Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Достойно жить среди людей.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Познакомить с новыми понятиями, создать условия для  правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье; учить рассуждать на нравственные темы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx17.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Достойно жить среди людей.

    Цели: познакомить с новыми понятиями, создать условия для  правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье; учить рассуждать на нравственные темы.

    Задачи: развивать речь учащихся, коммуникативные навыки;  воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями.

                     Ход урока.

    I. Организационная часть урока.

    - Мы с вами отправляемся в путь за новыми знаниями и умениями. А чтобы нам было веселее в дороге, давайте споём! (Звучит песня «Дорогою добра».)

    II. Мотивация учебной деятельности.

    - На нашем пути – прекрасное дерево, которое мы с вами нарисовали на предыдущем уроке.

    - Как мы его назвали? (Дерево мудрости или нравственности.)

    - На нём растут необычные плоды. Давайте вспомним – какие.

    - Без кого скучно и трудно в дороге? (Без друзей.)

    - Какой дорогой мы с вами пойдём, следуя словам песни? (Добра.)

    - Мы должны слушать друг друга, потому что дружба не может быть без чего? (Без уважения, взаимопонимания и других нравственных качеств…)

    - Спасибо, какие вы молодцы! А о какой нравственной категории, о какой установке мы говорили на прошлом уроке? (О нравственной установке.)

    Хорошо. Но посмотрите, на нашем дереве нравственности созревает ещё одно яблоко. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать ещё одно нравственное понятие.)

    III. Изучение нового материала.

    1. Беседа.

    - Мы становимся лучше и мудрее, потому что стараемся заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться. Пусть в этих важных намерениях вам поможет цветик-семицветик, который будет сопровождать нас в пути и поможет оценить наши возможности и достижения. На его сердцевине напишите, каким вам хотелось бы стать. Кто выполнил задание, отложите пока цветок. Продолжим наш путь с друзьями – поработаем в паре, чтобы попытаться раскрыть тему нашего урока.

    2. Работа с пословицами.

    - У вас на столе конверт со словами. Необходимо расположить их в нужном порядке, чтобы получилось предложение и наклеить на лист.

    Проверяем. Кто составлял первое предложение, что у вас получилось? Что за предложение получилось? (Пословица.)

     - Объясните значение.

    Аналогичная работа проводится с остальными пословицами.

    - Что объединяет все пословицы? (Как необходимо вести себя в обществе людей)

    Все эти мудрые мысли, ребята, раскрывают нашу сегодняшнюю тему урока: «Достойно жить среди людей».

    -  Какая нравственная категория звучит в теме? Что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Что значит жить достойно).

    - В речи часто встречаются фразы со словом «достоинство» (Оценить по достоинству. Чувство собственного достоинства. У него много достоинств. Достойно! Ронять своё достоинство)

    -  Попробуйте объяснить их значение.

    - А вот как толкуется значение этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова:

    ДОСТОИНСТВО -а, ср.

    1. Положительное качество.

    2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.

    3. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 тысяч рублей.

    4. То же, что титул (в 1 знач.) (устар.). Графское достоинство.

    - Оценить по достоинству кого-то - составить правильное мнение.

    - Итак, это совокупность моральных качеств. Давайте вспомним, а что такое мораль?

    МОРАЛЬ -и, ж.

    1. Нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая мораль. Человек высокой морали,

    2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Мораль басни.

    3. Нравоучение, наставление (разг.). Читать кому-нибудь мораль.

    - Я хочу прочитать стихотворение одного древнего мудреца – Омара Хаяма:

    «Не делай зла — вернется бумерангом,

    Не плюй в колодец — будешь воду пить,

    Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

    А вдруг придется, что-нибудь просить.

    Не предавай друзей, их не заменишь,

    И не теряй любимых — не вернешь,

    Не лги себе — со временем проверишь,

    Что этой ложью сам себя ты предаёшь.»

    О каком главном правиле нравственности напоминают нам эти стихи?

    (Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

    - Чтобы продолжить разговор, посмотрим видеофильм.

    - Нравственно ли поступил мальчик? Почему? А мужчина?

    - Какие чувства возникли у вас после просмотра? Почему? По какому правилу жил мужчина? Как он помогал людям? (Бескорыстно.)

    - Он жил достойно? А что мы можем сказать о мальчике, он достоин нашего уважения? Почему?

    - Что же значит жить достойно? (Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях. В основе поступков достойного человека лежит бескорыстие)

    - Как же объясняется значение этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля?

    БЕСКОРЫСТИЕ:

    -отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу,

    -желания скоплять богатства, приобретать неправо;

    -нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим;

    -нежелание наград и возмездий за добрые дела.

    Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

    - Вот оно, то яблоко мудрости, за которым мы с вами отправились сегодня в путь! (Яблоко бескорыстия.)

    -  Откройте, пожалуйста, учебник на стр.106. Прочитаем притчу.

    - Как вы её поняли?

    IV. Итог урока.

    - Пришло время вернуться к нашему волшебному цветку, чтобы попробовать оценить себя. Я буду зачитывать различные жизненные ситуации, а вы, если в них описывается действие, характерное для вас, раскрашиваете один из лепестков любым цветным карандашом. Каждая ситуация соответствует одному из лепестков.

    - У кого получился цветик-семицветик? (Молодцы! Так держать!) А если не все лепестки закрашены, значит есть к чему стремиться!

    - Об этом замечательные слова сказал великий немецкий мыслитель Иоганн Гёте: «Кто верить сам в себя умеет, тот и других доверьем овладеет»

    - Спасибо за урок, желаю всем удачного дня и добрых поступков!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Как научить ребёнка жить среди людей"

    Цель: обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома....

    Классный час "Жить как люди".

    Конспект классного часа с презентацией "Жить как люди"...

    Чтобы достойно жить!

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3-х классов, направленная на пропаганду здорового образа жизни и правового самосознания....

    "Познай себя,учись учиться жить среди людей"

    "Познай себя, учись учиться, жить среди людей" Нелегок путь заводов и полей,Но есть работа много тяжелей,Работа эта быть среди людей. Мы живём среди людей. Все они разные по возрасту, по хар...

    Открытый урок по ОРКСЭ на тему: Достойная жизнь среди людей"

    Урок предназначен для учителей, которые ведут модуль ОРКСЭ "Светская этика"....

    Жить среди людей

    Урок по ОРКСЭ. Полезен для учителей, преподающих модуль: Светская этика....