Методический семинар по ОПК
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Радченко Светлана Алексеевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx23.34 КБ
Файл moy_opyt_raboty.pptx487.46 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Не в три девятом где-то царстве, а здесь, в Российском государстве ежедневно мы слышим и говорим о Православии. Кто-то знаком с этим вопросом глубоко, кто-то поверхностно, а кто-то, погружаясь в суету буден, в бесконечное множество проблем, просто не замечает. И лишь дети, могут погрузиться в этот мир без суеты, но с пониманием. А для этого им нужен человек, который откроет дверь в мир Православия, в мир духовности. К счастью, в наших школах введён предмет Основы православной культуры. Все желающие могут изучать этот предмет. И до сих пор я учусь сама - даю знания –действую –получаю результат. С приходом Православия на Русь стало развиваться просвещение, искусство, культура. И свой опыт я хочу представить в виде образов -  это, аз, буки, веди, глаголь, добро, есть.

Слайд 2         Итак, аз – это я.

Я, Радченко Светлана Алексеевна, учитель музыки и искусства в 1-9 классах, основ религиозной культуры и светской этики модуль основы православной культуры в 4 классах, факультативного курса основ православной культур в своем  8 «А» классе.  

В моём роду из поколения в поколение  чтят и передают православные традиции. Поэтому ведение  курса ОРКСЭ модуля ОПК очень близко мне.

Учебный год – это православная азбука. Каждый урок – буква. Буква – знание -   действие. Тем более, что такие предметы, как музыка и искусство очень тесно перекликаются с ОПК, имеют множество точек соприкосновения. Красной нитью через все преподаваемые мной предметы, проходит тема духовности человека.

Цель работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры.

Слайд 3         Задачи: 

  • Создание условий для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных форм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.
  • Воспитание чувства любви к Родине, уважения к традициям, культуре народа.
  • Знакомить со святынями православной культуры России и Кубани.

Практика показывает, что с первых  уроков дети с пониманием, и интересом относятся к  предмету. Кроме того, выяснилось, что некоторые  посещают воскресную школу,  тема курса для них не нова и вызывает интерес. И именно эти дети являются «поддержкой и опорой» для меня.

Слайд 4         Следующая буквица – буки – это буквы, а буквы – это знания. Уроки Основ религиозной культуры и светской этики модуль Основы православной культуры строятся на основе   программы А.В.Кураева.

«Дорогу осилит идущий» - это наш девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению. Другого подхода у этого предмета просто нет.

Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать - ключевые ценности в моём подходе к обучению.

Учитывая, что курс ОПК – новый для всех нас,  я пошла по пути создания своего методического банка. В который вошли: разработки уроков, презентации изучаемых тем, детская библиотечка «Моя православная библиотека», диагностические карты по отслеживанию результативности применяемых форм работы, опыт учителей ОПК края и России, наборы по изготовлению поделок к православным праздникам.

Слайд 5         Но главной моей находкой стала «Моя православная библиотека». Учитывая возрастные особенности младших школьников, когда на уроке дети должны прочитать, увидеть, рассмотреть, потрогать, пропустить через себя изучаемый материал,  у детей возникает желание проявить себя творчески, почувствовать свою активность и причастие  не только на уроках, но и в проектной работе. Так возникла идея составить мини библиотеку, основанную на детских проектах.

Слайд 6         Это такие проекты, как  «Добротолюбие и доброделание», «Православные храмы Кубани», «Святые земли русской».

Слайд 7         Буквица В- веди-  ведаем. Мои формы и методы работы.

Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие.

Применяю различные методы занятий:

Слайд 8         На некоторых из этих методов я хочу остановиться.

 Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение. Одни из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.

 Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент  я делаю на формирование нравственных и духовных качеств личности. На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми.      

Слайд9 _        Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности  отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Вербочки», « Пасхальное яичко».  

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Безоценочная система позволяет детям  не опасаясь получить плохую отметку  высказывать свое мнение, задавать вопросы, заниматься творчеством. Чтобы выяснить эффективность моих занятий, провожу постоянную диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше. В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды. Самый яркий и важный момент урока, на котором каждый учащийся может подвести итог своей работы, работы со своей душой, это рефлексия. Учащиеся смело, не задумываясь об отметке, сами отвечают на вопросы «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», « Что говорит моё сердечко?».

Слайд 10        Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:  

  • Напиши мини-сочинение
  • Составь вопросы по изучаемой теме
  • Составь кроссворд
  • Сочини конец истории
  • Подготовь сообщение
  • Сделай поделку
  • Нарисуй рисунок

       Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с проектором, с электронными пособиями. Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет. Возможности кабинета позволяют мне использовать не только готовые материалы, но и создавать учебные  презентации, фильмы и дидактические материалы. Мною разработаны презентации к каждому уроку, подобрана большая коллекция православных мультфильмов по различным темам, визуализированы притчи.

