Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности обучающихся
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности обучающихся

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Поэтому в состав нового Федерального государственного образовательного стандарта  (в ООП НОО) включена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В этой программе есть ряд положений, которые значимы для изучения основ разных культур и организации духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций и ценностей, совместной деятельности школы, семьи и Церкви и других организаций. В инвариантную часть учебного плана начального общего образования включена новая предметная область с названием «Основы религиозных культур и светской этики». Реализация вышеназванных требований стандарта прямо связана с развитием изучения религиозных культур.

Большинство педагогов, методистов, воспитателей, психологов, социологов – все, кто в той или иной степени участвует в образовательном процессе – уверены в том, что в современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Поэтому за последние годы появилось большое число научных исследований, посвященных проблемам развития духовного мира ребенка, воспитания отдельных нравственных качеств, тому или иному аспекту нравственного воспитания, духовно-нравственному воспитанию в целом. Во многих школах России сегодня эта задача решается через введение учебных курсов культурологической или духовно-нравственной направленности.

Так, в начальных классах нашей школы реализуются три курса:

-«Основы светской этики»

- «Основы православной культуры»

- «Основы мировых религиозных культур».

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия.

Введение данных курсов полностью обеспечено УМК, соответствующими выбранным модулям.

Если мы обратимся к тематике занятий, то увидим, что каждое из них направлено на формирование основ нравственности, толерантности, сострадания, милосердия и др.

«Основы светской этики»

Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религии. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность. Что такое добродетель. Учения Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость. Убеждения. Совесть. Долг. Нравственный выбор. Ответственность. Этика в воспитании самого себя. Справедливость. Нравственный закон. Десять заповедей. Любовь – основа жизни. Прощение. Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Нравственные законы в современном мире.

«Основы мировых религиозных культур»

Духовные ценности человечества. Культура и религия. Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира». Древние верования и религиозные культуры. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян. Представление о Боге в иудаизме. Тора и заповеди. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме. Представление о боге и мире в христианстве. Библия – священная книга христиан. Православие. Католицизм. Представление о Боге и мире в исламе. Коран и Сунна. Жизнь Будды. «Золотое правило нравственности».

«Основы православной культуры»

Культура и религия». «Человек и Бог в православии». «Православная молитва». «Библия и Евангелие». «Проповедь Христа». «Христос и Его крест». «Пасха». «Православное учение о человеке». «Совесть и раскаяние». «Заповеди». «Милосердие и сострадание». «Золотое правило этики». «Храм». «Икона». «Как христианство пришло на Русь». «Подвиг». «Заповеди блаженств». «Зачем творить добро?». «Чудо в жизни христианина». «Православие о Божием суде». «Таинство Причастия». «Монастырь». «Отношение христианина к природе». «Христианская семья». «Защита Отечества». «Христианин в труде».

В ходе подготовки к педагогическому совету учителями, преподающими курс ОРКСЭ, были проведены открытые уроки в 4-х классах.  

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые используют учителя, выступают следующие методы:

Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.

Исследовательский метод – метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.

Метод проекта -  это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта.

На каждом уроке учителя стараются вносить элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Особый интерес на уроке у детей вызывает форма работы в группах, конструирование церкви из деталей конструктора, собирание пазлов,  изготовление открыток к христианским праздникам, составление кроссвордов, презентаций к урокам.

Успешно применяется всеми педагогами технология развития критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, технология проектной деятельности, активно используются ресурсы интерактивной доски, ресурсы интернет, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения.

Курс ОРКСЭ ведётся в школе только пять месяцев. Наверное, говорить о каких-либо результатах рано. Вместе с тем мы уже сейчас мы можем говорить о том, что уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.



Предварительный просмотр:

                    Тема: Знаки препинания при  однородных членах предложения

                                                          (3 класс).

Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения.

 УУД:

Предметные:

Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.

Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.

Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения с союзами и без союзов.

Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Оборудование урока: учебник Нечаева Н.В.  «Русский язык. 3 класс»,  тексты.

                                                    Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.  Урок начнем с орфографической минутки.

2. Орфографическая минутка

Учитель: На доске записаны два предложения. Прочитайте. Слайд

Ученик (читает):

  1. В Великую Отечественную войну на фронт уходили старики, молодёжь.
  2. Мы в благодарной памяти храним дела и судьбы ветеранов.
  3. В городах, сёлах, маленьких деревушках выросли памятники героям.

Учитель: Какова тема этих предложений?

Ученики отмечают, что в этих предложениях говорится о памяти героев Великой Отечественной войны.

