- По какому принципу распределите? (слайд 7-8)

 - 1) Бескорыстие Любовь Аккуратность Гуманность Отзывчивость

2) Злость Гнев Ненависть

Из первых букв первой группы составьте слово. Это ключевое слово темы нашего урока. Подберите синонимы.

- Сформулируйте тему урока. (слайд 9)

-Поставьте цели на урок при помощи слов-помощников на слайде. (слайд 10)

 На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

-У нас получился своеобразный  план урока. (слайд 11)

1. Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем

- Положительные и отрицательные качества и чувства человека

- Благо

- Польза, добро.

Тема: «Жить во благо

себе и другим»

Цели: узнать, что такое благо; учиться поведению лучшему для вас и полезному для окружающих.

План:

-Что такое  благо?

-Как нужно относиться к окружающим?

- Узнать в чём взаимосвязь блага с жизнью людей? 

П: научатся

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

М: научатся

составлять план и последовательность действий

Л: организовывать учебное

сотрудничество и       совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

взаимодействовать  и находить общие способы работы

Презентация, учебник

"Открытие" детьми нового знания

(7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа,

учебный диалог

1.Объясняет материал. 

-Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос «Что такое благо».

 Где можем найти определение? Где еще?

-Обратимся к словарям:  экспертами будут …..

(задача – найти определение понятия благо)

- Пока наши эксперты работают, попробуем разобраться самостоятельно.

 Ведь слово говорит само за себя. Как вы его понимаете?

 - Любое слово, как магнит притягивает к себе другие слова. Какие слова «притянет» к себе слово «благо»?

- Мы дали своеобразное определение данному понятию.

- Очень важно соотносить свои желания и потребности с тем, чтобы их осуществление не причинило никому вреда и неудобства.

- Скажите, какое отношение к себе вызывает человек, который не соблюдает этой нормы?

- Что вы предпочтете в своем взаимодействии с таким человеком: осудите его поведение и не будете иметь с ним никаких отношений или попытаетесь убедить его в неправильности поступков и доброжелательно решить проблему?

-Вы правы, в чём же различие этих позиций?

- Давайте прочтем на стр. 95 со слов «Искренность…».

-Попытайтесь понять, что входит в понятие благо «доброжелательность» или «недоброжелательность»

-Есть другие мнения?

- Давайте обратимся к нашим экспертам, что же они нашли в своих словарях, говорится ли там что-то про доброжелательность? (слайд 12)

1. Слушают учителя.

2. Следуют плану выполнения задания.

В словарях, справочниках, Интернете.

2 чел работают со словарями

С.И. Ожегов:

«Благо – это добро, доброжелательность, благополучие"

В. Даль:

«Благо – это добро, всё доброе, полезное, служащее к нашему счастью».

- Осуждение, раздражение

- Доброжелательно решим проблему

учебник:

«Искренность и доброжелательность помогают нам услышать друг друга, а осуждение и недоброжелательность приносит вред каждому»

- Доброжелательность

- нет

П: формирование представления о понятиях «молитва»,

«песнопение»,

«миссионер»

 Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение

базовыми предметными и

межпредметными понятиями, отражающими

существенные

связи и отношения между объектами и процессами

П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный

Диалог

 1. Работа с учебником

- Благо – это и есть нравственное поведение людей.

- Считаете ли вы важным достижение справедливости в разрешении возникшего конфликта?

- Самое главное правило в отстаивании своей правоты не должно переходить в оскорбление другого человека. Как вы считаете, что предполагает справедливость? (слайд 13)

- И еще одно главное правило в конфликте быть тактичным. Как вы понимаете определение понятия «тактичность»? (слайд 14)

- Прочитаем 1и 2 абзац с. 96.

2. Организует аналитическую работу.

- Видеофрагмент из ералаша «компот». (слайд 15)

- Справедливо ли вели себя мальчики?

- Как бы следовало поступить по-другому?

- Как бы поступили вы?

- Как нужно относиться друг к другу?

 - Какой можно сделать вывод из наших размышлений? Давайте прочитаем его на стр 97, 2 абзац последнее предложение.

3. Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент).

- Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед, чтоб образовалась колонна.

- Ответы детей.

- Не оскорблять и не критиковать людей попросту.

- Умение вести себя в соответствии с нормами поведения.

Просматривают видеофрагмент.

1. Отвечают на вопросы.

2. Делают вывод.

М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические

рассуждении, умозаключения

Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа Практический:

выполнение теста

 -Сейчас  вы  поработаете  самостоятельно. (слайд 16)

У вас на партах лежат карточки.   Положите их перед собой.

- Соотнесите поговорки и пословицы с понятиями.

Понятия: доброжелательность, справедливость, тактичность.

Поговорки, пословицы: доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ; правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото; такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца.

- Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. (слайд 17)

- Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. (слайд 18)

1. Выполняют самостоятельную работу.

2.Организуют взаимопроверку.

- Доброжелательность (доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ). Справедливость (правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото). Тактичность (такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца).

П: перерабатывать полученную информацию:

делать выводы на основе полученных знаний. М:

адекватно оценивать правильность или ошибочность

выполнения учебной задачи

Презентация,  раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф.р.

Словесный: беседа

  1.  Обобщает материал урока.

 - Давайте обратимся к изречениям мыслителей на стр. 97. Прочтем только первое. Объясните, как вы понимаете смысл этих слов. Согласны ли  вы с ними?

- Что такое благо, по-вашему, понимаю?

- Как нужно относиться к другим людям?

2. Задаёт домашнее задание

- Стр. 98 написать маленькое сочинение на тему «К какому благу я стремлюсь в своей жизни».  

1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

Записывают домашнее задание.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи

Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р. Словесный

: беседа

1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Давайте вспомним тему нашего урока. (слайд 19)

- Какие цели мы ставили? (слайд 20)

- Достигли ли мы их?

-Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас лично?

2.Проводит работу по самооценке.

- Продолжите фразу:

Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было сложно…

- Я желаю вам всем жить среди добрых людей и быть благородным. Спасибо за урок!

1. Анализируют урок с точки зрения

достижения

- Относиться к людям так, как хотите, чтобы относились к вам.

поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

- Я узнал…

- Мне было интересно…

- Мне было сложно…

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи

П: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Обычаи и обряды"

Презентация содержит фотографии и краткое описание известных обычаев и обрядов русского народа....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур". Тема урока "Семья".

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. Тема урока "Семья". По программе "Школа России"....

Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Библия" (Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4 класс, 1 часть О. Ю. Васильева)

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о Священной книге христиан - Библии. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить учащ...