Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Варенникова Наталья Викторовна

  В возрасте 10 лет ребёнок становится наиболее подверженным  потокам информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как преподаватель Основы религиозной культуры и светской этики, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.

  Именно школа является основным  звеном  духовно-нравственного воспитания  подрастающего поколения.  Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.  Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_orkse_v_formirovanii_duh_nrav.docx46.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

                                     Факультет повышения квалификации

                                           

                                             Структурное подразделение

«Теория и практика духовно-нравственного воспитания и образования в условиях   реализации ФГОС общего образования»

                                           

                                               

Роль уроков ОРКСЭ в формировании

духовной нравственности учащихся 

                                                                                                                 

Исполнитель:

                                                                                             Варенникова Наталья Викторовна,

                                                                                                  учитель начальных классов

                     МБОУ «Средняя общеобразовательная

 школа № 37

            имени Новикова Г.Г»

г. Кемерово

Консультант:

Трофимова Светлана Викторовна,

методист кафедры

 духовно-нравственного  воспитания

                                                           Кемерово 2017

                                                  Содержание

Введение………………………………………………………………  3

  1. Актуальность духовно-нравственного

 воспитания школьников………………………………………… 4-5

  1. Результаты освоения программы……………………………   6-7
  2. Модуль «Основы светской этики»…………………………….8-9

4.Сотрудничество семьи и школы………………………………  10-11

      5.Технологии, применяемые на уроках ОРКЭС…………….      12-17

Заключение……………………………………………………………18

Литература…………………………………………………………… 19

Приложения

  Введение

  В возрасте 10 лет ребёнок становится наиболее подверженным  потокам информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как преподаватель Основы религиозной культуры и светской этики, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.

  Именно школа является основным  звеном  духовно-нравственного воспитания  подрастающего поколения.  Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.  Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

      «Воспитание из всех святых дел – самое святое»

                   Святитель Феофан затворник

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные.

Но развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность.

  1. Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников

Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.

Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире  ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте  взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

  1. Результаты освоения программы

С позиций нового федерального государственного образовательного стандарта , результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, а также рефлексивной деятельностью.

Обновление образования предполагает в настоящее время ориентацию образовательного процесса на развитие субъектности ученика, развитие в нем «внутреннего человека», взращивание способности к самостроительству им своей личности. Уроки по данному курсу обогащают детей в личностном,  метапредметном и предметном планах. В личностном плане это  проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Таким образом, нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Развитие личности, формирование УУД – приоритетные задачи, которые  определяют метапредметные результаты образования. Ориентиром здесь выступает системно-деятельностный подход. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.

.

  1. Модуль «Основы светской этики»

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулей, имеющих ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям. Например, в рамках модуля «Основы светской этики» обучающимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями морали и морального выбора, введением философских категорий добра и зла, добродетели и порока, свободы и необходимости.

Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение обучающимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций. Благодаря этому ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике.

Это позволяет продолжить формирование

  • основ российской гражданской идентичности;
  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;
  • этнической и национальной принадлежности;
  • ценностей многонационального общества;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

Так, например, познакомившись на третьем уроке (тема «Культура и мораль») с определением и особенностями морали, на 11 уроке (тема «Моральный долг») понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на 15 уроке уточняются моральные качества человека.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:

  1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
  2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
  3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии обучающегося со своим опытом.

  1. Сотрудничество семьи и школы

В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.

Это проявляется в формировании:

  • основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»;
  • ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала модулей);
  • гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;
  • толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;
  • уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок. Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
  • Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом  человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
  • Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.  Кроме того, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты.

  5.   Технологии, применяемые на уроках  ОРКСЭ.

 Познавательная деятельность на уроке организуется при использовании основных технологий деятельностного типа: проблемно-диалогической технологии, технологии продуктивного чтения, технологии оценивания учебных успехов.

Технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология используются на нескольких этапах познавательной деятельности учащихся на уроке. Как предполагает деятельностный подход открытие нового на уроке должно идти от ученика, который, наблюдая противоречия между «жизненным уровнем» знания проблемы и недостатком знания ее решения,  учиться ставить цель для поиска и составляет алгоритм решения проблемы.  Учитель лишь должен четко продумывать систему вопросов, которые помогут определить направление, а не решение.
Учебник содержит различные виды текста: научные статьи, художественные тексты (притчи, сказки, отрывки рассказов) и упражнения для практической работы. Поэтому используем технологию продуктивного чтения, которая предусматривает различные виды чтения текста.