Учитель: Почему эта тема так близка нам сегодня? А кто из вас знает имена родных, которые воевали на фронтах Отечественной? А есть ли в нашей деревне такой памятник, о котором говорится в третьем предложении? (надо, чтобы знали. в каком году появился и т.д.)

Давайте договоримся, что к классному часу вы узнаете побольше о родных, защищавших  Родину,  и расскажете товарищам.

Учитель: Найдите  и выпишите из предложений слова:

а) с проверяемой гласной в корне и объясните их написание;

б) с непроверяемой гласной в корне.

Ученики  называют слова с проверяемой гласной в корне и проверочные к ним слова,  объясняют написание слов с непроверяемой гласной.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.

3. Стадия вызова.

Учитель: Что общего в этих предложениях?

Ученики  говорят, что в этих предложениях есть однородные члены.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Ученик: Я считаю, что тема урока  «Однородные члены предложения». Но ведь эту тему мы уже проходили!

Учитель: Совершенно верно, но тему уточним немного позже. Сегодня вы откроете ещё несколько секретов про однородные члены предложения.  Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Ученик: Мы должны узнать что-то новое об однородных членах предложения, что нам пригодится в дальнейшем и потренироваться в их нахождении.

Учитель: Как будем работать? Я предлагаю три уже известных вам варианта начала работы: составляем кластер, дерево предсказаний или начинаем вести бортовой журнал. Что выбираем?

Ученики выбирают ведение бортового журнала.

IV. Стадия осмысления.

Прием «Бортовой журнал»

Учитель: Значит,  вы -  исследователи, а исследователи, как правило, ведут журналы наблюдений.  Но прежде чем мы приступим к их заполнению, давайте поработаем с текстом, используя приём "Инсерт". Читайте текст, делая пометки:

«v» -известная информация (это я уже знал); Слайд

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

«  » - думал иначе.

Текст

Однородные члены предложения - это члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом в предложении и обычно отвечают на один и тот же вопрос.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

 При однородных членах предложения запятая ставится:

1.Между однородными членами: О,О,О

2.Перед союзами А, НО: О, а О ; О, но О

3.При повторяющихся союзах; и О, и О, и О.

При однородных членах предложения запятая не ставится перед союзом, который объединяет однородные члены предложения в пары: О и О.

Беседа после прочтения текста.

Учитель: Что вам было известно об однородных членах предложения? Заполним сразу левую колонку нашего журнала.

- Левая колонка заполнена.Много ли мы знаем об однородных членах?

Ученики  вспомнили, что однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, что при однородных членах при отсутствии союза ставится запятая.

- Какая информация для вас новая? Заполним правую колонку "Бортового журнала". Слайд: название приёма+ таблица

- Какие появились вопросы?

- Чему вы удивились?

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал об однородных членах

Учитель: Сопоставьте левую и правую части журнала и оцените, насколько возросли  ваши знания по изучаемой теме.

Ответы учеников.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с работой.

   Учитель: Сформулируйте ещё раз тему и цель нашего урока. 

Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Слайд

(тема и цель на одном слайде)

Цель: понять, когда ставятся знаки препинания в предложениях с однородными членами и потренироваться.

Учитель: Давайте составим план действий дальнейшего хода урока.

План действий Слайд

1. Прочитать правило в учебнике.

2. Потренироваться.

3. Проверить себя.

Закрепление.

Учитель: Приступим к выполнению плана. Откройте учебники и прочитайте правила. Рассмотрим схемы однородных членов предложения.

Учитель: Давайте рассмотрим ещё раз предложения, с которыми работали в самом начале урока. Слайд

  1. В Великую Отечественную войну на фронт уходили старики, молодёжь.
  2. Мы в благодарной памяти храним дела и судьбы ветеранов.
  3. В городах, сёлах, маленьких деревушках выросли памятники героям.

Фронтальная работа по нахождению однородных членов предложения (главные или второстепенные), объяснения постановки знаков препинания, схематическое изображение.

Работа в группах (2 группы)

Учитель: Вспомните правила работы в группе (Слайд ). Выберите организатора, секретаря, хранителя времени, выступающего.

Правила работы в группе.

  

1.В группе должен быть ответственный.

2. Один говорит, другие слушают.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял, переспроси.

5. Работать должен каждый на общий результат.

На ваших столах лежат листочки со стихотворением. Прочитайте.

1 группа

День победы

Абдулхак Игебаев

Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.
И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.
Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

2 группа

День победы

Платон Воронько

Спать легли однажды деды –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет, и нет войны!

И не будем мы прощаться,
И на фронт не провожать,
И налётов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах.
И отцы в военных формах.
Что с войны пришли домой.
Здравствуй воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник.
Мой спаситель – Красной Армии солдат!

