Урок по ОПК "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Локоть Татьяна Викторовна

Милосердие - качество, которое или есть или отсутствует. Когда мы взываем к милосердию, то, скорее всего не по адресу, т.к. просить о милосердии милосердного человека не надо. Мне кажется, что ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить со смыслом слов «милосердие», «милостыня»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

Регулятивные: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Личностные: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих.

Методы:  словесный, наглядный, практический.

Приемы: беседа, рассказ, диалог.

Оборудование к уроку:  ноутбук, учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры”/ А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2012, толковый словарь, выставка книг, наглядный материал, поделки, белые цветы.

Планируемый результат.

В ходе урока учащиеся узнают:

  • Что такое милосердие
  • Кого называют ближним.
  • Как христианин должен относиться к людям.

Ход урока

  1. Организация начала урока.
  2. Вступительное слово учителя.

-Ребята, а какое слово для вас самое красивое?

Одно из самых красивых слов на свете- милосердие.

- О чём оно говорит?

Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Бывает радостной, а бывает с заплаканным лицом(если ты узнаёшь о чужой беде)Ты сострадаешь.

3. Мотивация деятельности. 

Сегодня на уроке узнаем:

  • Что такое милосердие
  • Чем милосердие отличается от дружбы
  • Кого называют ближним
  • Как христианин должен относиться к людям

Мы отправимся сегодня в путешествие. Для этого у нас есть машина времени. Мы побываем в разных эпохах и посмотрим всегда ли были важны милосердие и сострадание в жизни людей. Чтобы попасть на машину времени ,нужно получить билет. Для этого повторим правила поведения.

Мы попали в библиотеку. В библиотеке мы видим мальчика, который читает книгу.

-Что ты читаешь?

Притчу. Как она называется? «Притча о милосердном самарянине.»

4. Определение темы урока.

а) Словарная работа.

Притча - рассказ с нравоучением.

Самаряне - жители одной местности в Палестине.

Заповедь- правило жизни.

Жить достойно - жить по заповедям Христа.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.

Ученик рассказывает притчу.

в) Беседа:

- Кому принес пользу поступок самарянина?

  • Пострадавшему
  • Самарянину
  • Владельцу гостиницы

- Объясните свой выбор.

- Какими качествами обладал Самарянин?

  • Равнодушие
  • Доброта
  • Жадность
  • Скромность

- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

- Чему учит притча?

- Кто такой ближний?

- Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.

“…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.

Кого мы называем ближним

(Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи)

- Назовите главную заповедь Христа. (Люби ближнего, как самого себя.)

- Тема нашего урока “Милосердие и сострадание”

"Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".

5. Беседа о милосердии.

- Милосердие выше, чем закон или справедливость.

- Прочитайте слова последнего абзаца на стр. 43.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно. Но  прошло время ,и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и  самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, довести до дома или врача?

- Подумайте над этими вопросами.

- Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: “А Я говорю вам: любите врагов ваших” .

Человек и сам может научиться милосердию если будет  совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…) Эти дела со временем изменят его сердце.

Современный толковый словарь: Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.

Что такое благотворительность?

Обратимся к современному толковому словарю.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (напр., защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

У:Благотворительность всегда была основой русского общества. Многие идеи организации благотворительных акций мы и черпаем из славного прошлого российского государства.

Физминутка

Мы отправляемся в 1912г.

Театральная постановка.

У:- Здравствуйте, девочки. Куда мы попали?

Д:-Вы на празднике Белого Цветка. У нас проходят благотворительные базары, буфеты и концерты. Девочки, расскажите нам об этом празднике.

1.Сама императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах; они принесли массу денег. Она вместе с Великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.

2.В празднике «Белого Цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого Цветка».

3.Курсистки - слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института - забирали букеты и расходились по всему городу. Организаторы особенно подчеркивали то, что ценен каждый пятачок. Прейскуранта на букеты не было -- каждый давал, сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет

4.И эта идея очень крепко прижилась в России, Дни цветков стали настолько популярны, что стали проводится по нескольку раз в год!

У:В наши дни День Белого Цветка возрожден. Постепенно он набирает популярность и начиная с 2000 года уже по несколько раз прошёл во многих городах России : Курске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Петербурге, впервые после революции в 2011 году – в Москве. В Ялте, традиционном центре лечения больных туберкулезом, где Белый Цветок проходил при личном участии царской семьи, праздник проходит ежегодно уже с 2003 года. Сначала это был небольшой школьный праздник, организованный по инициативе местной учительницы истории. С 2005 года идею поддержал Крестовоздвиженский домовый храм царской семьи в Ливадии.  Праздник «Белого Цветка» теперь ежегодно проводится во второе воскресенье по Пасхе, в день Жен Мироносиц в Ливадийском дворце. В наши дни в этот день в южной императорской резиденции собираются тысячи людей.