  •    Мотивационно-организующий этап. Используя проблемно-диалогическую технологию на данном этапе, может решаться ряд важнейших задач, выявление жизненного опыта детей по теме урока, определение цели и задач, формулирование темы урока.
    Начинать урок желательно  с мотивации. Вызвать потребность в изучении нового, заинтересовать учащихся, можно, используя в начале урока прием работы с иллюстрацией, видеофрагментом, музыкальным клипом и др.

Такую работу предусматривает технология продуктивного чтения. И первый компонент работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации начинается еще на мотивоционно-ориентировочном этапе и  обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения.

То или иное средство используется для иллюстрации жизненной ситуации,  которую дети могут интерпретировать, используя свой «житейский» опыт, но главное это средство используется для эмоционального «вживания в урок» и начинать работу с ней можно с вопроса: «Какие эмоции и чувства вызывает ситуация, изображенная на иллюстрации (герой)?».

На данном уроке мы обращаемся к герою: « Персонаж, изображенный на иллюстрации вызывает симпатию или осуждение? Получится ли желаемый результат, при таком отношении к делу?

Подумайте, какое качество нужно развивать, чтобы получалось задуманное?»  (используем опорные слова: сила, ловкость, смелость, терпение).
Продолжая работу, переходим непосредственно к предположениям детей по формулированию темы урока: «Предположите, какая тема сегодня на уроке? Хотите проверить свои предположения?»

Вопросы помощники универсальное средство, которое помогает учащимся сформулировать задачи урока: «Что..? Какие..? Как..? Хотел бы (хочу ли)  я..?». Эти вопросы должны отражать структуру изучения нового материала, можно продумывать каждый вопрос исходя их вида деятельности и  содержания материала который используется. В конце каждого этапа возвращаемся к вопросам, анализируем, что исследовали, что осталось изучить?

  •  Этап открытия знаний.

Работа с текстом во время чтения – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения;
При работе с определением, перечитывая текст определения, учащиеся находят ключевые слова, анализируют их смысл. Если предлагается изучить разновидности понятия, можно использовать, такие источники информации, которые помогут проанализировать, разделить на группы, дать определение каждой группе. Например, работа в паре с карточками.

Решая задачи урока  обращаемся к тексту учебника, для поиска информации и представления её в различных видах: таблицах, схемах, которые позволяют выделить основные положения необходимые для анализа и обобщения. Например, исследуем: как труд влияет на жизнь человека?

Предлагаем учащимся самостоятельную работу с текстом учебника с. 87-91, проговариваем алгоритм работы: читают, ищут в тексте и дополняют предложения в карточке №1

Работа с текстом после чтения – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.

Работа в группах по заданному алгоритму.

  1. Прочитайте предложения, которые получились.
  2. Обобщите, зачем нужен труд в жизни человека.
  3. Запишите вывод в карточку № 1.
  4. Сравните, что изменилось в герое? Дополните вывод.
  5. Определите, кто будет представлять (защищать) ваш вывод (результат работы).

Данный вид чтения используем чаще всего на  этапе познавательной деятельности  учащихся на уроке - отработки умений с  последующим анализом результата деятельности и оценкой.

  • Этап – контроль (рефлексия деятельности).

При оценивании результатов деятельности используем технологию оценивания учебных успехов.

Акцентирование на результате деятельности — характеристика объективного результата проделанной ребенком работы с использованием критериев оценки (интерес, трудность, успешность, сотрудничество и др.) — способствует развитию самооценки к собственной и совместной  деятельности. Используем для фиксации оценки шкалы.

«Вернемся к вопросам. По каким критериям предлагаете оценить нашу работу на уроке: \ насколько она была вам интересна, сложна для вас, успешна \. (используем шкалы)»

Системно-деятельностный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Поэтому особое внимание уделяется дифференцированному домашнему заданию.