Слайд 11         Буквица - Глаголь, говорить.

Наши дела говорят сами о себе. ОПК в школе  - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая. О нашей интересной жизни мы можем говорить и на других уроках.

ОПК – это жизнь насыщенная, так как я являюсь учителем музыки, искусства, у меня есть уникальная  возможность интегрировать православие с этими учебными предметами.

ОПК – это жизнь интересная и активная. Мои ученики постоянно участвуют в районных и краевых конкурсах: Рождество Христово, Масленица,  ежегодно участвуют в олимпиадах по ОПК различных уровней. Среди них есть и победители, и призеры, и участники.

                   Слайд 12                  Д – добро. Это наши добрые дела. Воспитанию души, состраданию, уважению к старшим способствует  шефство над ветеранами войны, которым ребята оказывают помощь  и участие в школьных акциях «Цветик-семицветик». Учащиеся моего класса стали активными участниками в акции для создания мемориала Книги Памяти. Они активно принимали участие в школьных ярмарках, распространении реклам, а собранные средства внесли на строительство мемориала.

Дети и родители принимают активное участие  в оказании гуманитарной помощи нуждающимся, подтопленцам.

Слайд 13        Большую помощь в моей работе оказывают родители моего класса. Ни один урок, мероприятие не обходится без их участия. В некоторых вопросах они являются инициаторами и двигателями. Я убеждена, что такое участие родителей в школьной жизни своих детей, воспитании духовности и нравственности уже даёт положительный результат.

Убеждена, что родительский лекторий кинолектории для родителей и детей сыграли свою положительную роль, объединив родителей и детей в наших делах.

К новому предмету в Российской школе – опк, относятся неоднозначно. Много споров. Что? Как? Почему? Спорить можно много, но результат налицо. Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Слайд 14        Участие в эксперименте по изучению курса ОПК, невозможно без самообразования. Систематически посещаю курсы повышения квалификации для учителей ОРКСЭ. Посещаю форумы, заседания методического объединения учителей ОПК.

Я приняла участие в конкурсе уроков по ОПК по теме «Россия – наша Родина». Собственный материал публикую на своем сайте.

 Слайд 15        Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так  и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.

Слайд 16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методический семинар» Радченко С.А. МБОУ СОШ № 13 г. Приморско-Ахтарск 2016 г.

Слайд 2

АЗЪ Учебный год – это православная азбука. Каждый урок – буква. Буква – знание - действие. Цель работы : формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры.

Слайд 3

Задачи: Создание условий для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных форм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем. Воспитание чувства любви к Родине, уважения к традициям, культуре народа. Знакомить со святынями православной культуры России и Кубани.

Слайд 4

БУКИ это буквы , а буквы – это знания Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать - ключевые ценности в моём подходе к обучению.

Слайд 5

С оздания своего методического банка разработки уроков , презентации изучаемых тем , детская библиотечка «Моя православная библиотека », диагностические карты по отслеживанию результативности применяемых форм работы, опыт учителей ОПК края и России , наборы по изготовлению поделок к православным праздникам, в идеоматериалы и аудиоматериалы.

Слайд 6

«Моя православная библиотека » Проекты: « Добротолюбие и доброделание », « Православные храмы Кубани », « Святые земли русской».

Слайд 7

ВЕДИ Ведаем Мои формы и методы работы У роки в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Каждый урок - нетрадиционный, каждый урок – открытие. Применение различных методов занятий

Слайд 8

Н равоучительное чтение «Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Преподобный Серафим Саровский

Слайд 9

Метод проекта «Святые покровители», «Рождество в моей семье», « Вербочки », « Пасхальное яичко». Р ефлексия Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?, Что говорит моё сердечко?.

Слайд 10

Т ворческие домашние задания Напиши мини-сочинение Составь вопросы по изучаемой теме Составь кроссворд Сочини конец истории Подготовь сообщение Сделай поделку Нарисуй рисунок

Слайд 11

ГЛАГОЛЬ Наши дела говорят сами о себе ОПК – это жизнь насыщенная. Интеграция православия с Музыкой, Искусством. ОПК – это жизнь интересная и активная. Участие в районных и краевых конкурсах: Рождество Христово, Масленица. Е жегодно участвуют в олимпиадах по ОПК различных уровней.

Слайд 12

ДОБРО Это наши добрые дела Ше фство над ветеранами войны, Акции « Цветик-семицветик », Акция «Книги Памяти», О казании гуманитарной помощи нуждающимся, подтопленцам .

Слайд 13

Работа с родителями Лектории Кинолектории Совместные мероприятия

Слайд 14

Самообразование Курсы повышения квалификации Благовещенские чтения, форумы Заседания районного методического объединения учителей ОПК Конкурсы

Слайд 15

ЕСТЬ Это значит, ДОБРО ЕСТЬ!

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...