Сегодня проблема борьбы с туберкулезом не стоит так остро, как это было столетие назад, и современные Дни Белого Цветка посвящают сбору средств на лечение малоимущих больных.

С 2011 г. Белый Цветок возродили в Москве, в Марфо-Мариинской обители. Организацию праздника взяла на себя Православная Служба Милосердие.

 Милосердие - это не вялая отдача лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.

Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный - это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.

Милосердие - традиционная черта россиян . Я думаю, что каждая семья может поделиться своими примерами милосердия.

«Листая семейный альбом»

Мы отправляемся в 1933г. Рассказ ученика.(1)

Шёл 1933г.В стране была страшная голодовка. Много народу умирало.

У моей прапрабабушки Софии было двое дочерей-моя прабабушка Агафия и младшая Одарка.

В 1933г.Одарке исполнилось 15 лети она умерла от голода. Как-то прапрабабушка София пошла на

кладбище на могилу своей дочери и увидела возле одной могилы девочку лет 15.

Она её спросила:

_Что ты здесь делаешь?

Здесь лежат мои родители, они умерли от голода. Я пришла сюда умирать.-ответила девочка.

Прапрабабушке девочка показалась похожей на её Одарку, и она забрала Лену( так звали девочку)  к себе жить. Годы голодовок и войну они пережили вместе. Лена выросла, а прабабушка

 её выдала замуж. У Лены родились дети и внуки. Лена всю жизнь считала мою прапрабабушку

 Софию своей мамой, а мою прабабушку Агафью своей сестрой. До конца жизни они общались

как родные.

Мы отправляемся в 1946г. Рассказ ученика.(2)

СИРОТА.

В послевоенное время, когда страна вставала с колен, когда везде был голод и разруха, родители

моей бабушки взяли в свою  большую семью на воспитание сироту. А было это так:

Однажды моя прабабушка заметила , что дедушка Ваня. Уходя на работу в лесопилку берёт

больше еды, чем нужно.

-Зачем столько еды? Ведь её и так не хватает.

Дедушка рассказал , что на лесопилке живёт мальчик. Он сирота, убежал из детского дома.

Прабабушке и прадедушке стало жаль мальчика и они взяли его в свою большую семью.

Мальчика звали Коля. Он закончил школу, поступил в Омский институт. Потом  пошёл в армию,

женился и уехал жить на Кубань.

Я горжусь, что мои родственники в такое трудное  и голодное время помогли маленькому

 мальчику, не дали ему погибнуть в то жёсткое послевоенное время.

7. Знакомство со значением слова “милостыня” .

Чтение учебника стр.44 последний абзац.1ученик

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: “всякому просящему у тебя – дай”. А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

2 ученик

В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: “раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?”. А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов.

8.Чтобы нам вернуться назад в наш 2016год надо выполнить задание.

Дети выполняют задание на листочках.

9. “Знаменательные дни милосердия и сострадания” 

9 мая – День Победы.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей.

9 июня – Международный день друзей.

1 октября - День пожилых людей.

16 ноября – День толерантности.

3 декабря - Международный День инвалидов.

Ребята,  Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.

- Неужели о доброте, чуткости, милосердии, сострадании и сопереживании, необходимо вспоминать только в эти дни?

9. Обзор литературы.(резерв)

В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? Затронули ли они вашу душу? Почему? ( учащиеся делятся впечатлениями).

Вывод. В этих произведениях авторы учат нас быть: добрыми, сострадательными, милосердными. Одно без другого быть не может. Доброта рождает сострадание, а сострадание - милосердие.

10. Рефлексия.

- Что нужно делать, чтобы каждого из вас считали милосердным?

Вывод. 

- Научиться любить ближних.

- Учиться прощать врагов.

- Подавать милостыню нуждающимся.

Ребятамне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас добрыми людьми.

Ученики  читает стихотворение:

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

***

Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.

Исполнение песни «Дорогою добра»

11. Домашнее задание.

- Нарисовать плакат  по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.

-Изготовить ёлочную игрушку для передачи в интернат.

- Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих близких .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...

конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание"...

Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс

Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс....

Открытый урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного су...

Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание.

Цель урока: 1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного сужден...

Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...

Урок 12 Милосердие и сострадание

Разработка урока основ православной культуры по учебнику А.Кураева...