Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся
материал по орксэ

Обухова Галина Петровна

Из опыта работы ведения курса уроков ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_urokov_orkse.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся

          Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

          В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России записано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.»  

      Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

      Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополненяют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия. Нравственные качества человека современного общества должны закладываться уже сегодня, на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

           В возрасте 10 лет ребёнок становится наиболее подверженным  потокам информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как преподаватель Основы религиозной культуры и светской этики, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.

            Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. При заполнении заявлений на изучение одного из модулей курса выбор уже не был столь однозначным, что родители обучающихся 100% изъявили желание, чтобы их ребенок изучал модуль «Основы православной культуры». Родительские собрания, книги для родителей, беседы с учителями, преподающими данный курс, развеяли сомнения. Я постоянно приглашала родителей на свои уроки, проводила консультации. Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются их дети, задавали множество вопросов – значит им самим было интересно. Многие родители приходили и делились своими впечатлениями о прочитанном к урокам. После каждого урока многие дети делятся дома информацией, сразу готовят учебники. Родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты домашнее задание, рисуют, читают книги.

      Модули представленные в Гимназии № 1799 «Экополис».  

На уроках светской этики учащиеся работали над проектами «Мой лучший друг», «Род и семья. Семейные традиции», «Правила этикета»

На уроках ОПК

  • проект «Житие святых»
  • экскурсии: храм Илии пророка, посещение Свято-Андронниковского монастыря.
  • посещение  выставки детских работ в здании исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове, организованной  в рамках Рождественского фестиваля «Свет Христов», участие в Рождественском и Пасхальном фестивалях "Свет Христов" (храм Илии Пророка)
  • учащиеся 4-х классов были участниками открытого урока, который проводил Кандидат богословия и культурологии, член союза писателей Москвы, преподаватель авторского курса, автор и редактор телеканала "Радость моя" диакон Илия Кокин  на примере мультимедийного учебного пособия "Жизнь и учение Господа Иисуса Христа"
  • участие в  конкурсе  чтецов духовной поэзии и прозы, проводимом в рамках празднования Дня православной книги и года литературы,  посвященном 1000-летию преставления  святого равноапостольного князя Владимира -Крестителя Руси
  • участие в общероссийской олимпиаде школьников по ОПК  
  • Родители учащихся  посещают семинары  по "Основам православной культуры", которые проводятся Илиинским приходом.

         Хочется отметить, что уроки проходят интересно, проводятся с использованием презентаций и с применением разнообразных форм работы: парной, групповой.

          Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности,  различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения. Вместе с этим, использую различные игровые методики.

         Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физкультминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где находят необходимые песни, репродукции мультфильмы. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работаю с диском к учебнику, составляем презентации с новыми терминами. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.

              Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Например, на 6 уроке «Проповедь Христа» некоторых ребят возмутила заповедь «…кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…». Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться.

         Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку. Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается.  

           Заключительный урок мы решили провести в форме конференции, на которой ребята, изучающие разные модули смогли бы обменяться знаниями, полученными на уроках. Итоговые уроки мы запланировали провести с приглашением родителей. Обучающиеся представили презентации групповых творческих работ по ранее изученным материалам на разные темы: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много», «Традиции счастливой семьи?», «Дорогой сердцу уголок», «Город будущего»

          В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые я использовала, выступают следующие методы:

          Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых. Замечено, что отношения между детьми в классе стали более ровные, доброжелательнее, ответственнее, доброжелательнее.

         Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

         В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

           В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;

                В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

О перспективах модуля.

              Первичное наблюдение за детьми, есть ли изменения в их внутреннем мире?

             Трудно говорить о том, какие изменения у ребёнка произошли во внутреннем мире за полгода, но то, что ребята начинают соотносить свои поступки с заповедями, что всё чаще слышишь в замечаниях друг другу: «А совесть твоя где, спит?», вселяет надежду, что уроки не прошли даром.

             Уроки ОРКСЭ нужны и важны. И нужны они именно в рамках обязательного образования.

            И мы считаем, что преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ позволит подготовиться к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.  

           Таким образом, уроки ОРКСЭ помогает формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.

         Будем помнить замечательные слова В.А.Жуковского и А.В.Суворова — слова, актуальные во все времена:

«Образование — это воспитание для доброделания.»

Торопитесь делать добро!

           Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов. 

          Я желаю всем успехов в изучении нового курса ОРКСЭ и надеюсь, что данный курс после успешного проведения апробации останется в школьной программе.

        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся (статья из опыта работы)

"Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (статья из опыта работы по ведению курса " Основы православной культуры")...

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности обучающихся

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недоста...

Презентация учителя начальных классов "Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (2 часть)

В данной презентации рассказывается о проблеме воспитания детей в современном мире и как её решить при помощи  введённого в школьную программу курса ОРКСЭ в 4 классе.  Приведены примерн...

Роль уроков ОРКСЭ в формировании нравственности учащихся

В представленном материале описан опыт по преподаванию учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", проведен анализ работы по формированию духовной нравственности учащихся...

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей учащихся"

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей   учащихся"...

Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности

В возрасте 10 лет ребёнок становится наиболее подверженным  потокам информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как ...