Можно предложить учащимся несколько видов домашнего задания различного уровня сложности, в том числе творческого характера.

Современный урок в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов требует от учителя создание условий, при которых инициируется учебное действие. На первом месте выступает ребенок, такой, какой он есть, его самоопределение, саморазвитие и самореализация.

Используя на уроке технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологию и технологию оценивания учебных успехов мы формируем УУД и создаем условия для развития личности ученика. Иными словами выстраиваем урок, соответствующий требованиям образовательных стандартов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. Рефлексивное управление образовательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий.

* Синквейн (в переводе с франц.– пять строк):

  • Первая строка – одно существительное (суть, название темы);
  • Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);
  • Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;
  • Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме;

* Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному).

Почему вдруг возник синквейн? Нужно было заинтересовать учеников. Ведь внешне это как белый стих, но в нем скрыт большой смысл. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. А ведь именно это умение потребуется для рефлексии по итогам изучения темы, проведения интересного урока, внеклассного мероприятия.

Прием «Составление кластера». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Удобно применять после изучения какой-либо темы. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее

Одна из задач рефлексивного подхода в том, чтобы ученик сформулировал словесно свои результаты (научился, узнал, сделал и т.д.). С помощью таких ответов происходит осознание детьми собственной деятельности. Это можно делать устно, можно в виде письменного анкетирования.

«Назови три положительных момента на сегодняшнем уроке и одно действие, которое можно добавить завтра». Например, за 1-2 минуты до конца урока предлагаю учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, при этом начало предложений не должно повторяться:

***сегодня я узнал…

           ***было интересно…

***было трудно…

***я выполнял задания…

***я понял, что…

***теперь я могу…

***я приобрел…

***я научился…

***у меня получилось …

***я смог…

***я попробую…

 ***меня удивило…

   ***урок дал мне для жизни…

         ***мне захотелось

Рефлексивной деятельности можно учить учащихся через выполнение учебных заданий в ходе урока. К средствам осуществления рефлексии относятся схемы, таблицы, формулы, чертежи, графики. То есть всё то, что позволяет зафиксировать в той или иной форме (образно, знаково, схематично и т.п.) совершённые действия и установить наличие (или отсутствие) связей между ними.

Необходимо  использовать игровые технологии. Самые распространенные игры – командные. Ученики с удовольствием в них играют, увлеченно выполняют все задания, переживают. Все хотят быть победителями.

Гораздо больший эффект и пользу можно получить, организовав рефлексивную командную самооценку. Рассчитать время проведения игры так, чтобы после ее окончания до конца урока осталось 5–7 минут.

Раздать командам листочки, разделенные на три части, в каждой из которых один вопрос и место для ответа:

  • Что такое команда? Перечислите качества хорошей команды.
  • Добилась ли ваша команда сегодня успеха? Чем ваша команда отличается от идеальной?
  • Что нужно сделать, чтобы уверенно заявить: «Мы – самая лучшая команда!»?

Понятно, что ответы у разных команд будут разные, так же, как и причины их неудач, но такой групповой самоанализ полезен во всех отношениях и задействует практически все УУД, в первую очередь – коммуникативные. Перед следующей игрой раздать листочки командам, чтобы они могли прочитать, вспомнить: что и почему они написали и правильно настроиться на игру.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Заключение

Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.

                                                                                         

Литература

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, 2009 – с.12.

2.Ильин И.А. О воспитании в грядущей России. Москва: Русская книга, 1993 - с. 178.

3.Мережковский Д.С.. Пушкин в русской философской критике: Конец XIX — первая половина XX в. Москва: Книга, 1990 — с. 123.

4.Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно - методическое пособие - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013 — с156.

5.Огурцова Н.С. Стыд, вина и извинение. Москва: Начальная школа, 2013, №7 – с.64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся (статья из опыта работы)

"Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (статья из опыта работы по ведению курса " Основы православной культуры")...

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности обучающихся

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недоста...

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"

Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....

Презентация учителя начальных классов "Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (2 часть)

В данной презентации рассказывается о проблеме воспитания детей в современном мире и как её решить при помощи  введённого в школьную программу курса ОРКСЭ в 4 классе.  Приведены примерн...