Учитель: О чем эти стихи? Какова их основная мысль? Почему мы опять обратились к теме Великой Отечественной войны?  

Ответы учащихся.

Задание: выписать из стихотворения одно предложение с  однородными членами, приготовить презентацию выписанного предложения по плану (план на этом же листочке после текста): (Слайд)

1. Сказать название стихотворение, автора.

2.Прочитать предложение выразительно.

        3. Назвать грамматическую основу.

        4. Найти  однородные члены,  определить, какими членами  

            предложения они являются.

        5. Прокомментируйте знаки препинания.

Ученики выполняют задание, после его выполнения слушаем ответы.

Учитель: Понравились ли вам ответы ваших товарищей? Что бы вы могли добавить? Правильно ли они использовали вновь полученные знания об однородных членах?

Учитель: Проверим, как вы усвоили знания по теме урока.

Тест  "Однородные члены предложения" Слайд

Фамилия, имя _______________________________________________

Выбери верное утверждение:

1.  Однородные члены предложения:

а) отвечают на один и тот же вопрос;

б) имеют одинаковый состав слова;

в) связаны с разными словами.

2.  Однородными членами предложения:

а)  могут быть только  главные члены предложения;

б)  могут быть только  второстепенные члены предложения;

в)  могут быть  главные и второстепенные члены предложения.

3. Запятая в предложениях с однородными членами всегда ставится перед союзами:

а) и;

б) а, но;

в)  а.

4.  Отметь предложение с однородными членами:

  а) Родители вечером ушли в кино, а я остался дома с бабушкой.

  б) На столе лежали спелые яблоки, сочные апельсины, ароматные груши.

5.  Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

а) У меня дома живут кот, и собака.
б) День стоял пасмурный, но теплый.

в) Не купайся и не ныряй, в незнакомых местах.

Самопроверка по образцу: Слайд

1) а

2) в

3) б

4) б

5) б

Самооценка по критериям Слайд

Критерии оценки:

отметка "5" - нет ошибок;

отметка "4" - одна ошибка;

отметка "3" - две ошибки;

отметка "2" - три и более ошибки.

Учитель: Кто выполнил тест без ошибок? Кто допустил одну ошибку? две? три? больше?

- Какую цель поставите перед собой дальше? (потренироваться)

Учитель: Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

V. Стадия рефлексии.

Учитель: Вернемся к началу урока. Какова была наша цель, достигли ли мы её?

Ученики снова формулируют цель урока и высказывают свое мнение с опорой на бортовой журнал. Все считают, что цель урока выполнена.

Приём «Толстые и тонкие вопросы». Слайд

Учитель:  Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли в процессе изучения материала, составьте  по одному тонкому и толстому вопросу,  связанных с темой урока. Затем обсудите свои вопросы с соседом по парте и выберите наиболее интересные, чтобы задать их классу.

Учащиеся выполняют задание, вписывая свои вопросы в таблицу, затем выбирают интересные  и задают их классу.

           

     Толстые вопросы

      Тонкие вопросы

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

             

         Комментарий:    С помощью этого приема на стадии рефлексии был

проведен взаимоопрос, который помог  выяснить, как учащиеся усвоили тему. Этот прием учащимся  знаком. Они правильно формулировали вопросы.

Тонкие вопросы составили все учащиеся (Какие  члены предложения называются однородными?     Какие члены предложения могут быть однородными? и т.д.) А вот  с толстыми вопросами справились не все.  Тем не менее, ответы учащихся показали эффективность     использованных на уроке приёмов.

                                             

Учитель:  Вот и подошёл к концу наш урок. Закончите устно написанные на доске предложения. Слайд

- У меня сегодня получилось..

- Я узнал, что…

- Мне удалось…

- Я думаю, что завтра на уроке…

Задание на дом (на выбор): Слайд

1. Учебник, с. 18 упражнение 24.

2. Написать о своих родных, принимавших участие в ВОВ, мини-сочинение, используя предложения с однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся (статья из опыта работы)

"Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (статья из опыта работы по ведению курса " Основы православной культуры")...

РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО СЛОВА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

Данная статья предназначена в первую очередь молодым мамам, воспитывающим подрастающее покаление....

Презентация учителя начальных классов "Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (2 часть)

В данной презентации рассказывается о проблеме воспитания детей в современном мире и как её решить при помощи  введённого в школьную программу курса ОРКСЭ в 4 классе.  Приведены примерн...

Роль уроков ОРКСЭ в формировании нравственности учащихся

В представленном материале описан опыт по преподаванию учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", проведен анализ работы по формированию духовной нравственности учащихся...

Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности

В возрасте 10 лет ребёнок становится наиболее подверженным  потокам информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как ...