РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО СЛОВА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ
статья на тему

Свиридова Любовь Павловна

Данная статья предназначена в первую очередь молодым мамам, воспитывающим подрастающее покаление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_materinskogo_slova_v_formirovanii_dukhovno.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО СЛОВА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

        Духовно-нравственные пробелы   ощущаются   обществом все острее; растет преступность, жестокость, безнравственность захлестнула все возрастные группы. И нельзя не согласиться с Блезом Паскалем, утверждавшим еще в XVII веке: «Если я не знаю основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет мне утешение в тяжкие минуты жизни, а вот основы нравственности утешат и при незнании науки о предметах внешнего мира».

        Испытания, выпавшие на долю людей, прошедших политические лагеря, свидетельствуют: выстояли не те, кто был сильнее физически, а лишь те, кто имел богатый внутренний мир, был стоек духовно, а в душе носил веру. Это могла быть вера в Бога, в справедливость, в светлое будущее — все то, что закладывается с детства в семье. Причем главным «автором» программы, лежащей в основе духовно-нравственного потенциала, является женщина-мать. Именно материнское слово формирует долговременную память, реализующую актуализацию заложенного в конкретном речевом акте на любом жизненном отрезке. Слово матери способно направлять, оберегать, «всплывая» в самые трудные для человека моменты жизни, входя в оперативную память. Известный русский поэт Марина Цветаева пишет в автобиографической прозе о своем общении с матерью: «Слуху моему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося «молодец», холодно "добавляла: «Впрочем, ты ни при чем. Слух — от Бога». Так это у меня навсегда и осталось, что я — ни при чем, что слух — от Бога,. Это меня охранило и от самомнения, и от самосомнения, от всякого, в искусстве, самолюбия,..— раз слух от Бога. «Твое только старание, потому что каждый Божий дар можно загубить», — говорила мать поверх моей четырехлетней головы, явно не понимающей и уже из-за этого запоминающей так, что потом уже ничем не выбьешь. И если я этого своего слуха не загубила, не только сама не загубила, но и жизни не дала загубить и забить (а как старалась!),  я этим опять-таки обязана матери. Если бы матери почаще говорили своим детям непонятные вещи, эти дети, выросши, не только бы больше понимали, но и тверже поступали».

        Какова же должна быть речь матери, чтобы стала она основой основ всей жизни ее ребенка?

        Наука подтверждает большую активность младенца, его опережающее развитие в случаях, когда мать беседует со своим ребенком в период его внутриутробного развития, в младенческий период. В это время дитя усваивает особенности интонационного рисунка, фонетические цепочки (звукоряды). В период овладения речью на уже сформировавшиеся навыки наложится и смысловой код. И очень важно в этот период качество текстов, проговариваемых матерью (позже и прочитываемых). Идет активное накопление готовых речевых единиц в определенных контекстах. Пусть позже смысл их развернется, изменится, уточнится, но они «на слуху», разум и душа, готовы их воспроизводить.

        Женская речь по сравнению с мужской более эмоциональна, образна, красива (по крайней мере должна быть таковой), она больше ориентирована на душу, тогда как мужская — на разум и волю. Мы склонны считать, что при неизмеримо значительной роли отца и других членов семьи, только мать является «автором» душевного кода. Остальные — «со-авторы». И чем серьезнее и основательнее заложенное матерью, тем меньше подвергается деформации душа ребенка под воздействием внешних факторов.

        Как хранительница очага женщина является и хранительницей традиций, тайн, обычаев рода и семьи. Это обусловлено ее природой. Недаром женщины преобладают среди прихожан и учителей.

        Современное  состояние нашего общества, к сожалению, демонстрирует разрушение самого института семьи. Наблюдается разрыв связи мать-ребенок. Социальные условия по-разному определили этот разрыв: неимущие матери заняты поисками средств существования, женщины среднего класса заняты карьерой, неработающие обеспеченные дамы озабочены собой и красивой жизнью и отдали своих детей в руки чужих женщин-нянь, гувернанток и т. д. Матери некогда говорить со своим чадом на ранних этапах, а потом, позже, — и не о чем. Утрата вербальной основы воспитания проявляется и в снижении общей речевой культуры. Распространение ненормативной лексики на женскую, а значит, и детскую речь, снятие словесного табу влечет за собой поведенческую вседозволенность, обладающую страшной разрушительной силой.

        Мудрость наших предков проявляется и в одной из материнских молитв, в которой звучат следующие слова: «Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с незнающими страха Твоего; внушить им всемерного удаления от всякого союза с беззаконными; да не внимают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире». «Неизгладимые черты» закладываются словом, тем самым, отзыв на которое «нам не дано предугадать». Но предугадать потребность особо строгого речевого воспитания девочек, девушек – будущих матерей, на наш взгляд, просто необходимо.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся (статья из опыта работы)

"Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (статья из опыта работы по ведению курса " Основы православной культуры")...

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности обучающихся

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недоста...

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"...

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей учащихся"

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей   учащихся"...